Ксения Романенко: «Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом, но муж меня прощает»

Считается, что изобразительное искусство — это не для всех и порою слишком сложно. Так думают взрослые, которые забыли, как были детьми.

1454126 ноября 2017
Ксения Романенко: «Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом, но муж меня прощает»

— А в чем вообще смысл «Черного квадрата» Малевича? — Этот вопрос чаще всего задают Ксении Романенко таксисты, услышав, что она художник. Девушка привычно улыбается и начинает рассказывать – о красоте, искусстве и вдохновении. Таксисты слушают, затаив дыхание. А тем, кому не довелось подвезти художницу, о Малевиче расскажет мультфильм, который Ксения создает вместе со своими учениками. С этого года благодаря поддержке Омского НПЗ Ксения учит детей не только пониманию сложных картин, но и мультипликации.

Считается, что изобразительное искусство – это не для всех и порою слишком сложно. Так думают взрослые, которые забыли, как были детьми. Потому что дети изобразительное искусство обожают. Особенно в виде мультфильмов.

— Мультфильм – это ожившая картина, – рассказывает Ксения Романенко. – А детям нравится принимать участие в его создании. Не стоит думать, что все придумывают педагоги, а дети просто исполняют. Они полноценные творцы: пишут сценарии, придумывают персонажей и сами рисуют. Это проектная работа, и поэтому получается иногда интереснее, чем задумывалось. Дети привносят много неожиданного в результат.

Началось все почти спонтанно. Педагоги в детской художественной школе №1 им. Саниных – люди творческие, каждый год – новый проект. В процессе сотрудничества с НОУ «Поиск» родилась идея – создать серию мультфильмов о свадебных обрядах разных народов. Получилось не просто неплохо: мультфильмы серии «Свадебный переполох» заняли первое место на Международном конкурсе живописи и графики «На своей земле» в Беларуси, первое место получил и сам педагогический проект. После такого было грешно клепать шедевры на коленке. Необходимое для мультстудии оборудование было куплено на грант, предоставленный Омским нефтезаводом в рамках программы «Родные города», а сама Ксения Романенко оправилась в Москву для повышения квалификации в мультипликации. Были набраны две группы ребят – младшая и старшая – и работа пошла полным ходом.

– Темой мы выбрали творчество двух русских художников – очень разных, почти полярных – Марка Шагала и Казимира Малевича. Художники часто обращаются к старым мастерам, чтобы вдохновиться, поэтому для нас создание мультфильмов – это способ освоить технику мастеров, понять их эстетику. Так мы достигаем сразу двух целей – и учимся мультипликации, и изучаем историю изобразительного искусства.

Творчество Малевича вдохновляет юных мультипликаторов.

Мультстудия работает на базе Детской художественной школы №1 имени Саниных. Это самая первая школа искусств, открытая в Омске – недавно она отпраздновала 55-летний юбилей. Необыкновенный коллектив и множество творческих традиций. Лучшего места для молодого преподавателя не сыскать, понимает Ксения Романенко. Занятия в студии мультипликации она ведет вместе со своей коллегой Юлией Кох.

Художницы, как птицы, летают между двумя кабинетами, где одновременно работают младшая и старшая группы. Зрелище захватывает: у каждого есть свое дело, но при этом каждый участвует в деле общем. И получается что-то невообразимое – талантливое и необычное.

Ксения Романенко о творчестве, детях и всеобщей любви к Шишкину

Дети и мультфильмы

— В детстве я с удовольствием смотрела мультфильмы, самым любимым был «Ёжик в тумане». Он очень красивый. Кто-то думает, что он про смерть, а для меня – про жизнь, дружбу, про своего создателя Норштейна и его жену Франческу. Ежик же приходит к Медведю и они пьют чай, значит, все хорошо кончилось.

Юрий Норштейн говорил, что, создавая мультфильм, вы одновременно создаете некое пространство, которое вместе с вами тоже начинает создавать мультфильм. И мы убедились, что это так. Мы тщательно продумываем сценарий, раскадровку, героев – и все равно каждый раз результат нас удивляет.

Ксения Романенко и автор «Ежика в тумане» Юрий Норштейн

У каждого ребенка – свой багаж: жизненный, эстетический. И при обсуждении сценария все им делятся. Мы все «переопыляемся». Когда рисуем, выясняется, у кого в чем талант – кто-то лучше деревья рисует, кто-то – фоны. Кто-то в холодной гамме работает, кто-то – в теплой. И вот герой становится именно таким, каким увидел его ребенок.

Перекладная анимация – это создание мультфильма с помощью перекладывания вырезанных фигурок. Это техника для тех, кто в детстве не наигрался. На столе для раскладывания начинается настоящая игра с героями. Есть идеально выверенный кадр, а ты начинаешь играть – и получается гораздо интереснее.

У меня в детстве была маленькая бумажная куколка, для которой можно было вырезать одежду, мебель и играть с ней. Это близко к технике перекладной анимации. Поэтому даже самый маленький ребенок может принять участие в создании мультфильма – видя героев, он начинает с ними играть, экспериментировать, придумывать. И каждый может внести что-то свое.

Детям важно, чтобы все хорошо закончилось. Поэтому в нашем мультфильме «В траве сидел кузнечик», который мы делаем с младшей группой, лягушка не съедает кузнеца, а обнимает. У нас получилось, что эта история о дружбе.

Дети и Шагал

— Мы никого не отсеиваем. Очень часто более способные дети ленятся и из-за этого не развивают свои возможности. А вот ребенок пусть не с такими богатыми данными, но который очень любит рисовать и тянется к красоте, будет работать и перегонит изначально более способного ребенка.

И детям и взрослым нравятся Шишкин и его «Мишки в лесу». Их восхищает, что выписана каждая иголочка. Шагала и Малевича надо понять, проникнуться их эстетикой. И наша задача – показать, что не только Шишкин гениален.

Я не помню, сколько раз я беседовала на тему «Черного квадрата». Раз пять только с таксистами. У меня уже есть общий набор фраз, который должен убедить человека, что это не просто шутка и чтобы понять искусство, его нужно изучать.

Неподготовленному человеку сложно понять, почему у женщины на картине Шагала зеленое лицо. Человеку нужно сначала хотя бы узнать и полюбить импрессионистов. Детям иногда проще – они умеют воспринимать искусство не только интеллектуально, но и эмоционально. Они и сами не так давно рисовали корову розовым цветом, потому что им просто так захотелось и потому что это красиво. И поэтому они не требуют от художников только реалистичности.

Дети и творчество

— Одно из важнейших качеств, которые воспитывает художественная школа, – это самостоятельность. Мы даем детям задание – например, натюрморт, объясняем алгоритм, критерии оценки. Но после этого я не стою над душой и не вожу их кисточкой по листу. Дети сами выполняют задание и вносят свое видение. Он с произведением один на один и учится творить.

Каждый ребенок чувствует себя творцом и мало кто из детей замечает, что с ним работает преподаватель. Уже в сознательном возрасте они понимают, что были не одни и с ними работала, например, Ксения Сергеевна. А для меня они становятся творцами, когда я вдруг вижу в произведении ребенка что-то такое, что я ему не давала – стиль, техника, почерк. Конструкция моя, а все остальное ребенок нашел сам. Это проявляется далеко не сразу, но когда это происходит, это самый приятный для преподавателя момент.

Для художника работа с детьми – лучшая возможность для развития. На четвертом курсе я прошла практику в школе Саниных, и после окончания худграфа меня позвали сюда на работу. Я тут уже пятый год. Дети вдохновляют и учат. Чтобы объяснить им что-то, нужно сначала для себя разложить все по полочкам, а потом научиться это делать так, чтобы быть хотя бы на несколько ступенек выше. А еще общение с детьми заставляет все время относиться к себе и своему творчеству критически. Этого лишены многие художники, а ведь это так полезно.

Если вы можете творить, то вы почти гарантированно счастливый человек. Когда у меня какие-то неприятности, я ухожу с головой в творчество, и это всегда меня спасает. И я стараюсь научить этому моих ребят. Это намного важнее, чем просто научить рисовать.

Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом. Часто перед каким-то конкурсом я делаю какую-то серию, режу, рисую вечерами, а дома все стоит. И муж меня прощает.

На фоне своих работ на выставке СХР «Пленэр-2017»

Ксения и Омск

— У нас очень красивый город. Но выглядеть в нем красиво сложно, потому что грязно. Идешь по дороге и понимаешь, что твоим красивым сапогам недолго осталось.

Я очень увлечена омским деревянным зодчеством. Оно такое домашнее, красивое. Жаль, что многое в плохом состоянии, и от этого еще больше хочется все это запечатлеть, чтобы сохранить хотя бы на картинах. В Омске пока есть чем вдохновляться.

Художникам жить легче других. Идешь в плохом настроении, видишь красивое дерево или красивого человека – и становится легче.

Фотогалерея


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 марта

Гончарук сыграет Путина

Гончарук сыграет Путина

371111 февраля 2018

Ваше мнение

05.02.2018

На посту сенатора Виктор Назаров принесет пользу Омской области?

Уже проголосовало 92 человека

05.02.2018

В Исилькуле хотят назвать улицу именем Леонида Полежаева. Думаете, он это заслужил?

Уже проголосовало 110 человек



Другие новости





Блог-пост

Евгений Александров

— неравнодушный омич

Евгения Климанова

— омичка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Нина Маляренко не будет Эсмеральдой на премьере нового балета Калининой

Информацию подтвердила сама прима Омского музыкального театра. Но хореограф Надежда Калинина не собирается капитулировать: новому балету быть!

821413 февраля 2018

Стиль жизни

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Здоровье

Мыслящие здраво. Владимир Разумов

Восемь правил ЗОЖ, позволяющих в 60 лет летом бегать босиком по раскаленному асфальту, а зимой купаться в проруби - как это делает профессор Разумов.

72314 февраля 2018
Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Story

Анастасия и Максим Минасовы: «Главное для дрессировщика  –  всегда оставаться человеком»

Свой «собачий» номер обладатель «циркового Оскара» Николай Павленко передал молодой семье, выбрав из многих желающих.

113012 февраля 2018
На манеже — всей семьей

Кредо

На манеже — всей семьей

Цирковая семья Минасовых — это уже три поколения: Светлана и Артур, которых не поворачивается язык назвать бабушкой и дедушкой, их дети «без единого пятнышка» Максим и Анастасия и внуки Антоний и Полина, которым тоже светят софиты цирка…  

149607 февраля 2018
Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

Откровенная история

Рахель Кричевская: «Мои дети учатся в трех школах…»

«ВОмске» завершает проект «Семь историй одного выбора». История седьмая и последняя, от Рахель Кричевской, супруги главного омского раввина и матери семерых детей, – о том, как воспитывать детей из ортодоксальной еврейской семьи в сибирском городе.

2476106 февраля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске






Другие новости


Новости smi2.ru

Наверх