Светлана Баженова: «Меня как-то сняли с роли с формулировкой «за непреданный взгляд»

Драматург Светлана Баженова, по пьесе которой в ТОП-театре состоялась премьера спектакля «Госпиталь», - об этапах своего театрального пути, о грядущей премьере и о будущей свадьбе.

959225 марта 2017
Светлана Баженова: «Меня как-то сняли с роли с формулировкой «за непреданный взгляд»

- Светлана, каким был ваш путь в театр?

- Я начинала играть в Лицейском театре при Вадиме Решетникове. Мне было около четырнадцати, многое казалось любопытным, интересным и забавным. Посмотрела одну из постановок «лицеистов» и решила разнообразить свои занятия художественной гимнастикой и изобразительным искусством. Прошла кастинг, начала заниматься. Спустя год первую студию в театре возглавил Александр Гончарук, режиссер, безусловно, талантливый, харизматичный и со своим, особым подходом к молодежи. Кто у него учился – тут же поймет, о чем я говорю. Из позитивного – в этом диком подростковом возрасте, под соусом непрекращающегося бунта с родителями и всей прочей вселенной ты обретаешь некую веру в себя, в мир, осознаешь свое место в этом мире. Вплоть до того, что тебе кажется: для тебя нет ничего невозможного. У меня была счастливая юность.

1

- Потом Гончарук перебрался сюда, в «Рассвет»…

- …и началась, как мы говорили, жесткотека. Надо было раскрутить никому не известный театр, который при том находится в не самом удобном месте, с непрофессиональными актерами, которым по 16 лет. На чем все строилось, спросите вы? На чистой воды энтузиазме, бессонных ночах и амбициозных коллективных желаниях. Чудили, конечно. Я особенно. Даже неологизм возник - «баженовщина». Если кто-то позволил себе резкое высказывание или поступок – «что это у нас за баженовщина?». Да, я была довольно дерзкой. Меня даже как-то сняли с роли Аленушки в «Молодильных яблоках» – с формулировкой «за непреданный взгляд».

- Не хуже, чем «В связи с утратой президентского доверия».

- Это почти одно и то же. Мы все были одержимы, воздух был пропитан тотальной влюбленностью в художественного руководителя. Был момент, когда Александр Анатольевич даже выгнал меня из театра. Я тогда поступила на курс к Моисею Филипповичу Василиади, но в скором времени ушла и снова вернулась в театр. Глупа была тогда, могла многое взять как актриса, но хотела играть «здесь и сейчас», а спектаклей у Василиади не было… В театр-студию Гончарука тем временем пришел Игорь Григурко – и мы начали проникаться всей этой его пластической историей… Было трудно: необходима была физическая подготовка, которую нарабатывали ежедневно. Нам устраивали лютый тренаж, начиная с джаз-разминки, которая выглядит безобидной, пока тебя не ставят в очень неудобную позу, в которой ты должен продолжать играть, дышать и жить.

- Как же актриса Баженова стала драматургом?

- Решила учиться. Александр Гончарук сказал мне: езжай в Екатеринбург к Николаю Коляде. Творчеством Николая Владимировича восхищалась на тот момент страшно. Поступила к нему на курс драматургии. Учиться было огромным счастьем. У меня появился Мастер, простой, внятный, земной и великолепный, один из столпов Уральской школы драматургии. Коляда видит человека насквозь, умеет гладить по рукам и по душе. У него я писала пьесы, ставила спектакли. Вообразите мои чувства: учусь на первом курсе, и мои пьесы начинают ставить по стране. Первую – под названием «Злая сказка» - поставили в двух театрах. Самой работой этой я ни в коем разе сейчас не горжусь. Но сам факт!.. Из тех времен, например, и пьеса «По-другому», которая до сих пор идет в пяти, если не ошибаюсь, театрах, а месяц назад ее взял в работу еще один. При этом, учась на первом курсе у Коляды, я еще успевала играть в театре Гончарука. Каждую неделю, отыграв вечерний спектакль в пятницу, я садилась в поезд и ехала на семинар к Коляде – из Екатеринбурга в Омск. Часа три обычно шел семинар. Потом я сразу же ехала обратно в Омск, чтобы успеть к утру воскресенья – на детский спектакль. Так продолжалось около года, пока я окончательно не перебралась жить в Екатеринбург.

- Светлана, как пробиться начинающему драматургу?

- Отправлять пьесы на конкурсы – это самый простой способ сделать так, чтобы тебя, едва входящего в этот «большой мир», заметили. Конкурсов множество. Один из них, международный конкурс драматургов «Евразия», ежегодно устраивает Николай Коляда. Пьеса «По-другому» получила на нем специальный приз: таким образом Николай Владимирович дал мне, пожалуй, некий аванс.

- Как вы считаете, если бы вы не учились у Коляды, были бы ваши пьесы успешны на его конкурсах?

- Очень просто: если бы кто-то другой мог научить меня так же писать пьесы и вложил бы в меня столько же, сколько Николай Владимирович – без сомнения. Нет никакой ангажированности. Но я не перестану повторять, что встреча с Колядой перевернула мою жизнь, задала ей нынешний вектор, ему я обязана знаниями, верой в себя и даже нынешним стабильным материальным положением. Я получаю разовый авторский гонорар, а потом отчисления от каждого спектакля. Если за десять дней до премьеры мне не пришел гонорар, могу по закону отменить спектакль – да, уже отрепетированный, фактически готовый к показу. Но, вообще, я не злая и со мной, если что, можно договориться. Несколько раз я даже отдавала пьесы почти даром – бедным театрам.. Так что, как правило, проблем не возникает.

- По каким еще работам читатель и зритель может знать Светлану Баженову?

- Во время учебы писала пьес по пять в год. Небывалая плодовитость... Мало чем из этого, конечно же, горжусь... А потом я написала «Как Зоя гусей кормила», «В душе хороший человек» и «Эмиль Большая голова». Это те вещи, за которые мне, наконец, не стыдно. Ставят везде: Саратов, Питер, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Пермь, Астрахань… Интересно, что в работу их чаще берут серьезные театры, чем экспериментальные молодежные. Стараюсь смотреть как можно больше. Порой приглашают - как саратовский ТЮЗ, например, или езжу сама.

­- Светлана, вы и ставите сами. Какой режиссерский опыт был на сегодняшний день самым ярким?

- Три года назад в «Коляда-центре» поставили «Как Зоя гусей кормила» с великолепнейшими актерами Олегом Ягодиным и Тамарой Зиминой. Это была первая моя режиссерская работа, и она сразу вошла в лонг-лист «Золотой маски».

Екатеринбург – это постоянное движение: театр, музыка, изобразительное искусство. Катаюсь туда чуть ли не каждый месяц. Мне надо им подышать и надышаться. Обязательно езжу каждое лето на международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». Это настоящий бренд города. Съезжаются со всей страны, за десять фестивальных дней показывают около 30 спектаклей. Прекрасные критики. Актерский клуб. Это заряжает на весь год.

- Почему вы все же вернулись в Омск?

- Но как бы далеко не уехала, мне всегда был и остается дорог ТОП-театр: это же мое, родное... Полтора года назад приехала на открытие театрального сезона и встретила тут свою любовь, свою зазнобу, свою родную душу… Дмитрий Исаенко – актер театра, летом мы собираемся пожениться. В какой-то момент, сидя за ноутбуком, поняла: нет большой разницы, где писать пьесу - в Екатеринбурге ли, в Омске или где-то еще. У меня была легкая весенняя хандра: все дедлайны закрыты, делать особо нечего. Пришла в театр: возьмете меня?.. Тут к тому моменту сформировался очень хороший коллектив.

- Чем вы сегодня заняты в театре?

- Репетирую пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор». Наталья – читаемый и почитаемый украинский автор. Пьеса ее, как учит Коляда, в лучших традициях: всю дорогу смешно, а в конце за сердце щиплет. Саша – офицер украинской армии. При этом произведение настолько антивоенное… Это женский взгляд на события нашей «новейшей истории», на войну. Женщина порой не видит войну, она идет рядом, но генетически в ней заложен душащий страх… Вот я, Света Баженова, живу, мне 26 лет – и мне все равно, хоть что, только не война.

Приезжал режиссер к нам на эскизы из Луганска. Рассказывал: живет мама в доме, который построен углом, и половина его разрушена. А мама по телефону ему рассказывает про передачу «Голос» и что она ела на завтрак… Рядом с войной всегда идет обычная жизнь. Об этом «Саша». Поэтому девчонки поют частушки на могилах. Поэтому главная героиня без конца беременная ходит – надо ведь дальше жить... Прекрасная пьеса с бытовым юмором, в которой все узнаваемо, трогательно и правильно. Премьера состоится в начале мая.

- Тема войны – пусть в метафорическом смысле – стала темой вашей последней пьесы для ТОП-театра «Госпиталь». Премьера состоялась, ее уже многие видели. Спектакль драматический, непростой. Все так, как вам виделось?

- Знаете, «Госпиталь» - это наше с режиссером Галиной Пьяновой авторское высказывание. Вы были на предпоказе, все видели своими глазами. А на следующий день, на премьере, 30 человек вышли из зала. Для меня это реакция. Это спектакль не для всех. Когда ты выходишь «с холодным носом» - вот это провал. А когда есть мнения и отрицательные, и положительные – вот это успех. Думаю, «Госпиталь» найдет своего зрителя.

- Светлана, чем занимаетесь в те часы, когда не пишете?

- Воспитываю кошку и читаю. Читаю огромное количество литературы. Для «перезагрузки» всегда перечитываю «Божественную комедию» Данте. У меня несколько экземпляров поэмы. Один из томиков подарила Наташа Запивохина, актриса нашего театра, и посоветовала писать в книге ручкой. Теперь веду диалоги с автором: как только разрешила себе, это стало необходимостью.

- А над чем вы работаете сегодня?

- Готовлю пьесу для саратовского ТЮЗа. В основе сюжета – знаменитый психологический эксперимент «Третья волна»: чтобы объяснить ученикам американской средней школы суть нацизма, их учитель Рон Джонс установил для них настолько жесткие правила, что поведение школьников перестало отличаться от поступков рядовых представителей Третьего рейха. Поработать с этим материалом мне предложил главный режиссер театра Алексей Логачев. С оговоркой: что это не совсем эксперимент и что это русская школа... «Невозможно!» - подумала я. А потом вспомнила уроки Александра Гончарука…

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ангелина Яковлева и из архива С.Баженовой

Теги:театрТОП-театрСветлана Баженова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 102 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

91619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

323601 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

324801 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6687101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх