Светлана Баженова: «Меня как-то сняли с роли с формулировкой «за непреданный взгляд»

Драматург Светлана Баженова, по пьесе которой в ТОП-театре состоялась премьера спектакля «Госпиталь», - об этапах своего театрального пути, о грядущей премьере и о будущей свадьбе.

434825 марта 2017
Светлана Баженова: «Меня как-то сняли с роли с формулировкой «за непреданный взгляд»

- Светлана, каким был ваш путь в театр?

- Я начинала играть в Лицейском театре при Вадиме Решетникове. Мне было около четырнадцати, многое казалось любопытным, интересным и забавным. Посмотрела одну из постановок «лицеистов» и решила разнообразить свои занятия художественной гимнастикой и изобразительным искусством. Прошла кастинг, начала заниматься. Спустя год первую студию в театре возглавил Александр Гончарук, режиссер, безусловно, талантливый, харизматичный и со своим, особым подходом к молодежи. Кто у него учился – тут же поймет, о чем я говорю. Из позитивного – в этом диком подростковом возрасте, под соусом непрекращающегося бунта с родителями и всей прочей вселенной ты обретаешь некую веру в себя, в мир, осознаешь свое место в этом мире. Вплоть до того, что тебе кажется: для тебя нет ничего невозможного. У меня была счастливая юность.

- Потом Гончарук перебрался сюда, в «Рассвет»…

- …и началась, как мы говорили, жесткотека. Надо было раскрутить никому не известный театр, который при том находится в не самом удобном месте, с непрофессиональными актерами, которым по 16 лет. На чем все строилось, спросите вы? На чистой воды энтузиазме, бессонных ночах и амбициозных коллективных желаниях. Чудили, конечно. Я особенно. Даже неологизм возник - «баженовщина». Если кто-то позволил себе резкое высказывание или поступок – «что это у нас за баженовщина?». Да, я была довольно дерзкой. Меня даже как-то сняли с роли Аленушки в «Молодильных яблоках» – с формулировкой «за непреданный взгляд».

- Не хуже, чем «В связи с утратой президентского доверия».

- Это почти одно и то же. Мы все были одержимы, воздух был пропитан тотальной влюбленностью в художественного руководителя. Был момент, когда Александр Анатольевич даже выгнал меня из театра. Я тогда поступила на курс к Моисею Филипповичу Василиади, но в скором времени ушла и снова вернулась в театр. Глупа была тогда, могла многое взять как актриса, но хотела играть «здесь и сейчас», а спектаклей у Василиади не было… В театр-студию Гончарука тем временем пришел Игорь Григурко – и мы начали проникаться всей этой его пластической историей… Было трудно: необходима была физическая подготовка, которую нарабатывали ежедневно. Нам устраивали лютый тренаж, начиная с джаз-разминки, которая выглядит безобидной, пока тебя не ставят в очень неудобную позу, в которой ты должен продолжать играть, дышать и жить.

- Как же актриса Баженова стала драматургом?

- Решила учиться. Александр Гончарук сказал мне: езжай в Екатеринбург к Николаю Коляде. Творчеством Николая Владимировича восхищалась на тот момент страшно. Поступила к нему на курс драматургии. Учиться было огромным счастьем. У меня появился Мастер, простой, внятный, земной и великолепный, один из столпов Уральской школы драматургии. Коляда видит человека насквозь, умеет гладить по рукам и по душе. У него я писала пьесы, ставила спектакли. Вообразите мои чувства: учусь на первом курсе, и мои пьесы начинают ставить по стране. Первую – под названием «Злая сказка» - поставили в двух театрах. Самой работой этой я ни в коем разе сейчас не горжусь. Но сам факт!.. Из тех времен, например, и пьеса «По-другому», которая до сих пор идет в пяти, если не ошибаюсь, театрах, а месяц назад ее взял в работу еще один. При этом, учась на первом курсе у Коляды, я еще успевала играть в театре Гончарука. Каждую неделю, отыграв вечерний спектакль в пятницу, я садилась в поезд и ехала на семинар к Коляде – из Екатеринбурга в Омск. Часа три обычно шел семинар. Потом я сразу же ехала обратно в Омск, чтобы успеть к утру воскресенья – на детский спектакль. Так продолжалось около года, пока я окончательно не перебралась жить в Екатеринбург.

- Светлана, как пробиться начинающему драматургу?

- Отправлять пьесы на конкурсы – это самый простой способ сделать так, чтобы тебя, едва входящего в этот «большой мир», заметили. Конкурсов множество. Один из них, международный конкурс драматургов «Евразия», ежегодно устраивает Николай Коляда. Пьеса «По-другому» получила на нем специальный приз: таким образом Николай Владимирович дал мне, пожалуй, некий аванс.

- Как вы считаете, если бы вы не учились у Коляды, были бы ваши пьесы успешны на его конкурсах?

- Очень просто: если бы кто-то другой мог научить меня так же писать пьесы и вложил бы в меня столько же, сколько Николай Владимирович – без сомнения. Нет никакой ангажированности. Но я не перестану повторять, что встреча с Колядой перевернула мою жизнь, задала ей нынешний вектор, ему я обязана знаниями, верой в себя и даже нынешним стабильным материальным положением. Я получаю разовый авторский гонорар, а потом отчисления от каждого спектакля. Если за десять дней до премьеры мне не пришел гонорар, могу по закону отменить спектакль – да, уже отрепетированный, фактически готовый к показу. Но, вообще, я не злая и со мной, если что, можно договориться. Несколько раз я даже отдавала пьесы почти даром – бедным театрам.. Так что, как правило, проблем не возникает.

- По каким еще работам читатель и зритель может знать Светлану Баженову?

- Во время учебы писала пьес по пять в год. Небывалая плодовитость... Мало чем из этого, конечно же, горжусь... А потом я написала «Как Зоя гусей кормила», «В душе хороший человек» и «Эмиль Большая голова». Это те вещи, за которые мне, наконец, не стыдно. Ставят везде: Саратов, Питер, Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Пермь, Астрахань… Интересно, что в работу их чаще берут серьезные театры, чем экспериментальные молодежные. Стараюсь смотреть как можно больше. Порой приглашают - как саратовский ТЮЗ, например, или езжу сама.

­- Светлана, вы и ставите сами. Какой режиссерский опыт был на сегодняшний день самым ярким?

- Три года назад в «Коляда-центре» поставили «Как Зоя гусей кормила» с великолепнейшими актерами Олегом Ягодиным и Тамарой Зиминой. Это была первая моя режиссерская работа, и она сразу вошла в лонг-лист «Золотой маски».

Екатеринбург – это постоянное движение: театр, музыка, изобразительное искусство. Катаюсь туда чуть ли не каждый месяц. Мне надо им подышать и надышаться. Обязательно езжу каждое лето на международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». Это настоящий бренд города. Съезжаются со всей страны, за десять фестивальных дней показывают около 30 спектаклей. Прекрасные критики. Актерский клуб. Это заряжает на весь год.

- Почему вы все же вернулись в Омск?

- Но как бы далеко не уехала, мне всегда был и остается дорог ТОП-театр: это же мое, родное... Полтора года назад приехала на открытие театрального сезона и встретила тут свою любовь, свою зазнобу, свою родную душу… Дмитрий Исаенко – актер театра, летом мы собираемся пожениться. В какой-то момент, сидя за ноутбуком, поняла: нет большой разницы, где писать пьесу - в Екатеринбурге ли, в Омске или где-то еще. У меня была легкая весенняя хандра: все дедлайны закрыты, делать особо нечего. Пришла в театр: возьмете меня?.. Тут к тому моменту сформировался очень хороший коллектив.

- Чем вы сегодня заняты в театре?

- Репетирую пьесу Натальи Ворожбит «Саша, вынеси мусор». Наталья – читаемый и почитаемый украинский автор. Пьеса ее, как учит Коляда, в лучших традициях: всю дорогу смешно, а в конце за сердце щиплет. Саша – офицер украинской армии. При этом произведение настолько антивоенное… Это женский взгляд на события нашей «новейшей истории», на войну. Женщина порой не видит войну, она идет рядом, но генетически в ней заложен душащий страх… Вот я, Света Баженова, живу, мне 26 лет – и мне все равно, хоть что, только не война.

Приезжал режиссер к нам на эскизы из Луганска. Рассказывал: живет мама в доме, который построен углом, и половина его разрушена. А мама по телефону ему рассказывает про передачу «Голос» и что она ела на завтрак… Рядом с войной всегда идет обычная жизнь. Об этом «Саша». Поэтому девчонки поют частушки на могилах. Поэтому главная героиня без конца беременная ходит – надо ведь дальше жить... Прекрасная пьеса с бытовым юмором, в которой все узнаваемо, трогательно и правильно. Премьера состоится в начале мая.

- Тема войны – пусть в метафорическом смысле – стала темой вашей последней пьесы для ТОП-театра «Госпиталь». Премьера состоялась, ее уже многие видели. Спектакль драматический, непростой. Все так, как вам виделось?

- Знаете, «Госпиталь» - это наше с режиссером Галиной Пьяновой авторское высказывание. Вы были на предпоказе, все видели своими глазами. А на следующий день, на премьере, 30 человек вышли из зала. Для меня это реакция. Это спектакль не для всех. Когда ты выходишь «с холодным носом» - вот это провал. А когда есть мнения и отрицательные, и положительные – вот это успех. Думаю, «Госпиталь» найдет своего зрителя.

- Светлана, чем занимаетесь в те часы, когда не пишете?

- Воспитываю кошку и читаю. Читаю огромное количество литературы. Для «перезагрузки» всегда перечитываю «Божественную комедию» Данте. У меня несколько экземпляров поэмы. Один из томиков подарила Наташа Запивохина, актриса нашего театра, и посоветовала писать в книге ручкой. Теперь веду диалоги с автором: как только разрешила себе, это стало необходимостью.

- А над чем вы работаете сегодня?

- Готовлю пьесу для саратовского ТЮЗа. В основе сюжета – знаменитый психологический эксперимент «Третья волна»: чтобы объяснить ученикам американской средней школы суть нацизма, их учитель Рон Джонс установил для них настолько жесткие правила, что поведение школьников перестало отличаться от поступков рядовых представителей Третьего рейха. Поработать с этим материалом мне предложил главный режиссер театра Алексей Логачев. С оговоркой: что это не совсем эксперимент и что это русская школа... «Невозможно!» - подумала я. А потом вспомнила уроки Александра Гончарука…

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Ангелина Яковлева и из архива С.Баженовой

Теги:театрТОП-театрСветлана Баженова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.09.2017

Гаджеты на какой мобильной платформе вы предпочитаете?

Уже проголосовало 30 человек

24.08.2017

Если бы вы голосовали на выборах в Омский городской Совет, то за какую партию?

Уже проголосовало 137 человек

Блог-пост

Евгения Лифантьева

— журналист, писатель, блогер

Сергей Мельников

— директор ООО "Факторум"

Евгения Климанова

— омичка

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Виктор Шкуренко: «Я решил, что остаюсь в Омске, но рад, что сын уехал из России»

Откровенная история

Виктор Шкуренко: «Я решил, что остаюсь в Омске, но рад, что сын уехал из России»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История четвертая, от Виктора Шкуренко, предпринимателя, отца и человека либеральных взглядов, чей сын учится на Манхэттене и собирается продолжать образование в США.

4997211 сентября 2017
«Задруканный» руководитель как образец для подражания

Книга

«Задруканный» руководитель как образец для подражания

...не «задрюканный», нет, а начитавшийся Питера Друкера: неологизм родился на очередном заседании Клуба читающих бизнесменов, где обсуждали книгу знаменитого экономиста «Эффективный руководитель».

122431 августа 2017
Олеся Дорогова: «Месяц буквально жила под воротами кадетского корпуса...»

Откровенная история

Олеся Дорогова: «Месяц буквально жила под воротами кадетского корпуса...»

«ВОмске» продолжает проект «Семь историй одного выбора». История третья, от Олеси Дороговой, дочери подполковника, которая в свое время поклялась, что никогда не свяжет свою жизнь с человеком в погонах, а в результате замужем за офицером и воспитывает будущего военного.

2196429 августа 2017
Евгения Климанова: «Не хочу, чтобы мои дети ходили строем»

Откровенная история

Евгения Климанова: «Не хочу, чтобы мои дети ходили строем»

«ВОмске» представляет проект «Семь историй одного выбора». История вторая, от Евгении Климановой, которая так не любила школу, что, став мамой, выбрала для своих детей семейное обучение.

272124 августа 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске


Новости smi2.ru
Наверх