Ксения Романенко: «Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом, но муж меня прощает»

Считается, что изобразительное искусство — это не для всех и порою слишком сложно. Так думают взрослые, которые забыли, как были детьми.

1164126 ноября 2017
Ксения Романенко: «Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом, но муж меня прощает»

— А в чем вообще смысл «Черного квадрата» Малевича? — Этот вопрос чаще всего задают Ксении Романенко таксисты, услышав, что она художник. Девушка привычно улыбается и начинает рассказывать – о красоте, искусстве и вдохновении. Таксисты слушают, затаив дыхание. А тем, кому не довелось подвезти художницу, о Малевиче расскажет мультфильм, который Ксения создает вместе со своими учениками. С этого года благодаря поддержке Омского НПЗ Ксения учит детей не только пониманию сложных картин, но и мультипликации.

Считается, что изобразительное искусство – это не для всех и порою слишком сложно. Так думают взрослые, которые забыли, как были детьми. Потому что дети изобразительное искусство обожают. Особенно в виде мультфильмов.

— Мультфильм – это ожившая картина, – рассказывает Ксения Романенко. – А детям нравится принимать участие в его создании. Не стоит думать, что все придумывают педагоги, а дети просто исполняют. Они полноценные творцы: пишут сценарии, придумывают персонажей и сами рисуют. Это проектная работа, и поэтому получается иногда интереснее, чем задумывалось. Дети привносят много неожиданного в результат.

Началось все почти спонтанно. Педагоги в детской художественной школе №1 им. Саниных – люди творческие, каждый год – новый проект. В процессе сотрудничества с НОУ «Поиск» родилась идея – создать серию мультфильмов о свадебных обрядах разных народов. Получилось не просто неплохо: мультфильмы серии «Свадебный переполох» заняли первое место на Международном конкурсе живописи и графики «На своей земле» в Беларуси, первое место получил и сам педагогический проект. После такого было грешно клепать шедевры на коленке. Необходимое для мультстудии оборудование было куплено на грант, предоставленный Омским нефтезаводом в рамках программы «Родные города», а сама Ксения Романенко оправилась в Москву для повышения квалификации в мультипликации. Были набраны две группы ребят – младшая и старшая – и работа пошла полным ходом.

– Темой мы выбрали творчество двух русских художников – очень разных, почти полярных – Марка Шагала и Казимира Малевича. Художники часто обращаются к старым мастерам, чтобы вдохновиться, поэтому для нас создание мультфильмов – это способ освоить технику мастеров, понять их эстетику. Так мы достигаем сразу двух целей – и учимся мультипликации, и изучаем историю изобразительного искусства.

Творчество Малевича вдохновляет юных мультипликаторов.

Мультстудия работает на базе Детской художественной школы №1 имени Саниных. Это самая первая школа искусств, открытая в Омске – недавно она отпраздновала 55-летний юбилей. Необыкновенный коллектив и множество творческих традиций. Лучшего места для молодого преподавателя не сыскать, понимает Ксения Романенко. Занятия в студии мультипликации она ведет вместе со своей коллегой Юлией Кох.

Художницы, как птицы, летают между двумя кабинетами, где одновременно работают младшая и старшая группы. Зрелище захватывает: у каждого есть свое дело, но при этом каждый участвует в деле общем. И получается что-то невообразимое – талантливое и необычное.

Ксения Романенко о творчестве, детях и всеобщей любви к Шишкину

Дети и мультфильмы

— В детстве я с удовольствием смотрела мультфильмы, самым любимым был «Ёжик в тумане». Он очень красивый. Кто-то думает, что он про смерть, а для меня – про жизнь, дружбу, про своего создателя Норштейна и его жену Франческу. Ежик же приходит к Медведю и они пьют чай, значит, все хорошо кончилось.

Юрий Норштейн говорил, что, создавая мультфильм, вы одновременно создаете некое пространство, которое вместе с вами тоже начинает создавать мультфильм. И мы убедились, что это так. Мы тщательно продумываем сценарий, раскадровку, героев – и все равно каждый раз результат нас удивляет.

Ксения Романенко и автор «Ежика в тумане» Юрий Норштейн

У каждого ребенка – свой багаж: жизненный, эстетический. И при обсуждении сценария все им делятся. Мы все «переопыляемся». Когда рисуем, выясняется, у кого в чем талант – кто-то лучше деревья рисует, кто-то – фоны. Кто-то в холодной гамме работает, кто-то – в теплой. И вот герой становится именно таким, каким увидел его ребенок.

Перекладная анимация – это создание мультфильма с помощью перекладывания вырезанных фигурок. Это техника для тех, кто в детстве не наигрался. На столе для раскладывания начинается настоящая игра с героями. Есть идеально выверенный кадр, а ты начинаешь играть – и получается гораздо интереснее.

У меня в детстве была маленькая бумажная куколка, для которой можно было вырезать одежду, мебель и играть с ней. Это близко к технике перекладной анимации. Поэтому даже самый маленький ребенок может принять участие в создании мультфильма – видя героев, он начинает с ними играть, экспериментировать, придумывать. И каждый может внести что-то свое.

Детям важно, чтобы все хорошо закончилось. Поэтому в нашем мультфильме «В траве сидел кузнечик», который мы делаем с младшей группой, лягушка не съедает кузнеца, а обнимает. У нас получилось, что эта история о дружбе.

Дети и Шагал

— Мы никого не отсеиваем. Очень часто более способные дети ленятся и из-за этого не развивают свои возможности. А вот ребенок пусть не с такими богатыми данными, но который очень любит рисовать и тянется к красоте, будет работать и перегонит изначально более способного ребенка.

И детям и взрослым нравятся Шишкин и его «Мишки в лесу». Их восхищает, что выписана каждая иголочка. Шагала и Малевича надо понять, проникнуться их эстетикой. И наша задача – показать, что не только Шишкин гениален.

Я не помню, сколько раз я беседовала на тему «Черного квадрата». Раз пять только с таксистами. У меня уже есть общий набор фраз, который должен убедить человека, что это не просто шутка и чтобы понять искусство, его нужно изучать.

Неподготовленному человеку сложно понять, почему у женщины на картине Шагала зеленое лицо. Человеку нужно сначала хотя бы узнать и полюбить импрессионистов. Детям иногда проще – они умеют воспринимать искусство не только интеллектуально, но и эмоционально. Они и сами не так давно рисовали корову розовым цветом, потому что им просто так захотелось и потому что это красиво. И поэтому они не требуют от художников только реалистичности.

Дети и творчество

— Одно из важнейших качеств, которые воспитывает художественная школа, – это самостоятельность. Мы даем детям задание – например, натюрморт, объясняем алгоритм, критерии оценки. Но после этого я не стою над душой и не вожу их кисточкой по листу. Дети сами выполняют задание и вносят свое видение. Он с произведением один на один и учится творить.

Каждый ребенок чувствует себя творцом и мало кто из детей замечает, что с ним работает преподаватель. Уже в сознательном возрасте они понимают, что были не одни и с ними работала, например, Ксения Сергеевна. А для меня они становятся творцами, когда я вдруг вижу в произведении ребенка что-то такое, что я ему не давала – стиль, техника, почерк. Конструкция моя, а все остальное ребенок нашел сам. Это проявляется далеко не сразу, но когда это происходит, это самый приятный для преподавателя момент.

Для художника работа с детьми – лучшая возможность для развития. На четвертом курсе я прошла практику в школе Саниных, и после окончания худграфа меня позвали сюда на работу. Я тут уже пятый год. Дети вдохновляют и учат. Чтобы объяснить им что-то, нужно сначала для себя разложить все по полочкам, а потом научиться это делать так, чтобы быть хотя бы на несколько ступенек выше. А еще общение с детьми заставляет все время относиться к себе и своему творчеству критически. Этого лишены многие художники, а ведь это так полезно.

Если вы можете творить, то вы почти гарантированно счастливый человек. Когда у меня какие-то неприятности, я ухожу с головой в творчество, и это всегда меня спасает. И я стараюсь научить этому моих ребят. Это намного важнее, чем просто научить рисовать.

Ради творчества иногда приходится жертвовать борщом. Часто перед каким-то конкурсом я делаю какую-то серию, режу, рисую вечерами, а дома все стоит. И муж меня прощает.

На фоне своих работ на выставке СХР «Пленэр-2017»

Ксения и Омск

— У нас очень красивый город. Но выглядеть в нем красиво сложно, потому что грязно. Идешь по дороге и понимаешь, что твоим красивым сапогам недолго осталось.

Я очень увлечена омским деревянным зодчеством. Оно такое домашнее, красивое. Жаль, что многое в плохом состоянии, и от этого еще больше хочется все это запечатлеть, чтобы сохранить хотя бы на картинах. В Омске пока есть чем вдохновляться.

Художникам жить легче других. Идешь в плохом настроении, видишь красивое дерево или красивого человека – и становится легче.

Фотогалерея


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

21.11.2017

Услугами какого мобильного оператора вы предпочитаете пользоваться?

Уже проголосовало 113 человек

29.09.2017

Как вы относитесь к возможному росту тарифа на тепло при переводе ТЭЦ с угля на газ?

Уже проголосовало 332 человека



Блог-пост

Светлана Баженова

— драматург, режиссер

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Новости партнеров

Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Дочь омского журналиста Игоря Буторина снялась в фильме Мартина Скорсезе

Светские хроники

Дочь омского журналиста Игоря Буторина снялась в фильме Мартина Скорсезе

В картине «Ирландец» играют Роберт Де Ниро, Аль Пачино , Бобби Каннавале и Джо Пеши.

34512 декабря 2017
Игорь Меркулов: как две маленькие девочки победили дайвинг и горные лыжи

Кредо

Игорь Меркулов: как две маленькие девочки победили дайвинг и горные лыжи

Как воспитывать дочерей, от мала до велика, учиться скорочтению и мечтать о путешествии в Индонезию: стиль жизни банкира – в откровенных диалогах и искренних признаниях.

159303 декабря 2017
Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Хобби

Сергей Мизя: когда инженер отправляется на рыбалку…

Директор компании «Коминформ» Сергей Мизя рассказал «ВОмске», как инженерное образование и конструкторская смекалка помогли в его увлечении рыбалкой.

1408213 ноября 2017
Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

Хобби

Как актриса Маша Коптева решила стать продюсером

...и теперь самостоятельно арендует Концертный зал, организует концерт известного артиста, параллельно испытывает легкое разочарование, но не утрачивает энтузиазма. Бонусом – о театральных буднях и значении своей татуировки.

 

202510 ноября 2017

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске





Новости smi2.ru
Наверх