Художник, который «похоронил» Ленина

В честь столетия Великой Октябрьской революции 30-летний омский художник Никита Поздняков решил, наконец, похоронить Ленина.  

329709 ноября 2017
Художник, который «похоронил» Ленина

Картина «Могила Ильича» с плачущей над холмиком земли женщиной в черном пока не выставляясь…

В большой и неуютной промзоне галерею Никиты Позднякова можно найти по табличке на двери – "Маячок".

1

–  Однажды в строймаге  купил маячок с батарейками для огорода,  – объясняет название галереи  Поздняков. – Идешь ночью, темно,  а  на окошке – путеводный свет искусства  в промзоне. Вся эта площадь  в советское время  была заставлена скульптурами, плакатами, стендами, – раньше Худфонд занимался оформлением города….

Галерея  «Маячок»  занимает две комнаты на третьем этаже старого здания с продавленными,  серыми от грязи половицами.

– И коридор, – добавляет художник. – Тут же не только мои работы, а места мало. Приходят  люди, смотрят, мы выставки проводим. Немного, конечно – человек 150 на миллионный Омск. Художники, студенты в основном. Не за раз, но лица всегда одни и те же. Покупают не омичи, конечно, у кого в Омске деньги есть? Москвичи, реже – питерцы. После того, как мне  штраф за экстремизм дали, новые какие-то клиенты появились. Это же игра такая. Можно не уметь рисовать, главное  – уметь мистифицировать. Говоришь, что я художник, и все верят, приходят интервью брать.  Но я искренне играю.

В августе Поздняков прославился совершенно неожиданным для него образом. Благодаря своей татуировке: крест с загнутыми против часовой стрелки концами. Некий аноним сообщил в полицию, что обнаружил на страничке художника "ВКонтакте" "публичное демонстрирование нацистской символики", и, несмотря на то,  что буддистский символ благополучия и счастья на тысячи лет старше нацизма, Позднякову влепили штраф на 1000 рублей по статье 20.3 Административного Кодекса РФ, о чем сообщили многие СМИ.

– Я буддист, – объясняет. – Лет в 20 начал  задумываться, как все устроено. Примерно тогда же, когда и рисовать.  Понял,  что бога нет. Если есть, то противный: догматичный, ревнивый, мстительный.  Я бы не хотел такого соседа.  Христианство  не дает ответов, нужно тупо верить и все. Но нелогично же:  если люди изначально безгрешны, почему один рождается богатым, другой – бедным, одни больным, другой здоровым?  Отвечать за грехи родителей несправедливо.  А в буддизме  все объясняется:  это твоя собственная  карма,  ты  живешь не первую жизнь, какое тело  заслужил,  в таком и родился. Когда  лама в Омск приезжал, спросил  у него, за что рождаются в России. Сказал:  за воровство. Все верно: мы когда-то воровали,  теперь нас обворовывают.  Мы же сами создаем мир вокруг.  

Рисовать Поздняков  начал примерно тогда же:  увидел какую-то «картинку»  – так он называет и свои, и чужие произведения.  Подумал, что тоже  так сможет:

– До этого в школу ходил, на кладбище работал менеджером – памятники продавал.  Там хорошо заработать можно  –  в сезон тысяч 40-80. Ну и вообще: дорожки,  лес –  спокойно.  Отец  у меня  художник: классика, пейзажи всякие. А мне неинтересно было. Никогда не хотел никем быть, никогда не хотел работать. Фальшь мироустройства всегда чувствовал. Нас всех с детства готовят к определенной жизни: девочки – домохозяйки, мальчики – бойцы. На самом деле все люди – потенциальные гении, если могут услышать себя.  Просто и  образование,  и  воспитание сводятся к тому, чтобы сделать нас приемлемыми членами общества: закончить школу, институт, найти хорошую работу.   Многие проживают чужую жизнь,  так и не поняв  этого. Памятник из металлокерамики – медаль за серое существование.  За яркое  – из гранита. Но вопрос не в стоимости, а в том, жить в удовольствие или постоянно преодолевать какие-то барьеры, чтобы быть «не хуже других», «как люди».  Я делаю  то, что нравится. Сегодня мне нравится рисовать, завтра – не знаю. Не строю планов. Я и бесплатно бы рисовал, просто сейчас получается этим зарабатывать. Хотя не так, как на кладбище, конечно. Сначала увлек процесс смешивания красок.   Взял одну,  взял вторую,  самое интересное и получается в эксперименте.  Сделал «Птичку с бородой», друзьям показал, все  посмеялись.  Потом появилась возможность с кладбища уйти.  Зарабатывать же все равно нужно – у меня жена, дочке 8 лет, в Питере квартиру снимают. Я, конечно, безответственный отец, на жену все свалил, но ребенку помогать  надо.

Когда Никита не в Санкт-Петербурге, он  живет здесь же – одна из комнат слегка обустроена под жилище: кровать, застеленная солдатским одеялом,  громозкий сейф вместо шкафа, электрическая плита на подоконнике. Улыбается:

–  У меня все есть, что для жизни надо – краски, компьютер, даже  душ.  Три банки фасоли, крупы навалом – на распродаже купил. Холодильника  нет, но зимой будет за окошком. Я счастливый человек.  А техника мне не нужна. Не люблю учиться. Когда учатся, все одинаковые выходят.  Учеба не сделает тебя художником, он сделает таким же,  как твой преподаватель.  Матрешки,  ложки,  портреты,  пейзажи – это не искусство, это ремесло.  А  рисовать надо по доброй воле.  Как в туалет ходишь –  накопилось желание,  надо выплеснуть из себя.   Когда себя заставляешь,  одно мучение, и это видно по картинке. Если есть  у меня настроение, нарисую за полчаса. Быстро  и хорошо.  Картинка  должна быть простой, простота  всегда сильнее. Рисую все,  что придет в голову. Не знаю, откуда берется – из пространства, наверное.  Художник –  как самогонный аппарат:  накапливает впечатления,  конденсирует и  выливает как произведение искусства.  Мой друг Дима Вирже говорит,  что идеи нам присылают демоны. Ну не ангелы точно, с ангелами мы не общаемся. Они же скучные, как учителя в школе.  Вот педерастов старых нарисовал. Почему, не знаю. Веселые. Может,  они и не педерасты вовсе, может, просто  из бани.  

Со «старыми педерастами» мирно соседствуют деревянные  распятия –  «для красоты», и лосиные развесистые  рога, по мнению Позднякова, гармонизирующие пространство.

– Люблю символику,  –  пожимает плечами художник, – кресты, значки, эмблемы типа «адидас», «найк»,  серп и молот: все из одной оперы.  Над всем можно и нужно шутить: сексуальными наклонностями,  национальностями, идеологией. Над смертью.  У людей  масса энергии уходит на то, чтобы ее не замечать. Боятся. А надо с нею разобраться, и будет проще. Шутить на эту тему,  фотаться с покойниками. У подруги  дядька умер, так я с ним селфачей наделал. Разбираюсь.  В серии работ про чеченскую войну, например, ставил задачу не  показать ее  ужасы другим, а понять  для себя. Ты ведь всегда решаешь какую-то внутреннюю задачу, искусство – просто  побочный продукт самопознания. Большинству – 95  процентам, наверное,   в России –  оно не нужно. Когда человек думает об искусстве? Когда есть хлеб,  крыша над головой…  Да и думать мало кто хочет, а картинка – это как раз  повод для размышлений.  Когда выставка была, ребята  мебельной фабрики как раз  днюху праздновали, шашлыки жарили. Увидели, что народ идет, тоже зашли.  Понравилось – один даже скульптурку купил за тысячу рублей. Правда, тут же сломал,  пьяный.  А обычно-то реакция: «У меня ребенок лучше нарисует».

…Колесо сансары –  это  классический буддистский мотив, изображающий  цикл перерождения.  Обычно изображают три нижних мира:  животных, адский, мир голодных  духов, а также три верхних: богов,  полубогов,  людей. Но приглядываюсь – чего-то в поздняковском колесе  не хватает. Он доволен:

– Мое  колесо отечественное, поэтому все миры  – низшие.  Боги – не высшие существа, а просто люди с хорошей кармой, голливудские звезды, к примеру.  А  мир голодных духов –  вон, за моим окном. Металлоприемка та же: работают люди в грязи,  им платят только, чтоб не сдохли.  А менять что-то они  боятся…  Ад не место,  а состояние ума. Однажды  с городского ТВ-канала приезжали, я им про «колесо» задвинул и еще про одну картинку. Была  у меня такая  – собака съела человека: грызет череп, кости.  Причем, из жизни.  Несколько лет назад дочка в реанимации  лежала  с ротовирусом.  Пошел в аптеку, а навстречу  собака бежит с человеческой кистью в зубах. Там морг рядом, наверное, медсестра забыла утилизировать. Смешно,  редактор про собаку в эфир пустил, а про колесо – нет, сказал, пессимистично.  

Ленина с расстегнутой ширинкой по телевизору тоже вряд ли  покажут. В галерее портретов  вождя немало:  и живого, и не очень. Маленький Володя с октябрятского значка вовсе не страшен, напротив, чем-то обижен – рот искривлен, из глаза вытекает слеза, а в параметрах  картины значится: «Володина обида, 2017 г., сиденье от стула, масло».  На холсте «Ленин и призраки детей» кажется, что вождь гораздо больше похож на явление с того света, чем окружающие его  малыши.

– «Сказочный» персонаж, с которыми что ни сделай, все смешно. Коммунизм – большая глупость, в которую почему-то все поверили.  В итоге пришли к тоталитаризму.  Я-то их обоих – и Ленина, и тоталитарный режим –  давно похоронил: у меня и наколочка на ребрах есть про могилу Ильича, нынче просто решил перенести ее на фанеру, – Поздняков задирает рубаху. – Коммунисты, правда, очень возмущались, когда я  в апреле проводил выставку в честь Октябрьской революции, а «афишу»  к ней сделал из надгробия.  Тоталитарный режим – это страх,  чувство, которое  ничего полезного не дает,  и, по-моему,  лучший способ от него избавиться – смех.

Есть и чисто омский «мем» – Федор Михайлович Достоевский, который отбывал в Омске каторгу, чем городские власти  почему-то очень гордятся.

– Наверное, потому что  больше нечем, – усмехается  Никита. – Это мы с Димой Вирже делали  проект «Зона Достоевского». С понтом, что все тюремные понятия пошли от Федора Михалыча.  Вот Достоевский,  «простой омский пацан»,  отказывается работать на администрацию, вот набивает портаки, вот рассказывает, что нас губит – вино и бабы. «Красный пахарь», кстати, тоже чисто омская картина.  У нас такая улица есть, а на ней СИЗО и спецприемник. Так что говорят: «меня на Красный пахарь посадили».  Я тоже там был 5 суток: пьяный без прав на мотоцикле катался. Давно, дочке года не было. Может, и хорошо, что поймали…

Судя по тому, что у окна, где ярче всего, висит картинка с непонятными каракулями, шутит Никита не над каждой смертью:  

– В мае ко мне в Питер приезжал режиссер Максим Шавкин,  короткометражка его на международном кинофестивале победила. Кино собирался про Омск снимать. Пообщались как-то скомкано, видно было, что не в себе.  Обещал завтра придти.  И все… У меня же на районе вскрыл вены и утопился. Уходил с сумкой и моей картиной, куда делись, так и не нашли.  Перед смертью шариковой ручкой что-то нацарапал на клочке бумаге, мне прислали  его друзья.  Сделал точную копию на фанеру, увеличил, пытаюсь разгадать: то ли ядерный взрыв, то ли мозг, то ли дерево.

Выставки Позднякова чаще проходят в Москве и Питере, чем в родном Омске. Но что-то периодически тянет его домой, в "Маячок".

- Москва, Питер давно  коммерческие, а мы с ребятами  знаем, что все равно ничего не заработаем, поэтому не пытаемся угодить, подстроиться, понравиться, – говорит Никита. – Постоянно жить в Омске, конечно, трудно, как и в России. Отдыхать от него надо. И за границу хочу, не был. Но  жить… Я ж художник, что мне там делать? В России много страдания, экзистенции, а радостное искусство становится скучным…

Оригинал на сайте «Сибирь. Реалии».


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Лёля Тарасевич

— Психолог

Ксения Полежаева

— адвокат


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

93719 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

325701 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

327501 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6706101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх