Светлана Волкова: «Апельсинчик» – это вторая семья»

Руководитель образцового театра песни и танца «Апельсинчик» рассказала «ВОмске» о своем творческом пути.  

 

304506 июля 2021
Светлана Волкова: «Апельсинчик» – это вторая семья»

– Светлана Павловна, расскажите, как родилась ваша любовь к танцам?

– Мне кажется, это у меня с самого рождения. Сколько себя помню, я всегда хотела танцевать. Танцевала даже в детстве, когда еще не понимала, как определять время по часам. «Мама, а урок – это сколько?» – «Вот стрелочка на часах – 45 минут».

1

Данные были хорошие и любовь бесконечной — я сутками занималась сама, просила, чтобы меня записали в какой-нибудь коллектив и купили балетные туфельки — пуанты. Я хотела быть именно балериной — очень люблю классику. Занималась в коллективе «Фантазия» во дворце культуры «Автомобилист» у Елены Александровны Ворониной. Когда я училась в восьмом классе, моя учитель взяла меня на день открытых дверей в колледж культуры (я еще тогда не знала, что у нас есть такое учебное заведение). В этот день традиционно выступали студенты, и тогда я точно поняла, что учиться буду только здесь и заниматься только танцами.

– Ваши родители не были связаны с танцами?

– Нет. Но мой отец — человек из музыкальной среды. Он играл в оркестре при танковом училище и очень хорошо пел. Мама, кстати, – тоже, она до пенсии пела в художественной самодеятельности.

– Они Вас поддерживали?

– Да. Интересный момент: когда я заканчивала восьмой класс, мои подружки-одноклассницы (одна решила, и остальные за ней) пошли в финансовый техникум. Ну и я. А мама сказала: «Нет, когда закончишь 10 классов, тогда выберешь профессию. Если ту же выберешь — то пожалуйста. Но так получилось, что я попала на день открытых дверей в колледж культуры и выбор был сделан окончательно.

– Мудрая мама!

– Сама я, став мамой, также сказала, как и моя действительно мудрая мама. Когда мой сын после 9-го класса хотел уйти учиться в колледж, я понимала, что в таком возрасте еще невозможно выбрать себе профессию. Несколько лет даются авансом, чтобы что-то попробовать, понять.

2

… После окончания колледжа я по распределению попала в немецкую деревню Александровка (сейчас это Азовский район, тогда еще к Шербакульскому относилась). Хорошее время было, я там нашла друзей на всю жизнь — езжу к ним в гости в Германию. 

– Кто эти люди?

– Моя подруга пела и танцевала, занималась художественной самодеятельностью, была в агитбригаде. Когда я ехала туда, где у меня не было вообще ни одного знакомого человека. Сейчас я понимаю, как это было непросто – попасть в место, где не знаешь никого и негде ночевать. Нужно было начать работать первого февраля. Я приехала ко дворцу культуры, уже садилось солнце, а там замок висит. Пошла в управление колхоза, но и там рабочий день заканчивался – почти никого не было. Хорошо, что там были парторг и профорг. Им очень нужен был хореограф, которого у них никогда не было. И меня приняли с распростертыми объятьями, сказали: «Как мы долго тебя ждали!». Позвонили директору дома культуры, пришла очень милая женщина (позже она мне стала второй мамой, ее и звали, как и маму - Ниной). Она меня сразу с любовью приняла. Меня определили в семью. Женщина, которая работала в доме культуры, сказала: «Зачем ее селить в общежитие, пусть живет у нас!». Семья выделила мне комнату, они стали мне, можно сказать, родственниками. Там я отработала четыре месяца.

В июне я поехала в Кемерово поступать в институт культуры — в Омске тогда его не было, только филиал Барнаульского института, обучение заочное, да и хореографию не преподавали.

Меня, конечно, очень уговаривали остаться… Автобус в Омск уходил в 5 утра. Помню, я пришла на остановку, а дети, которые у меня занимались, оборвали, наверное, все цветы в округе (это в августе было) и пришли меня провожать. Это было до слез! Я ехала и думала: «Может, остановить автобус, выйти и остаться?» Настолько тяжело я уезжала. Но уехала. Выучилась.

Потом сразу ушла в декрет, а после него, в 1997 году, пришла уже сюда, в ДК Кировского округа. И вот с тех пор здесь работаю. Раньше здесь был детский музыкальный театр. Меня взяли балетмейстером, Евгению Владимировну Аркову — хормейстером. Мы должны были ставить спектакли, где дети бы пели и танцевали. Раз в год мы ставили такой спектакль, а нам хотелось чего-то большего. И я параллельно набрала детей, которые занимались только хореографией, назвала коллектив «Фантазия». Он очень много лет просуществовал. Мои последние дети из «Фантазии» сейчас заканчивают 11 класс.

Нам очень хотелось как-то еще более полно реализовываться, и мы начали делать концертные номера. Я — танцы, Евгения Владимировна — песни. Начал репертуар расширяться, становиться все больше и больше. Евгения Владимировна защитила вокальный ансамбль «Апельсинчик», а потом попросила: «Светлана Павловна, давайте Вы будете делать нам какие-то разводки, чтобы дети не просто стояли и пели, а чтобы это было интересно». Начали с малого. Потом решили, что дети раз в неделю будут заниматься хореографией. Потом — два. Дети начали и петь, и танцевать. Хореография у них стала сильной. А потом пошел большой поток детей, потому что всем стало интересно.

3

Первые дети пели вживую, никогда под «плюс». Мы начали вырабатывать свою методику. Меня не учили этому — как работать с вокалистами, «на дыхании», чтобы, когда дети двигаются, могли взять вдох и не «задохнуться» и петь.  Мы все методики по ходу осваивали.

Был такой забавный случай. Как-то мы с детьми поехали на международный конкурс, который проводили в Калачинске. Комиссия не поверила, что наши ребята поют вживую, остановила, попросила спеть то же самое акапельно, чтобы убедиться, что дети поют под «минус».

С Евгенией Владимировной мы сотрудничали долго — с самого рождения образцового театра песни «Апельсинчик» (основан в 1999 году) и до 2013-го года. У нас с ней было колоссальное творческое взаимопонимание. Такое ощущение, что мы смотрели в одну сторону. Затем у нее произошли перемены в личной жизни, и она уехала в Новосибирск. А я осталась в Омске. Хормейстером стала работать наша ученица Римма, которая тогда училась на третьем курсе.

– Какие значимые победы были у «Апельсинчика»?

– Очень много! В 2008 году мы представляли город на международном конкурсе в Сочи. Администрация оплатила нам всю поездку. Наш театр участвовал во многих номинациях и привез много дипломов и кубков. По-моему, даже вторых мест не было, только первые!

У нас были очень интересные работы. И кстати, полностью оригинальные – песни для нас писал омский автор Николай Пархоменко (он же сочинил гимн «Апельсинчика» — песню «Заводные апельсины»). Мы не брали, например, «Крылатые качели» или другие песни, которые уже много кто исполнял. Тогда мы возвращались домой ночью, выходили из поезда с кубками, нас встречали родители, и это был триумф!

В 2016-2017 году ездили в Астану. Также участвовали во многих номинациях — вокальная старшая, средняя, младшая группа, эстрадно-академический вокал, соло, хореография (и старшая, и средняя, и смешанная группа).

До этого мы отмечали юбилей коллектива, и директор ДК Кировского округа Александр Иванович Болотов в качестве подарка вручил сертификат на 50 тысяч рублей. Родители оплатили поездку и проживание в Астане, а подаренные 50 тысяч мы потратили на номинации. Мы заняли все первые места. Плодовитый на награды был год!

4

В этом году мы успели принято участие уже в трех международных конкурсах. Привезли одно второе место, остальные — лауреаты первой степени.

– В каких конкурсах участвовали в этом году?

– Во Всероссийском фестивале многожанрового искусства UpStar — девочка с соло — лауреат первой и второй степени (два номера). Международный вокальный конкурс «Звездный дождь» — два диплома у лауреатов второй степени.

– А Ваш сын не занимается танцами?

– Нет. Участвовал в садиковском возрасте, какое-то время в школе, а потом ушел в спорт, и я настаивать не стала. Окончил музыкальную школу по классу гитары. У каждого своя дорога.

– Сколько сейчас детей занимается в «Апельсинчике»?

– Около 100 человек.

– С какого возраста принимаете?

– С трех лет. Но так было не всегда. Как-то три наших воспитанницы привели своих младших сестер. Мы заметили, насколько они отличаются от старших детей, насколько они более развитые, артистичные… И мы стали брать с трехлетнего возраста.

– И до какого возраста?

– Вообще у нас детский театр, поэтому до 14 лет. Но у нас сейчас есть две девочки: одной 16 лет, другой 18 лет, последняя уже на первом курсе в институте учится, но продолжает заниматься у нас. Не хочет уходить из родного «Апельсинчика».

– Светлана Павловна, сколько всего детей прошло через ваш театр за все время его существования?

– Огромное количество детей! Многие выбрали своей профессиональной дорогой хореографию. Некоторые работают за границей. 

– Что для Вас «Апельсинчик»?

– Это моя жизнь. Моя вторая семья. Так сложилось, что мой муж ездит по вахтам, а сын (ему сейчас 28 лет) уже несколько лет живет в другом городе. Поэтому все свое время отдаю «Апельсинчику». 

Я очень люблю детей, прирастаю к ним всей душой. Общаюсь во всеми своими выпускниками. Они часто приходят в гости. 

– Светлана Павловна, а что все-таки, на Ваш взгляд, важнее для танцора: талант или трудолюбие?

– Поделюсь историей, которая меня многому научила. Когда я работала с первым набором «Фантазии», одна девочка никак не могла сесть на шпагат, не тянулась и всё. И я, признаюсь, подумала: не сядет она на шпагат. Есть дети, которым это легко дается, а у кого-то связки такие… Проходит год — и она села на все три шпагата! И тогда я ясно осознала, что никогда нельзя ставить крест на детях. Сравниваю их с цветами: некоторые сразу раскрываются, а некоторые долго-долго сидят, и не знаешь, когда бутон раскроется.

Здесь еще и психологический момент. Есть дети раскованные, которые умеют себя подать, а другие очень-очень осторожные. Бывает и так, что у ребенка хорошие данные, но он немного ленивый, а другому все трудно дается, но он идет миллиметровыми шагами к своему успеху. Поэтому я считаю, что не бывает неталантливых детей. У каждого свой путь, но его нужно пройти. И самое главное — чтобы ребенку нравилось заниматься.

– А если ребенок не хочет, но мама настаивает?

– Мама настаивает до тех пор, пока ребенок не может сам решать. Всегда наступает момент: «Я сказал, что не пойду!» Поэтому я всегда говорю: если чувствуете, что ребенок не слушает вашего мнения, всё, он вырос.

– И его нужно слушать?

– Конечно!

– В Омске много коллективов, где дети и поют, и танцуют?

– В основном все танцевальные коллективы сегодня, конечно, стараются и петь, и двигаться. Но мы, наверное, стояли у истоков, были одни из самых первых в городе.

У нас есть отдельно и вокальные, и хореографические номера. А дети одни и те же. Они отпели, переоделись, а потом полноценный танец показывают. И это не просто подтанцовка во время песни! Вот таких коллективов немного.

– Недавно «Апельсинчик» в очередной раз подтвердил звание образцового коллектива.

– Для того, чтобы комиссия подтвердила, что коллектив растет и развивается, нужно раз в четыре года подтверждать звание, показывать новую программу и предоставлять результаты конкурсов. 

Для этого у нас есть сегодня масса возможностей. Мы сейчас работаем в идеальных условиях. Наш дворец культуры красивый, чистый. Особенно по сравнению с тем, что было тогда, когда мы только начинали работать. С 1997 года, когда я пришла сюда, наши дети ни разу не выступали на нашей сцене, потому что зал был в аварийном состоянии. Теперь, конечно, у нас красота — прекрасная сцена, современная техника.

– От кого это зависит?

– От руководства города, от нашего директора. Александр Иванович Болотов — очень активный, современный руководитель. Как у меня душа за «Апельсинчик» болит, чтобы он рос и развивался, вот у него — за весь ДК. Главное — чтобы человек творчески «горел». У него тоже это пламя есть, хочется, чтобы все было на высшем уровне. В этом плане сейчас дети в идеальных условиях: есть своя сцена, укомплектованная светом и звуком. Когда дети выходят, они чувствуют себя настоящими артистами. Плюс в нашем коллективе большая база костюмов. Развиваемся в этом плане тоже.

Сейчас готовим новый номера на следующий год, надеюсь, интересная программа получится.

– Вы замечаете, как меняются дети?

– В нашем поколении было развито «один за всех и все за одного», командный дух. Мне кажется, сейчас это немножко утеряно, но мы стараемся привить, чтобы дети чувствовали, что они одна команда. Все время говорю, что они друг от друга зависят. В нашем коллективе не обзываются, не дерутся и не обижают друг друга.  Старшие у нас воспитываются так, чтобы помогать младшим — на совместных репетициях старшие смотрят за маленькими.

– У вас занимаются в основном девочки?

– Да, такая ситуация во многих коллективах. Но мы всегда с радостью встречаем мальчиков.

– Как Вы отдыхаете?

– Я очень люблю активный отдых. Это меня и заряжает, и вдохновляет, и восстанавливает. Мы с семьей очень любим Горный Алтай. За вдохновением — именно туда.

Очень люблю путешествовать. Если не получается уехать далеко (как в прошлом году), тогда очень активно ездим по Омской области. Мы с мужем открыли много мест для себя, о которых не знали раньше. Например, я до тайги я доехала в первый раз. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек




























Notice: Trying to get property of non-object in /var/www/vomske.ru/data/www/vomske.ru/includes/classes.php on line 56

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

94119 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

326001 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

327901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6709101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх