Светлана Баженова: «Меня как-то сняли с роли с формулировкой «за непреданный взгляд»

Драматург Светлана Баженова, по пьесе которой в ТОП-театре состоялась премьера спектакля «Госпиталь», - об этапах своего театрального пути, о грядущей премьере и о будущей свадьбе.

558525 марта 2017
Светлана Баженова: «Меня как-то сняли с роли с формулировкой «за непреданный взгляд»

- Светлана, каким был ваш путь в театр?

- Я начинала играть в Лицейском театре при Вадиме Решетникове. Мне было около четырнадцати, многое казалось любопытным, интересным и забавным. Посмотрела одну из постановок «лицеистов» и решила разнообразить свои занятия художественной гимнастикой и изобразительным искусством. Прошла кастинг, начала заниматься. Спустя год первую студию в театре возглавил Александр Гончарук, режиссер, безусловно, талантливый, харизматичный и со своим, особым подходом к молодежи. Кто у него учился – тут же поймет, о чем я говорю. Из позитивного – в этом диком подростковом возрасте, под соусом непрекращающегося бунта с родителями и всей прочей вселенной ты обретаешь некую веру в себя, в мир, осознаешь свое место в этом мире. Вплоть до того, что тебе кажется: для тебя нет ничего невозможного. У меня была счастливая юность.

1

- Потом Гончарук перебрался сюда, в «Рассвет»…

- …и началась, как мы говорили, жесткотека. Надо было раскрутить никому не известный театр, который при том находится в не самом удобном месте, с непрофессиональными актерами, которым по 16 лет. На чем все строилось, спросите вы? На чистой воды энтузиазме, бессонных ночах и амбициозных коллективных желаниях. Чудили, конечно. Я особенно. Даже неологизм возник - «баженовщина». Если кто-то позволил себе резкое высказывание или поступок – «что это у нас за баженовщина?». Да, я была довольно дерзкой. Меня даже как-то сняли с роли Аленушки в «Молодильных яблоках» – с формулировкой «за непреданный взгляд».

- Не хуже, чем «В связи с утратой президентского доверия».

- Это почти одно и то же. Мы все были одержимы, воздух был пропитан тотальной влюбленностью в художественного руководителя. Был момент, когда Александр Анатольевич даже выгнал меня из театра. Я тогда поступила на курс к Моисею Филипповичу Василиади, но в скором времени ушла и снова вернулась в театр. Глупа была тогда, могла многое взять как актриса, но хотела играть «здесь и сейчас», а спектаклей у Василиади не было… В театр-студию Гончарука тем временем пришел Игорь Григурко – и мы начали проникаться всей этой его пластической историей… Было трудно: необходима была физическая подготовка, которую нарабатывали ежедневно. Нам устраивали лютый тренаж, начиная с джаз-разминки, которая выглядит безобидной, пока тебя не ставят в очень неудобную позу, в которой ты должен продолжать играть, дышать и жить.

- Как же актриса Баженова стала драматургом?

- Решила учиться. Александр Гончарук сказал мне: езжай в Екатеринбург к Николаю Коляде. Творчеством Николая Владимировича восхищалась на тот момент страшно. Поступила к нему на курс драматургии. Учиться было огромным счастьем. У меня появился Мастер, простой, внятный, земной и великолепный, один из столпов Уральской школы драматургии. Коляда видит человека насквозь, умеет гладить по рукам и по душе. У него я писала пьесы, ставила спектакли. Вообразите мои чувства: учусь на первом курсе, и мои пьесы начинают ставить по стране. Первую – под названием «Злая сказка» - поставили в двух театрах. Самой работой этой я ни в коем разе сейчас не горжусь. Но сам факт!.. Из тех времен, например, и пьеса «По-другому», которая до сих пор идет в пяти, если не ошибаюсь, театрах, а месяц назад ее взял в работу еще один. При этом, учась на первом курсе у Коляды, я еще успевала играть в театре Гончарука. Каждую неделю, отыграв вечерний спектакль в пятницу, я садилась в поезд и ехала на семинар к Коляде – из Екатеринбурга в Омск. Часа три обычно шел семинар. Потом я сразу же ехала обратно в Омск, чтобы успеть к утру воскресенья – на детский спектакль. Так продолжалось около года, пока я окончательно не перебралась жить в Екатеринбург.

- Светлана, как пробиться начинающему драматургу?

- Отправлять пьесы на конкурсы – это самый простой способ сделать так, чтобы тебя, едва входящего в этот «большой мир», заметили. Конкурсов множество. Один из них, международный конкурс драматургов «Евразия», ежегодно устраивает Николай Коляда. Пьеса «По-другому» получила на нем специальный приз: таким образом Николай Владимирович дал мне, пожалуй, некий аванс.

- Как вы считаете, если бы вы не учились у Коляды, были бы ваши пьесы успешны на его конкурсах?

- Очень просто: если бы кто-то другой мог научить меня так же писать пьесы и вложил бы в меня столько же, сколько Николай Владимирович – без сомнения. Нет никакой ангажированности. Но я не перестану повторять, что встреча с Колядой перевернула мою жизнь, задала ей нынешний вектор, ему я обязана знаниями, верой в себя и даже нынешним стабильным материальным положением. Я получаю разовый авторский гонорар, а потом отчисления от каждого спектакля. Если за десять дней до премьеры мне не пришел гонорар, могу по закону отменить спектакль – да, уже отрепетированный, фактически готовый к показу. Но, вообще, я не злая и со мной, если что, можно договориться. Несколько раз я даже отдавала пьесы почти даром – бедным театрам.. Так что, как правило, проблем не возникает.

- По каким еще работам читатель и зритель может знать Светлану Баженову?

- Во время учебы писала пьес по пять в год. Небывалая плодовитость... Мало чем из этого, конечно же, горжусь... А потом я написала «Как Зоя гусей кормила», «В душе хороший человек» и «Эмиль Большая голова». Это те вещи, за которые мне, наконец, не стыдно. Ставят везде: Саратов, Питер, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Пермь, Астрахань… Интересно, что в работу их чаще берут серьезные театры, чем экспериментальные молодежные. Стараюсь смотреть как можно больше. Порой приглашают - как саратовский ТЮЗ, например, или езжу сама.

­- Светлана, вы и ставите сами. Какой режиссерский опыт был на сегодняшний день самым ярким?

- Три года назад в «Коляда-центре» поставили «Как Зоя гусей кормила» с великолепнейшими актерами Олегом Ягодиным и Тамарой Зиминой. Это была первая моя режиссерская работа, и она сразу вошла в лонг-лист «Золотой маски».

Екатеринбург – это постоянное движение: театр, музыка, изобразительное искусство. Катаюсь туда чуть ли не каждый месяц. Мне надо им подышать и надышаться. Обязательно езжу каждое лето на международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». Это настоящий бренд города. Съезжаются со всей страны, за десять фестивальных дней показывают около 30 спектаклей. Прекрасные критики. Актерский клуб. Это заряжает на весь год.

- Почему вы все же вернулись в Омск?

- Но как бы далеко не уехала, мне всегда был и остается дорог ТОП-театр: это же мое, родное... Полтора года назад приехала на открытие театрального сезона и встретила тут свою любовь, свою зазнобу, свою родную душу… Дмитрий Исаенко – актер театра, летом мы собираемся пожениться. В какой-то момент, сидя за ноутбуком, поняла: нет большой разницы, где писать пьесу - в Екатеринбурге ли, в Омске или где-то еще. У меня была легкая весенняя хандра: все дедлайны закрыты, делать особо нечего. Пришла в театр: возьмете меня?.. Тут к тому моменту сформировался очень хороший коллектив.

- Чем вы сегодня заняты в театре?

- Репетирую пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор». Наталья – читаемый и почитаемый украинский автор. Пьеса ее, как учит Коляда, в лучших традициях: всю дорогу смешно, а в конце за сердце щиплет. Саша – офицер украинской армии. При этом произведение настолько антивоенное… Это женский взгляд на события нашей «новейшей истории», на войну. Женщина порой не видит войну, она идет рядом, но генетически в ней заложен душащий страх… Вот я, Света Баженова, живу, мне 26 лет – и мне все равно, хоть что, только не война.

Приезжал режиссер к нам на эскизы из Луганска. Рассказывал: живет мама в доме, который построен углом, и половина его разрушена. А мама по телефону ему рассказывает про передачу «Голос» и что она ела на завтрак… Рядом с войной всегда идет обычная жизнь. Об этом «Саша». Поэтому девчонки поют частушки на могилах. Поэтому главная героиня без конца беременная ходит – надо ведь дальше жить... Прекрасная пьеса с бытовым юмором, в которой все узнаваемо, трогательно и правильно. Премьера состоится в начале мая.

- Тема войны – пусть в метафорическом смысле – стала темой вашей последней пьесы для ТОП-театра «Госпиталь». Премьера состоялась, ее уже многие видели. Спектакль драматический, непростой. Все так, как вам виделось?

- Знаете, «Госпиталь» - это наше с режиссером Галиной Пьяновой авторское высказывание. Вы были на предпоказе, все видели своими глазами. А на следующий день, на премьере, 30 человек вышли из зала. Для меня это реакция. Это спектакль не для всех. Когда ты выходишь «с холодным носом» - вот это провал. А когда есть мнения и отрицательные, и положительные – вот это успех. Думаю, «Госпиталь» найдет своего зрителя.

- Светлана, чем занимаетесь в те часы, когда не пишете?

- Воспитываю кошку и читаю. Читаю огромное количество литературы. Для «перезагрузки» всегда перечитываю «Божественную комедию» Данте. У меня несколько экземпляров поэмы. Один из томиков подарила Наташа Запивохина, актриса нашего театра, и посоветовала писать в книге ручкой. Теперь веду диалоги с автором: как только разрешила себе, это стало необходимостью.

- А над чем вы работаете сегодня?

- Готовлю пьесу для саратовского ТЮЗа. В основе сюжета – знаменитый психологический эксперимент «Третья волна»: чтобы объяснить ученикам американской средней школы суть нацизма, их учитель Рон Джонс установил для них настолько жесткие правила, что поведение школьников перестало отличаться от поступков рядовых представителей Третьего рейха. Поработать с этим материалом мне предложил главный режиссер театра Алексей Логачев. С оговоркой: что это не совсем эксперимент и что это русская школа... «Невозможно!» - подумала я. А потом вспомнила уроки Александра Гончарука…

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ангелина Яковлева и из архива С.Баженовой

Теги:театрТОП-театрСветлана Баженова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

10.08.2018

Омску дадут 6 миллиардов на чистый воздух. Интересно, куда потратят?

Уже проголосовало 31 человек

02.08.2018

Нужно ли огораживать озеро в парке 30-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 62 человека



Другие новости







Блог-пост

Нателла Кисилевская

— журналистка

Сергей Денисенко

— Писатель, журналист

Галина Татаринова

— публицист

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Костарев: «Увеличение срока выхода на пенсию — это массовый грабёж»

Профессор ОмГУПС считает, что основная проблема пенсионной реформы состоит в ее организации по типу финансовой пирамиды. 

 

2657903 августа 2018

Павел Коренной: «Реформа пенсионной системы нужна, но...»

«ВОмске» продолжает публиковать мнения экспертов по поводу повышения пенсионного возраста в России. 

108202 августа 2018

Константин Аверин: «Путин явно хотел оставить эту непопулярную реформу преемнику, но...»

Россияне продолжают спорить о намерениях правительства повысить пенсионный возраст.

113872031 июля 2018

Сергей Мизя: «Предложенная Минфином РФ пенсионная реформа очень напоминает инициативы младореформаторов времен правления полупьяного Ельцина»

Директор компании «Коминформ» в оценке пенсионной реформы категоричен: в том виде, что сегодня её предлагает проводить правительство страны, поддерживать нововведение нельзя.

 

3610427 июля 2018

Александр Шлеменко: «Я никогда не поддержу эту пенсионную реформу»

Всемирно известный спортсмен считает, что у молодежи нельзя отбирать возможность работать, а у пожилых людей право отдыхать.

4206727 июля 2018

Стиль жизни

Зинаида Моисеева: «Муж прессует и режет ножами!»

Шик

Зинаида Моисеева: «Муж прессует и режет ножами!»

«Иллюзии – иллюзиями, а лишних фокусов нам не нужно!» - приговаривает Игорь Штерн, проверяя крепления для номера с хула-хупами, которые под куполом цирка изящно крутит его жена Зинаида Моисеева.

24913 августа 2018
Надежда Чебота: от расчистки копыт к дрессировке пуделей

Шик

Надежда Чебота: от расчистки копыт к дрессировке пуделей

Случайно заглянув в цирк по объявлению «Требуется рабочий», она осталась там навсегда – и теперь выходит на манеж с дрессированными обезьянами и двенадцатью королевскими и той-пуделями.

41909 августа 2018
Саиракан Суанбекова: «Беда? Стресс? Танцую до физического изнеможения!»

Шик

Саиракан Суанбекова: «Беда? Стресс? Танцую до физического изнеможения!»

52-летняя артистка цирка, руководитель номеров «Миражи Сахары» и «Колесо смелости», который выполняют её сыновья, братья Суанбековы, делится рецептами красоты души и молодости тела.

178919 июля 2018
Заболела воздухом

Шик

Заболела воздухом

Хореограф программы «Звездный круиз» Тамара Морозова, прекрасная половинка воздушного дуэта на полотнах «Любовь» - о том, как путешествия меняют вес, а возраст – характер, а также о том, как расстаться с дюжиной пар дорогой обуви и не жалеть об этом.

173718 июля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх