Елена Агафонова: «Во время некоторых номеров я просто молюсь…»

Как омский цирк, сорок лет стоявший без ремонта, стал одним из самых привлекательных в стране для зрителей и гастролирующих артистов, «ВОмске» рассказала его директор Елена Агафонова.

3957123 октября 2017
Елена Агафонова: «Во время некоторых номеров я просто молюсь…»

Изнанка манежа

— Елена, очень интересно, как вообще можно стать директором цирка? Вы же не из старой артистической семьи и в прошлом не укротительница тигров?

— Совсем в прошлом я филолог. Потом получила юридическое образование, создала свою юридическую фирму, у которой цирк находился на обслуживании. Это было время, когда МЧС приостановил эксплуатацию здания, цирк не работал, артисты не получали зарплаты, а директор просто уехал из города от всех этих проблем. У меня одной осталась доверенность от Росгосцирка и с ней я ходила по инстанциям, чтобы помочь предприятию выйти из создавшейся ситуации. А в 2009 году мне предложили должность директора, и я согласилась. По большей части это менеджерская работа, нужно просто уметь вникать в каждую мелочь. Помогает и филфаковское образование: цирк, на мой взгляд, — это одно из лучших воплощений искусства, и я умею этим любоваться.

1

— Что удивило в цирке? Был он изнутри похож на свой образ из старых красивых советских фильмов?

— Когда я первый раз зашла в манеж, то ощутила необыкновенную радость от того, что буду работать с этими прекрасными талантливыми людьми, великолепными животными, в атмосфере праздника. А потом я зашла в гостиницу при цирке и увидела жуткую изнанку. Ощущение, что я оказалась в эпицентре сталинградской бомбежки. Не было даже мебели. Как я узнала, многие артисты из других городов, узнав о планирующихся гастролях в Омск, срочно сбегали в отпуск. Сейчас омская цирковая гостиница считается второй по комфортабельности после екатеринбургской.

— Хотя суть менеджерской работы везде одинакова, все же наверняка управление цирком имеет свои особенности. Артисты, животные, зрители... Любая оплошность может обернуться катастрофой.

— Мой профессиональный риск, как объяснил наш инженер по технике безопасности, — это риск психоэмоциональных заболеваний. Пока меня спасает йога. Поводов для волнения очень много: в цирке нет мелочей, и равнодушным в нём остаться невозможно. Во время некоторых номеров я просто молюсь, чтобы ничего не произошло, иногда даже выхожу в фойе, не выдерживая напряжение. Интересно, что не всегда то, что зрителю кажется самым опасным, таковым является.

— Например?

— Зрители очень волнуются, когда выступают гимнасты без страховки на воздушных полотнах. Но на самом деле эти полотна и являются своеобразной страховкой. А вот работа с хищниками действительно опасна: кажущиеся добродушными мишки порой непредсказуемы. Очень опасно «колесо смерти», когда артисты работают без страховки на высоте трехэтажного здания. А бывают и внештатные ситуации, когда посреди представления вдруг отключают электричество…

— С артистами удается найти общий язык?

— Конечно, это очень важная часть моей работы. Цирковые артисты — это уникальные люди с уникальным опытом. Во-первых, в цирковом мире жесткая конкуренция: сравните, сколько в мире дрессировщиков и сколько, например, бухгалтеров. Это значит, что нужно очень много и тяжело работать, чтобы чего-то добиться. Во-вторых, в цирке работают в основном династии. Представьте, что вы со своими детьми, мужем, большую часть времени живете в одном номере и работаете на одной арене. Конечно, бывает всякое. Приходилось и разговаривать, и выступать посредником в семейных спорах, но в основном профессионалы сор из избы не выносят и что бы ни случилось дома, на манеже они идеальная пара, улыбаются, флиртуют друг с другом, шутят. Умение владеть собой — неотъемлемое качество артиста.

2

Секреты новоселья

— Как омскому цирку удалось получить финансирование? Росгосцирк официально заявлял, что ремонт омского цирка в планах на ближайшие годы не стоит.

— Я обратилась к депутату Госдумы Андрею Голушко и к министру культуры Владимиру Мединскому, во время его визита в омский цирк. И просто попросила денег на ремонт. Мы стояли в вестибюле, и было очевидно, что цирк, в котором сорок лет ничего не ремонтировалось, просто не может больше существовать. Я очень благодарна, что нам пошли навстречу, очень многое удалось изменить. Если раньше у нас пустые залы не были редкостью, сейчас на представлениях всегда много народа. За этот год нас посетило в четыре раза больше зрителей, чем в год до ремонта. Стало комфортнее и нам, и зрителям, мы стали более заметны в городе, к нам стремятся попасть артисты из других городов.

— Ремонт уже завершен?

— Большая часть оставшегося финансирования (120 миллионов рублей) будет потрачена на реализацию проекта «Сафари-парка». У нас есть территория за зданием цирка, и в нём мы хотим разбить парк, где будут гулять в вольерах животные-артисты, будет построен детский городок, можно будет смотреть на животных, а с некоторыми общаться. Проект уже готов, но пока он на стадии согласования.

Люди и звери

— Для многих цирк — это, прежде всего, животные. Кто из них самый капризный, кому сложнее всего угодить, когда они приезжают к вам в гости?

— Самые капризные обычно не животные, а дрессировщики. И иногда трудно понять, где проходит грань между заботой о животным и абсурдом. Иногда я ошибаюсь в том, где проходит эта грань. Так, многие дрессировщики требуют, чтобы кефир для их питомцев покупался определенной марки, и это обходится раза в два дороже, чем если бы мы покупали кефир нашей местной фабрики. Я думала, это каприз, но мне объяснили, что в разных городах местные продукты могут отличаться по жирности, консистенции, а это может спровоцировать несварение у животного. Но вот один дрессировщик так и не убедил меня, что его обезьянам из фруктов необходимы именно гранаты и ничего больше!

— И что вы отказываете обезьянам в любимых лакомствах?

— Чаще всего мы идем навстречу. Например, были у нас обезьяны, которые обожали желе в баночках. В ветеринарных нормах такой пункт не указан, но мы видели, что животные готовы все сделать за вожделенное лакомство и исправно пополняли запасы желе. Многие дрессировщики медведей, например, в особо стрессовые моменты вроде снятия намордника, отвлекают хищника сгущенкой.

— Зоозащитники сейчас активизировались и требуют полностью запретить использование животных в цирке, считая, что их там мучают. Как вы относитесь к этой инициативе?

— Вопрос не лишен ханжества. Мы же не против держать в 16 квадратных метрах кошку, в маленьком аквариуме рыбку, есть мясо животных? Но при этом мы против того, чтобы смотреть на животных в цирке. Конечно, среди дрессировщиков есть разные люди. Есть дрессировщики, которые используют негуманные средства, и все об этом знают, и в основном осуждают. У нас был опыт, когда мы разорвали отношения с таким дрессировщиком, директора цирков объявили ему бойкот, и он сейчас в системе цирков не работает. В общей же массе дрессировщики своих животных любят и берегут. Никому не нужно неадекватное, запуганное животное на арене. Часто вижу, как дрессировщики с фуршета несут своим любимцам разные лакомства. Я видела, как дрессировщики общаются со своими животными, видела, что с ними делается, когда животное умирает. Они их хоронят, как близких людей, ставят памятники и потом приезжают на могилу. Они часто намного более трепетно относятся к своим подопечным, чем мы к своим кошкам и собакам. У нас была семья дрессировщиков, которая работала с кошками. Кошки жили в их же квартире, и мне однажды очень от них досталось, когда я пожаловавшись на проделки своего котенка, рассказала, что натыкала его носом в лужицу.

3

— То есть проблема, считаете, высосана из пальца, и здесь не нужно вмешательство законодателя?

— Я за то, чтобы это было урегулировано: размер клеток, вольеров, условий содержания. Но полностью запрещать животных в цирке нелепо, учитывая, что мы не отказываемся ни от животноводческих ферм, ни от кожевенного производства. Дрессура, служебное собаководство — это тоже насилие? Искусственное выведение тоже отменить? Все животные, которые работают в цирке, никогда не жили на воле и продолжительность их жизни — как минимум, вдвое больше, чем у их собратьев из дикой природы.

— А животным такая жизнь в радость?

— Была у нас такая история. Дрессировщик, который работал с тиграми, решил не брать на выступление пожилого ветерана, посчитав, что лишняя нагрузка ему ни к чему. И вот все ушли, а он остался в вольере. Надо было видеть животное, когда оно услышало музыку и поняло, что его не взяли! Тигр рвался, метался, кричал… Для цирковых животных выступления — это их жизнь. Это как для нас наша работа. Это не мучение и не страдание.

А была ли девочка?

— Не так давно в СМИ была описана история, в которой охранник цирка якобы отказался впустить девочку-инвалида в зрительный зал и избил ее отца. Что там было на самом деле?

— Это как раз обратная сторона нашей возросшей популярности. В СМИ информация была представлена искаженно и ударила прежде всего по молодому парню-охраннику, который просто выполнял инструкцию. Он действительно не пустил в зал отца с девочкой после третьего звонка через вход на первом этаже, поскольку это запрещено требованиями безопасности. Сразу после звонка на арену вышли верблюды, которые шли прямо по бортику. Во время работы животных строго настрого запрещено проходить мимо них, так как животное может испугаться и выйти из под контроля. Попасть в зал после третьего звонка можно, но только через второй этаж. Это и было предложено мужчине с девочкой, но он стал ругаться и ударил охранника. Кровь хлынула ручьем, девочка стала кричать. А сейчас этот человек пытается доказать, что на него напали, его избили и его ребенка подвергли унижению.

При этом сотрудница цирка спокойно увела девочку с няней, и они посмотрели представление, зайдя в зал через вход на втором этаже. Это не помешало ее отцу обратиться в суд с тем, что были нарушены его права как потребителя, потому что при продаже билета не было разъяснено, что после третьего звонка вход в зал только через второй этаж! Именно на этом основании он и «выиграл» суд. А вот про охранника вообще все забыли. По его заявлению дело пока не возбуждено, у парня сломан нос, и он уже второй месяц находится на больничном. Но я полна решимости восстановить справедливость.

Яркие планы

— Елена, расскажите, что ждет омичей в Омском цирке этой осенью?

4

— Омичей ждет, на мой взгляд, невероятная программа — Бриллиантовый цирк Азии. Российские артисты прошли семилетнюю подготовку в Китае, а именно там сейчас цирк развивается интереснее всего. Это будет уникальное представление, до Омска оно еще нигде не было показано. Театрализованное цельное шоу, объединенное единым сюжетом и очень захватывающее, с потрясающей хореографией, костюмами, животными… Режиссер-постановщик представления — главный режиссер компании «Росгосцирк» народный артист России Таисия Корнилова.

Приедет очень красивая девушка египтянка Евгения Кута с волками, пантерами, лисами, песцами. Приглашена династия Симоновых, которая уже четвертое поколение подряд работает с медведями и покажет у нас интеллектуальное медвежье шоу. Медведи будут решать логические задачи, искать выход из лабиринтов, играть в нарды. Также будет очень зрелищный, веселый номер с хаски.

Представления будут проходить с 28 октября по 3 декабря. Билеты — уже в продаже. Мы всех ждем у нас в цирке!

Автор:Юлия Стрельская

Фото:Сергея Барсукова и из фейсбука Елены Агафоновой

Теги:циркЕлена Агафонова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Ольга Савельева

— попутчица

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

102319 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

333501 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

336801 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6777101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх