Дело о виртуальной женщине, самоварном золоте и «беспечном безопаснике»

Несложное на первый взгляд — изначально с признательными показаниями — дело о мошенничестве с использованием служебного положения дошло до Ленинского райсуда, обрастая по пути сбивающими с толку деталями.

3448708 июля 2019
Дело о виртуальной женщине, самоварном золоте и «беспечном безопаснике»

Дано:

2 миллиона 702 тысячи 250 рублей недостачи в ломбарде №8 компании «ЕрмакЗалогСервис», выявленные ревизией, которую направил руководитель компании, удивленный аномальной статистикой данной точки (несколько месяцев роста выдачи на фоне падения в остальных ломбардах сети)

1 товаровед (теперь уже бывший) ломбарда №8 Ирина Москаленко, работающая на этой точке с 2015 года, в последние годы единолично (в большинстве остальных ломбардов «ЕрмакЗалогСервис» товароведы работают парами посменно, регулярно проверяя друг друга при пересменке)

1

2 кг (примерно) дешевой бижутерии, заложенной в ломбарде №8 с апреля по декабрь 2018 года под видом золота; залоговые билеты оформлены на брата и мать Москаленко, брата её супруга, пару давних приятелей и одного их знакомого

1 «не установленное в ходе следствия лицо» (фигурирует только в показаниях Москаленко).

Найти:

Какую меру наказания выберет для Ирины Москаленко суд, если обвинение выдвинуто по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере; максимальные санкции по УК — до десяти лет лишения свободы со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере зарплаты осужденного за период до трех лет либо без такового)?

Предвидя вероятные возражения о презумпции невиновности, скажем сразу: доказывать сам факт совершения преступных действий прокурору практически не надо — Москаленко созналась в содеянном изначально, подписавшись под актом вышеописанной ревизии, дала затем признательные показания следователю и не отказывается от них — конкретно в части признания вины — и сейчас в суде.

Казалось бы, суду остается только принять во внимание, с одной стороны, тяжесть преступления (сумма похищена немалая, причем не спонтанно и одномоментно — преступные действия повторялись многократно, похищаемые суммы варьировались от 43 до 526 тысяч рублей в месяц), а с другой — то, что ранее подсудимая к уголовной ответственности не привлекалась, начальством характеризовалась положительно, и воспитывает двоих несовершеннолетних детей, — и вынести вердикт. Но столь ясной картина была только на ранней стадии следствия.

После смены адвоката показания Москаленко изменились очень существенно. В материалах дела появился неожиданный мотив и загадочный фигурант — некая женщина с условным именем Марина, то самое «не установленное в ходе следствия лицо». По словам Москаленко, ранее — когда она сама еще не работала в «ЕрмакЗалогСервисе», но уже была его клиентом (точка №8 расположена близко к её дому), — она периодически видела, как ей кажется, эту «Марину» за прилавком ломбарда — в качестве подменного товароведа. И потому не была особо удивлена, когда эта женщина обратилась лично к ней уже в период её работы в ломбарде №8 с предложением выгодной сделки: купить примерно 700 граммов золотых изделий всего по 1000 рублей за грамм. Продемонстрировала как образцы несколько изделий — кольца без камней, украшения не товарного вида, ювелирный лом, — которые Москаленко, как уже опытный товаровед, оценила примерно по 1500 рублей за грамм. И прикинула, что может получить на этой сделке гешефт в 350 тысяч рублей. Однако «Марина» просила деньги вперед — якобы для выкупа золота. Москаленко заявила, что такой суммы у неё нет, на что подельница, по словам обвиняемой, и предложила ей воспользоваться схемой изъятия денег из кассы под залог бижутерии под видом золота. Причем она, якобы, знала, что специалист «ЕрмакЗалогСервиса», периодически проводящий выездные проверки ломбардов, проверяет практически только бухгалтерию, а в золоте не разбирается. В итоге Москаленко, по её словам, согласилась на предлагаемую аферу. Через некоторое время состоялась вторая встреча, на которой Москаленко передала «Марине» собранные путем махинаций 700 тысяч рублей, взамен получив те 8 изделий, что ей ранее показывали как образцы, а также намек на возможное появление еще одной партии золота, поменьше. Товаровед оценила полученное золото в 80 тысяч рублей, оформив его двумя фиктивными залоговыми билетами, и, среагировав на намек, начала прежним способом аккумулировать новую порцию наличности. На третью встречу, как показала Москаленко, она пошла уже с 500 тысячами в самодельном конверте. Увидев, что «Марина» пришла с пустыми руками, обвиняемая, по её словам, передумала отдавать вторую сумму, но «бизнес-партнер» якобы неожиданно вырвала у неё конверт с наличностью. А в ответ на возмущение товароведа, якобы, начала пугать её возможными неприятностями с детьми — демонстрируя на мобильном телефоне фотографии дочки и сына, свидетельствовавшие о слежении за ними. Как говорит сейчас Москаленко, «Марина» заявила, что никакого золота у неё больше нет, и потребовала безусловных регулярных выплат по 100 тысяч рублей, иначе... В дальнейшем, по словам подсудимой, требуемая «Мариной» сумма возросла до 150 тысяч. И выплаты продолжались до той самой внеплановой ревизии (о которой, как заявила Москаленко, её подельница-вымогательница её предупредила, как бы подтвердив свою осведомленность о внутренней работе «ЕрмакЗалогСервиса»).

«Особенности» женской памяти и логики — Москаленко в деталях описывает не только внешность «Марины», но и её одежду и обувь на каждой из встреч, несмотря на то, что между первой из них (если она была в названное обвиняемой время и вообще была) и первым допросом прошел едва ли не год. Человека с такой же потрясающей зрительной памятью подсудимая, по её словам, нашла на днях в киоске рядом с бывшим местом работы — та, взглянув на фоторобот «Марины», заявила, что видела эту женщину год назад(!). Полиции в этом смысле везло меньше — никаких следов никакой «Марины» за время следствия не было обнаружено. Фоторобот, составленный исключительно со слов обвиняемой, - единственное свидетельство её существования. Вещественных доказательств никаких нет — даже простой письменной расписки Москаленко с «Марины», отдавая ей первые 700 тысяч рублей (когда они еще были якобы компаньонами), не взяла. Во что особенно трудно поверить в нынешние времена, когда со смартфоном идут даже в санузел, - «скупщик» не взял у «поставщика» даже номера телефона.

В первоначальных показаниях Москаленко, напомним, никаких «Марин» не было — она брала всю вину на себя, якобы потому, что представители следствия за «чистосердечное признание» обещали оставшейся без мужа (об этом ниже) и работы, но с двумя несовершеннолетними детьми женщине чуть ли не условный приговор. И первый адвокат — бесплатный, от государства — говорил о том же. И только нынешний адвокат будто бы уговорил её не бояться и все рассказать.

2

Что может выиграть подсудимая от появления в деле «Марины» — трудно понять. Зато она уже получила отягощающее обстоятельство — к мошенничеству в крупном размере прибавилось «совершенное организованной группой». Если представить, что 1) «Марина» существовала и 2) их сделка бы завершилась удачно для Москаленко — то это все равно было бы то же самое мошенничество и та же статья, только по ней должна была бы пойти и «Марина». Если считать правдой версию Москаленко - «Марине» добавили бы еще срок по статье 163 УК РФ за вымогательство.

У потерпевшей стороны по ходу следствия сложилась своя, альтернативная версия — представители «ЕрмакЗалогСервиса» считают, что «организованная группа» включала в себя не виртуальную «Марину» (в чье существование они не верят), а реальных членов семьи Москаленко. Здесь стоит пояснить род деятельности супруга подсудимой, в ходе следствия вдруг ставшего «бывшим» - Иван Москаленко до недавнего времени работал старшим оперуполномоченным отдела собственной безопасности УВД Омской области (сейчас он срочно перевелся в другой регион, куда — обвинение пока выясняет, Ирина Москаленко его местонахождение знает — они регулярно созваниваются, — но говорить отказывается). На вопрос гособвинителя, почему Ирина Москаленко не сообщила мужу о вымогательстве, обвиняемая заявила — во время первого инцидента муж был в командировке, а потом... боялась. И суд должен теперь поверить, что майор полиции, специалист по выслеживанию нечистых на руку сотрудников ОВД (которые, исходя из специфики работы, обычно хорошо знают, как прятать следы) даже и не подозревал, что его жена полгода откупается деньгами предприятия от некой шантажистки, угрожающей жизни его детей. При том, что в «добывании» этих денег были задействованы его теща, его шурин (который жил, между прочим, в одной квартире с супругами Москаленко) и даже его родной брат. Так же как он, по словам представителя потерпевшей стороны, успевшего пообщаться с майором Москаленко, якобы и не знал о просроченных кредитах своей супруги в банке «Русский стандарт», исчисляемых сотнями тысяч рублей.

Но даже если допустить, что это правда (ставящая под вопрос профпригодность полицейского) — какие шаги предпринял оперуполномоченный Иван Москаленко, когда уже точно всё узнал? Сначала, по словам руководителя «ЕрмакЗалогСервиса» Бориса Наумова, майор предложил ему сделать нотариально удостоверенную расписку на всю сумму долга, 2 миллиона 702 тысячи рублей — с условием, что он будет гасить его по 10 тысяч рублей в месяц, то есть больше 22 лет! (Раскаяние самой Ирины Москаленко пока тоже нельзя назвать деятельным — за полгода она вернула предприятию только 5 тысяч рублей).

При этом по внешним признакам не скажешь, что семья Москаленко жила бедно — в 2017 году, например, они купили внедорожник Nissan X-trail в дорогой комплектации за 1 миллион 900 тысяч рублей (да, взяли в кредит, но по имеющейся у потерпевших информации, он уже погашен полностью или почти полностью — за счет каких средств?), летом 2018-го, то есть в разгар описываемых событий, Москаленко выложила, по прикидке её родного брата, от 200 до 300 тысяч рублей за стройматериалы для ремонта квартиры... Возможно, были и какие-то другие серьезные приобретения — потерпевшая сторона, параллельно заявившая гражданский иск о возмещении ущерба, пока безуспешно пытается добыть информацию о крупных покупках фигурирующих в деле родственников Москаленко в указанный период. Зато Борису Наумову удалось узнать, что 24 декабря 2018 года Иван Москаленко получил в банке «ВТБ» кредит в 2 миллиона 204 тысячи рублей — возможно, он действительно одним махом собирался решить проблему супруги, но затем передумал — ничего из этих денег «ЕрмакЗалогСервис» так и не получил.

А сам майор в итоге вообще умыл руки — в марте 2019 года развелся с супругой и уехал. Ирина Москаленко, правда, утверждает, что инициатором была она, но на разных заседаниях называет разные причины — от «потому что он не собирался мне помогать» до «неудобно перед ним — я его подставила». Дорогостоящую машину экс-супруг забрал с собой, Ирина Москаленко, с которой сейчас как бы и взять нечего, при разводе на неё не претендовала - «она же в кредите».

Решение

предстоит принять судье Ленинского районного суда Елене Московец. Пока идет допрос свидетелей. Следующее заседание намечено на 11 июля.

«ВОмске» будет следить за развитием дела.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

91419 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

323501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

324701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6686101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх