От глиняных горшков до 3D-очков, или Как закалялась сталь — 2.0

На второй конференции «Как закалялась сталь. Шоу стартапов» предприниматели и самозанятые узнали, зачем ресторатору может понадобиться 160 почтовых ящиков, с кем можно и нельзя «партнериться», что такое кастарват и еще много чего.

585307 декабря 2022
От глиняных горшков до 3D-очков, или Как закалялась сталь — 2.0

Даже и первая конференция год назад вовсе не была «первым блином комом», а совсем даже наоборот, но организаторы — нет предела совершенству! — в этом году решили улучшить программу, сделав акцент на стартапах. Вдохновиться энергией начинающих, почерпнуть идей, поучиться на чужих ошибках и, в конце концов, просто завести новые полезные для дела знакомства в зале Конгресс-холла собрались две с половиной сотни самозанятых и предпринимателей.

В начале было слово

Приветственное. Точнее, даже целых два. Поскольку у нас деловое мероприятие, используем хорошо знакомую бизнесу терминологию — от Заказчика и от Исполнителя. (Напомним, что конференция была организована Омским региональным отделением «ОПОРЫ РОССИИ» в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства по заказу Министерства экономики Омской области и Центра «Мой бизнес»).

1

 

Сразу после неофициального (пока), но уже довольно известного «Гимна самозанятых» в исполнении авторов — Николь Уфельман и Максима Вельховченко — к микрофону вышла заместитель управляющего омского центра «Мой бизнес» Ирина Жучкова. Она пожелала собравшимся «...креативных идей, ничего не бояться, развиваться, искать пути для этого развития! Может быть, именно сегодня кто-то увидит для себя какую-то новую дверцу!».

Председатель Омской «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Дерябин в своем спиче упомянул историю возникновения локального бренда «Занят сам», напомнил о роли «ОПОРЫ РОССИИ» в самом появлении в нашей стране режима для самозанятых с налогом на профессиональный доход и поделился мечтой, чтобы все прочие налоги для бизнеса в России администрировались так же просто — «быстро, удобно, с телефона». А участникам конференции он пожелал не уподобляться одному омскому бизнесмену, который признался, что из 57(!) прочитанных за этот год книг усвоил «ну может быть две» (2!), и «Провести это мероприятие с максимальной пользой для себя!»

 

Уже после объявления конференции открытой было и третье приветствие, точнее, видеопривет — от начинавшей когда-то всё это дело Айжан Кулниязовой (Азеновой) — бывшего руководителя Комитета по развитию института самозанятости Омского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ», а ныне (уже почти, вот-вот…) счастливой мамочки, находящейся сейчас в декретном отпуске за много километров от родного города.

«У кого визитки — тот молодец»

Кто думал, что в нынешний век соцсетей, мессенджеров, списков рассылки, подписок и прочего фолловинга классические офлайновые визитки уже не актуальны, тот автор этих строк был не прав. Ведущая (в её роли блестяще выступила уже действующий руководитель Комитета по развитию института самозанятости Королева Евгения) командует — начинаем нетворкинг! Всем подъём с кресел, весь зал разбился на группки по пять человек, за короткое время им всем нужно перезнакомиться, обменяться контактами, по максимуму, насколько это возможно, презентовать себя и свой бизнес. Затем после звукового сигнала каждый идет искать новую группу и снова знакомиться. Попробуй тут успеть запомнить или записать все новые контакты!.. И вот тут-то люди со старомодными карточками из картона оказались «на коне». «У кого визитки — тот молодец», — резюмирует Евгения Королева.

 

2

Девять на девять

В каждом из трех блоков Шоу стартапов (1) бьюти-сфера, 2) общепит и 3) свободная сфера, т.е. всё остальное) тройки экспертов оценивали по три номинанта. Сферы деятельности — смотрите в заголовок — самые разные, так же, как и возраст стартапов — от, условно говоря, двух лет до двух месяцев.

В экспертный совет бьюти-блока вошли заместитель управляющего омского центра «Мой бизнес» Ирина Жучкова, Анна Лобода, хозяйка одноименной студии красоты и королева конкурса «Краса Опоры России-2022», а также бьюти-эксперт Ирина Кох.

Первой свой проект представляла в недавнем прошлом старший лейтенант полиции, а ныне начинающий косметолог Екатерина Крутий. Она решила открыть косметологический кабинет для подростков, которые из-за возрастных проблем с кожей часто подвергаются буллингу (травле) со стороны одноклассников/одногруппников. Боль ЦА бывший следователь вычислила неплохо, а к экспертам же обратилась с вопросом — где лучше открывать кабинет и нужно ли помещение арендовать или стараться выкупить.

Эксперты подсказали (аренда — меньше рисков, если не угадал с местом, а само место — лучше у пешеходных потоков студентов колледжей и вузов), а также обратили внимание на минус данной ЦА — у подростков денег может и не быть, нужно тогда уж обращать на себя внимание их родителей.

У номинанта №2 — Рустама Речапова — проект (многопрофильный салон красоты) побольше масштабом, но и разнообразного бизнес-опыта у него побольше: был директором магазинов, профессионально занимался smm, был даже уже и салон небольшой, но с однобоким продвижением через соцсеть, которая в один момент стала запретной. Учел (вроде бы) все ошибки. Эксперты дали ему советы по возможному дополнительному сервису, а также предложили… взять к себе Екатерину. В смысле — устроить коллаб.

Завершала блок участница, которая, по словам ведущей, пробилась в этот финал (были еще и отборочные туры!) в основном настойчивостью. Гульзат Кусаинова — мастер-брейдер (это про плетение косичек и увеличение длины волос при помощи кос), мечтающая от съемного кресла вырасти до салона. Ей посоветовали для начала избавиться от страха делегировать.

В блоке общепита — никакого фастфуда! У Инны «Без сахара» Афониной («Меня так в телефон записывают!») - ПП-десерты, которые подают уже и в омских ресторанах (но хочется ей настоящий кондитерский цех + место для мастер-классов — «Где взять деньги?»). У самозанятой Юлии Кулик — торты на заказ без конкретных аллергенов (у юбиляра аллергия на молоко — полностью безмолочные, на цитрусы — торты без цитрусовых и т. д.) и примерно те же желания, что у Инны. А Любовь Кашкарова продвигает «Мёд с любовью» с пасеки мужа и мечтает поставить его «на полки всех эко-магазинов страны». Ей, кстати, эксперт предложил интересную альтернативу — обратить свой взор на китайский рынок, где сейчас есть и деньги, и растущий спрос на натуральные продукты.

Тройку экспертов, кстати, тут составили вице-председатель Омской «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Вьюн (ГК «Софтбизнес»), ресторатор Василий Хомицкий («Где же кролик?») и эксперт по налогам и бухучету Тамара Уфельман.

3

Самой же разнообразной, понятно, была «свободная сфера». «Жюрили» там Любовь Трубачева (Центр развития «Вершина»), Ольга Емцева (Семейная школа «Династия») и Виталий Депершмидт (VITAPROFF). Теперь о стартаперах. Недавний преподаватель ИЗО, а теперь самозанятая («Вчера мне одобрили соцконтракт!» - в зале аплодисменты) Юлия Никифорова хочет сосредоточиться на своей керамической мастерской «Свой круг». Но не знает, как строить маркетинг - «У нашей ЦА же нет боли!». Участница программы «Мама-предприниматель» Ирина Ляшева представляла свою мастерскую BABY_RUTTA (муслиновые пеленки, вязанные погремушки и прочее детское-мимимишное-фотогеничное).

Дмитрий Рябов же, несмотря на молодые годы, успевший попробовать себя, кажется, везде (начинал с батута для детей и продажи тюльпанов на 8 марта, заканчивал же недавно со «странным» проектом по выпуску NFT-кроссовок), решил погрузить омичей в виртуальную реальность своего VR House. Его проблема — как их туда завлечь?

Нет стартапа без f*ckup’а?

«Первая же конференция была совсем не про это!» — скажет тот, кому посчастливилось на ней побывать. Действительно, прошлогодняя «Как закалялась сталь» кружилась вокруг провалов, бизнес-фиаско, больших ошибок (в общем всего, что сейчас называют «факап» — калька с английского слова, примерно это и обозначающего) — и, главное, путей/способов выхода из создавшейся ситуации. Отсюда, собственно, и название. Спокойствие, только спокойствие — были такие истории и на этот раз, пусть в несколько меньшем объеме, но яркие, показательные, от известных и уважаемых предпринимателей.

Основатель крупного бьюти-бизнеса Яна Лескова рассказала, как когда-то её угораздило договориться о партнерстве с продавцом цветов — и как долго потом им пришлось разбираться с негативными откликами клиентов, которые вместе с действительно качественной услугой/товаром получили бонусом «завядшие веники» вместо букетов. И вывела на основании этого и прочего опыта свои правила — с кем «партнериться» не нужно ни в коем случае.

Соучредитель дистрибьюторской компании и профессиональный оратор Татьяна Депершмидт рассказывала, как, понадеявшись на организатора, оказалась в итоге перед респектабельной зарубежной аудиторией, жаждавшей услышать её, без выставленного света(!), с неработающим микрофоном (!!) и, главное, с невозможностью загрузить флешку, на которой был доклад и материалы для презентации (!!!).

Но самым, конечно, эпическим (учитывая количество потраченных денег, времени и нервов) «факапом» поделился ресторатор Сергей Поротиков. Он рассказал, как его «Хуторок» по заказу одного из крупных корпоративных клиентов взялся организовать доставку еды — тогда, когда это еще не было мейнстримом. Несколько месяцев они отлаживали под это дело техпроцессы, логистику, заказывали собственное мобильное приложение фирме из Тольятти (в Омске тогда подходящего разработчика не нашли), регистрировали полторы сотни новых адресов электронной почты (в процессе чего одного из работников даже забанили на «Мэйл.ру», заподозрив неладное) — у всех свои прихоти, работники того крупного клиента желали заказывать обеды полностью анонимно… И вот когда все вроде, наконец, стало работать как надо... пришли COVID-19 и локдаун!

ТОП-5 слов этого дня

1 — «Не ссать!». Да, простите, но именно это звучало в спичах двух уважаемых экспертов, а затем еще и в резюме ведущей. Тот случай, когда всем известный литературный аналог не подходит, ибо сразу снижает накал, градус экспрессии. Смысл — не бояться, а делать. Или даже — Ok – бояться, но все равно брать и делать.

2 — «Коллаб». От слова коллаборация, то есть сотрудничество, партнерство, временный совместный проект, творческий союз на время. Слово звучало очень часто, в одном из блоков эксперты, например, предложили двум номинантам для решения их проблем как раз таки устроить коллаб между собой.

4

3 и 4 — «Делегирование» и «масштабирование». Да, именно так, парой — они совсем не синонимы, но без первого второе обычно не получается. Чтобы масштабироваться, вырасти, открыть новые точки — нужно наступить на горло принципу «Лучше меня все равно никто это не сделает» и научиться делегировать ответственность и полномочия.

5 — «Боль ЦА». Если предыдущая парочка возглавляла топ в менеджменте, то в маркетинге многие искали именно её, «боль целевой аудитории» — чтобы унять её своими товарами и услугами.

На самом деле было еще одно слово, заслуживающее место даже в топ-3, но называть его нельзя. Да, речь о той самой соцсети с картинками, в которой сейчас нельзя ни рекламировать аккаунты, ни запускать таргетинг (да и само пользование разрешено не официально). Но даже в таком полулегальном куцем виде для многих предпринимателей она пока предпочтительнее разрешенных и активно рекламируемых российских аналогов.

 

А что ещё?

Еще были розыгрыши среди участников множества призов (все ценные — какие-то для бизнеса, какие-то для себя любимых), мини-шоу от Николь Уфельман и Анны Лободы — пока первая пела «One Way Or Another», вторая тут же с лаками, расческами и феном превращала её в Дебби Харри [Blondie], послеобеденная танцевальная разминка, провести которую вызвалась из зала Марина Захарова, выступление Сибирской академии ирландского танца, прима которой — чемпионка мира(!) Алина Прасолова — затем учила всех движениям задорного танца кастарват…

Ну и конечно — финальный фейерверк!

 

Автор:Сергей Мацута

Фото:Фото предоставлены Омским региональным отделением "ОПОРЫ РОССИИ"

Теги:«Опора России»

Комментарии



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

88119 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

320801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

321901 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6664101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх