Про женщину и маму, которая не сдалась

…и не сдается. Более того – помогает не сдаваться другим.

577928 декабря 2017
Про женщину и маму, которая не сдалась

С Татьяной Еловенко встречаемся в центре коррекции, развития, сопровождения и реабилитации «Планета друзей». Разговариваем, пока за стеной дочь Татьяны, тринадцатилетняя Лиза, занимается с дефектологом.

Общественная организация «Планета друзей», возглавляемая Натальей Мишениной, уже не первый год помогает семьям, которые воспитывают особых детей. Специалисты стараются использовать в своей работе самые современные методики реабилитации. Одна из них – сенсорная интеграция. Татьяна Еловенко, мама, педагог, психолог, автор проекта «Чувствовать, чтобы жить», получила поддержку в рамках программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть». На средства гранта были оборудованы две сенсорные комнаты: комната психологической разгрузки «Релакс» и комната «Движение и терапия», а также на базе центра прошла серия информационно-развивающих семинаров для педагогов и родителей, воспитывающих детей с нарушением чувствительности (это и ранний аутизм, и синдром Дауна, и множество других диагнозов).

Обаянием этой красивой, открытой, искренней и светлой женщины заряжаешься мгновенно. Отсюда, вдобавок к запланированным заранее вопросам о проекте, – тут же возникающие: как справляется? Где черпает энергию и силы?

Татьяна ничего не скрывает, и это подкупает еще сильнее.

– Как родилась идея проекта?.. – переспрашивает она. – Думаю, ничего не было бы, не появись 13 лет назад на свет моя дочь. Нам ставили традиционные диагнозы: задержка психоречевого развития, умственная отсталость… У особых детей бывают сочетания множества диагнозов, и специалисты порой разводят руками, не могут понять, что с ребенком. С каждым годом это проявляется все ярче, но, к сожалению, Россия – далеко не передовая страна в том, что касается реабилитации детей. К нам приходит опыт из Европы, но при этом «двигателем» выступают сами родители, они и ведут государство по пути более продвинутой и современной реабилитации. Многие родители занимаются самообразованием, вплоть до смены профессии, и порой могут соперничать со специалистами.

– Вы по образованию психолог?

– Сейчас заканчиваю институт переквалификации по этой специальности, а по первому диплому я педагог дошкольного образования, выпускница нашего пединститута. Работала и в детских садах, и в клубах по месту жительства – как воспитатель, педагог-организатор, режиссер и так далее. Благо, есть и музыкальное образование. С особыми детьми до рождения дочери мне сталкиваться не приходилось, но жизнь внесла свои коррективы…

1

В центре «Планета друзей» Татьяна Еловенко работает на общественных началах. Есть у нее и основное место работы – частный детский центр, где она как педагог занимается с дошколятами, а также выступает в роли психолога-тераписта: в центре есть театрально-игровая студия. «Я себя нашла в этом, хочу уйти в арт-терапию, игровую терапию и работать психологом. Жизненный опыт позволяет», – объясняет Татьяна. Долгое время она не могла позволить себе работать: Лиза занимала все ее время. Но сейчас, признается наша героиня, будто перевернула страницу: новый проект, любимая работа, подрастающий младший сын – ему четыре с половиной года. Много достижений и планов, улыбка с лица практически не сходит.

– Родители особых детей проходят определенные этапы: от полного неприятия до осознания и далее... Путь долгий и очень непростой, болезненный, сложный. Банальное «Почему это случилось со мной?» – лишь начало. На самом деле то, что творится на душе, поймет не каждый. Никто не учит нас быть родителями, что уж говорить о том, чтобы быть родителями особого ребенка… Случай с моей дочерью – как раз тот, когда до года вроде бы все было хорошо, а потом начался резкий регресс. Я видела, что что-то не так, но на мои вопросы врачи особо не обращали внимания. 13 лет назад не было серьезной помощи, ранней диагностики и такого количества особых детей, как сейчас.

Татьяна вспоминает: дочка до пяти лет толком не спала, просыпалась каждые 20 минут, кричала - успокоить ее было сложно... Соответственно и она, мама, тоже не спала пять лет. «Очень важны психологи, которые могут вовремя увидеть, что происходит с мамой, помочь ей, оглушенной детским диагнозом, зачастую непонятным, – говорит Татьяна. – В этом отношении у нас большая яма…

Родители сопровождают детей, но никто не сопровождает самих родителей. И выплывают по принципу «Кто сильный – тот смог».

Она очень долго не находила ответов на вопрос, что происходит с ребенком. Но со временем начала кое в чем разбираться, при этом поняв замешательство дефектологов и специалистов, которые работали с Лизой и не могли отнести особенности ее развития ни к одному из направлений… «Надо самой знать, чем отличается твой ребенок, – убеждена Татьяна. – Например, другие дети в коррекционной школе зашли и сели за парты, а она не может подняться по лестнице. Год мы ходили за руку, и вот теперь она ходит по лестнице сама, хотя на другую уже не поднимется, ее снова надо прошагать вместе, и не один десяток раз».

Постепенно, с новой информацией по реабилитации особых детей, пришла информация и о сенсорной интеграции. Татьяна начала понимать, что с ее ребенком, и спустя много лет стала автором проекта «Чувствовать, чтобы жить».

– Чем отличается особый ребенок от обычного? Пришел нормотипичный ребенок – и его можно увлечь чем угодно. Пришел особенный – он настолько разбалансирован, ему в принципе жить тяжело и даже на месте стоять сложно. Он чувствует не так, как мы с вами, совсем иначе, он не понимает, что с ним происходит, ему страшно, неприятно. Вы бывали в «доме вверх дном»? Я впервые посетила его в Новосибирске. Зашла туда – и поняла, что чувствует мой ребенок каждую минуту. Это кошмар! Дети, у которых есть нарушения сенсорной интеграции, живут в этом «космосе» с рождения. Какая может быть при этом психика? Как она может развиваться? Информация либо не доходит полностью, либо ее переизбыток – и тогда крики, истерики или замкнутость, ребенок в «себе». Лиза только сейчас начала позволять себя гладить: при повышенной чувствительности кожи любые прикосновения доставляют ребенку дискомфорт или даже причиняют боль. Обратная сторона – недостаток информации от тела и, как следствие, попытки эту информацию получить, различные поиски ощущений. Такие дети словно не чувствуют собственного тела и часто наносят травмы сами себе. При этом сенсорную интеграцию невозможно «перерасти», а детей с такими проблемами сейчас много. Любой гиперактивный ребенок тоже требует сенсорного развития.

Несколько лет назад у меня появился постоянный доступ в интернет – и распахнулось «окно в мир». Шла информация из Европы и из центра России. Первое оборудование, например, сенсорный гамак, я делала сама дома, но Лиза в него не залезла. Не все так просто… Когда существуют проблемы с сенсорной интеграцией, одним-двумя приспособлениями не обойтись. Особым детям нужен очень широкий спектр оборудования, при этом – постепенное прибавление ощущений.

Сделать дома сенсорный мешок, гамак и балансировочную доску недостаточно — нужен хорошо оснащенный зал, где ребенок сможет найти ту информацию и ощущения, которые нужны именно ему.

…В итоге все сложилось, как пазл: Наталья Леонидовна Мишенина предложила Татьяне возглавить проект, та согласилась. Выиграли грант – и получили новые помещения и оборудование, все «как заказывали».

Первое пространство – «Терапия и движение». Часовые занятия в сенсорном зале, как его называют в центре, идут по определенному расписанию. Все индивидуально, курсы разные по продолжительности. Здесь множество приспособлений для того, чтобы ребенок мог ощутить себя частью пространства: лабиринт, качели, гамак, сухой бассейн, балансиры, батут и многое другое. В процесс интеграции включается все тело. Здесь с детьми занимаются  инструкторы ЛФК, которые «загорелись» сами, посещали семинары и мастер-классы, лично переняли опыт специалистов в Москве и Санкт-Петербурге и планируют продолжить обучение в этом направлении.

Второе пространство – комната психологической разгрузки. В ней можно расслабиться и отдохнуть. Здесь, помимо светового оборудования, установлен проектор, который может создать для ребенка картины снегопада, космоса, цветущего луга – вариантов множество. Хозяйка этого пространства – психолог центра, она знает, как работать с ребенком и как ему помочь.

– Подобного в Омске сегодня нет?

– Насколько я знаю, в таком широком формате, с таким финансовым подкреплением и, соответственно, бесплатно для родителей, – нет. Когда люди узнали, что такое пространство появилось в Омске, а дети могут заниматься бесплатно, к нам потянулись со всех уголков города. Я провела три семинара-презентации. Поделилась всеми своими знаниями: от информации, полученной от экспертов при помощи интернета, до наблюдений за собственным ребенком. Стало очевидно: тема сверхактуальна и для родителей, и для специалистов, которые работают с особыми детьми. В семинарах приняли участие около 80 человек, в том числе и из районов. Нам также удалось привлечь и специалистов из столичного центра лечебной педагогики.

Часто для особых детей подросткового возраста жизнь делится на школу и дом. В батутный центр не каждый пойдет: там громко, шумно, опасно. Бассейн – тоже вариант не для всех: незнакомые звуки, некомфортная температура воды… Благодаря проекту «Чувствовать, чтобы жить» каждый ребенок может найти в зале двигательной активности что-то свое, почувствовать свое тело. «Работаем с августа, и вижу своими глазами, какой отклик получают специалисты от детей и насколько им стало легче. Они не знали, как заставить детей заниматься, как убедить подвигать рукой или ногой. А здесь не нужно заставлять: среда сама подталкивает детей к действиям, задача специалиста – лишь сопровождать и направлять, – объясняет Татьяна.

– В проекте уже приняли участие 60 детей. Есть перспективы, ведь если вовремя дать эти возможности малышам, развитие будет совсем другим. Надеюсь, что наши специалисты смогут учиться и дальше, ведь есть и помещение, и оборудование, аналогов которому нет в Омске. Оно уже сейчас приносит очень хорошие результаты».

– Где вы берете энергию? – спрашиваю свою собеседницу в конце разговора.

– Рано или поздно ты понимаешь, что не можешь исправить ситуацию на сто процентов. Все, что ты можешь дать своему ребенку, – это всепоглощающая любовь. И ты перестаешь «бежать», ежедневно и ежесекундно изматывая себя до предела, коря за мнимое «не сделал», «недодал», «не попробовал». Ты разрешаешь себе расслабиться – спустя десять лет, когда ты себе этого не позволяла. Тех, кто пришел к этому, видно издалека. Родители уже подросших детей становятся ориентиром для родителей малышей. А они нам, в свою очередь, дают новую энергию. Центр «Планета друзей» объединил многих родителей. Мы друг другу помогаем, тесно общаемся, создали здесь женский клуб и занимаемся тем, что дает успокоение душе и гармонию телу. Это и йога, и декупаж, и мыловарение, и бисероплетение, и пение…

Мы все люди. Я не могу быть идеальной. Когда ты принимаешь это, начинаешь чувствовать себя гораздо лучше, находишь новые ресурсы и не тратишь их впустую. Я позволила себе няню, хотя несколько лет назад вплеснула бы руками: «Что? Няня?! Чужой человек? Вы с ума сошли?». Сегодня я вижу такую реакцию у мам, которые еще не пришли к этому. Мне понятна и реакция – потому что это моя прошлая реакция. Очень долго себе запрещала – «я должна сама!». А сегодня позволяю себе приехать домой и несколько минут просто сидеть в машине у подъезда и слушать музыку, пока с моим ребенком играет няня. Потому что детям – любым детям – нужна здоровая и счастливая мама.

Вместо постскриптума

Мы с Татьяной Еловенко говорили долго и о разном: от иппотерапии, которую практиковали, пока у Лизы дополнительно не проявилась эпилепсия, до сложностей с металлоконструкцией для сенсорного зала, которую поначалу никто не брался делать – а нужна была именно такая… Два часа пролетели мгновенно. Поймала себя на мысли: забыла обо всем, собственные заботы показались мелкими и ерундовыми. История Татьяны стала внезапным новогодним подарком, позволяющим иначе взглянуть не только на уходящий 2017-й, но и на все предыдущие годы.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 101 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 95 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

251801 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

253601 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6000101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

6217221 февраля 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх