Алексей Фирсов: «Газпром нефть» слишком крупный игрок, чтобы платить налоги исключительно в Омской области»

При низких ценах на нефть процессинг даже выгоднее для ОНПЗ, считает основатель центра региональных исследований «Платформа» Алексей Фирсов, по просьбе «ВОмске» подключившийся к дискуссии о «возвращении» налогов «Газпром нефти» в Омск.

50612303 ноября 2016
Алексей Фирсов: «Газпром нефть» слишком крупный игрок, чтобы платить налоги исключительно в Омской области»

- Алексей, Вы уже выступали в Омске по этому поводу. Я правильно понимаю Вашу позицию, что «потерянные деньги «Сибнефти» – это не более чем миф?

- Это не только моя позиция, а позиция экспертов, которые серьезно занимались этой темой. Действительно, существуют особенности регионального сознания, связанные с данной проблематикой. Во-первых, многие омичи едва ли не все успехи и неудачи региона связывают с «деньгами «Газпром нефти». Для них это является ключевым фактором, которым они объясняют, все, что происходит в регионе. И в этом смысле, это стало уже фактом социальной мифологии. На самом же деле нефтезавод как таковой – довольно позднее явление в экономической жизни города. Регион долгое время в принципе жил без нефтяных денег. Массовое же сознание в Омске буквально центрировано на всем, что связано с «Газпром нефтью». С точки зрения социологии, это интересный, но конкретно для развития Омска, скорее, негативный феномен. В де факто постуглеводородную эпоху это тормозит развитие региона, обладающего большим промышленным потенциалом.

1

- То есть вы считаете – омичи зря надеются, что эти деньги, если бы они оставались в регионе, реально улучшили бы качество их жизни?

- В том-то и вопрос: а о каких собственно деньгах идет речь? Избыточное «нагружение» данной темы создается избыточные же ожидания упущенных возможностей. Мы досконально изучали вопрос, о каких собственно «потерянных» деньгах идет речь. В среднем налоговые поступления от нефтезавода в бюджет региона составляли порядка двух миллиардов рублей (для сравнения: сейчас, насколько мне известно, – точнее, конечно, скажут в самой компании – аналогичные платежи составляют до шести миллиардов).

В омской истории был только один момент, когда эта цифра существенно увеличилась. Речь идет о периоде предпродажной подготовки «Сибнефти» (кстати, в сознании омичей также постоянно путаются такие разные, по сути, экономические субъекты, как «нефтезавод» и «Газпром нефть», если говорить о более позднем периоде). Компания продавалась, и собственник в «кэш» выводил все, что можно было по закону. И так исторически сложилось, в силу личных отношений прежних собственников компании и тогдашнего руководства области, что центр прибыли тогда еще «Сибнефти» был сосредоточен именно в Омской области. Это совпало еще и с резким скачком цены на нефть. В итоге цифра налоговых поступлений в область выросла от традиционной раз в семь и составляла порядка четырнадцати миллиардов рублей. Это был очень короткий период, ориентировочно 2004-2005 годы. По сути, это было «снятие сливок» за долгий период кропотливого труда. Сегодня же «Газпром нефть» платит налоги в регион в установленном законодательством порядке.

- В котором прописано значительное перераспределение средств в пользу федерального центра.

- Да, это так и это общий тренд, который, разумеется, касается не только налогов «Газпром нефти». Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что на сегодня структура компании стала намного сложнее, чем раньше. Добыча нефти – в  ХМАО, ЯНАО, Оренбурге, переработка – в Омске, управление – в Петербурге. Осваиваются и новые участки по добыче, потому что в старых нефть уже  исчерпывается. Все это понятным образом дает дополнительную экономическую нагрузку на компанию. И, разумеется, согласно закону «Газпром нефть» и налоги распределяет равномерно по всем точкам своей деловой активности. Что вполне справедливо и логично. Скажем честно, «Газпром нефть» слишком крупный игрок, чтобы платить налоги исключительно в Омской области. При такой политике будут страдать другие регионы, к примеру ХМАО-Югра и Ямал.

- Однако крупнейший нефтезавод компании находится именно в Омской области, и именно омичи получают и все минусы этой ситуации, как-то нагрузку на экологию, риск техногенных катастроф. В том числе, как я понимаю, и поэтому омские депутаты ставят вопрос об обязательности вхождения всех структур компании в единую консолидированную группу (куда омский нефтезавод сегодня не входит) и о фактической отмене процессинга как такового.

- Об этом вопросе часто дискутируют. Я могу здесь высказать свое мнение только как социолог. Я считаю, что в условиях низкого нефтяного цикла (проще говоря, низких цен на нефть), в котором мы сейчас находимся, процессинг стабилизирует работу предприятия. Нефтезавод постоянно и регулярно получает определенную сумму денег, независимо от конъюнктуры на рынке. Быть самостоятельным центром прибыли в этой ситуации не имеет смысла. Процессинг же помогает заводу выплачивать налоги плюс стабильно получать инвестиции на масштабную модернизацию, а за годы в составе «Газпром нефти» эти инвестиции в развитие завода составили около 100 млрд руб. Здесь в массовом сознании происходит еще одно смешение, о котором я уже, впрочем, упоминал. Путаются такие понятия, как нефтезавод и вся компания «Газпром нефть». Так вот, еще раз подчеркну, завод как платил, так и платит налоги в Омске, более того, сумма увеличивается, вне зависимости от цены на нефть. В современных условиях ситуация, когда одно предприятие само добывает, перерабатывает и продает, не является оптимальной.

- Хорошо, Алексей, а как быть с тем, что в Омске, городе, где находится нефтезавод, бензин никогда не был дешевле, чем в других городах, несмотря на явно меньшие расходы на логистику, а, по некоторым данным, цены на него в определенные периоды даже были выше. Омичами это воспринималось как дополнительные поборы.

- Это опять же миф. Как и с дорогами, которые, по мнению омичей, якобы самые ужасные в стране. Что не является правдой. Я не скажу, что в Омске хорошие дороги, но они и не худшие. Они вполне «средние», если говорить о сибирском регионе. Таким же мифом является и то, что в Омске якобы дорогой бензин. Есть конкуренция на рынке, есть ФАС, обязанная следить за данной ситуацией. А она постоянно меняется. Причем сама по себе низкая цена – не обязательно благо. Есть немало примеров из недавнего прошлого, когда не рыночно низкие цены на топливо в отдельно взятом регионе приводили к его дефициту и даже очередям на заправках – все вывозилось перекупщиками в соседние области, где цена выше.

- Ваша позиция понятна. Тогда вопрос в более глобальном разрезе – в какой стороне находится свет в конце экономического туннеля для нашего региона?

- Нельзя все проблемы региона делегировать одному игроку. Представьте, если через двадцать лет нефть вообще перестанет играть ту роль в энергетике, которую играет сегодня, то что будет с областью, если она будет жить едва ли не исключительно за счет «Газпром нефти»? Поэтому, на мой взгляд, ваши депутаты должны больше думать не о том, как перераспределить существующую налоговую базу (очень сомневаюсь, что федеральный центр в нынешних условиях захочет дополнительно делиться с регионами), а о том, как развивать другие направления. К примеру, конверсию того же традиционно мощного в регионе ВПК, создавать региональные технопарки, кооперацию с Казахстаном, Китаем. Выйти из местечковой позиции, ощутить себя игроком международного уровня.

- Последний вопрос. Не о налогах, а о подарках. «Газпром нефть» уже традиционно серьезные средства (речь идет о миллиардах рублей), помимо налогов, вкладывает в развитие массового спорта и команды мастеров («Авангард»), реконструкцию улиц – и при этом получает массу негатива! Омичи зачастую воспринимают это, как говорят психологи, как «причинение добра». Чуть ли не все делается не то и не так, слишком дорого, не теми подрядчиками, при этом идут постоянные диспуты из-за срубленных деревьев, разных взглядов на дизайн объектов и т.д. Что с этим, по-вашему, можно сделать?

- Думаю, что простых универсальных рецептов данной проблемы нет. Здесь много уровней – непонимание происходит, к примеру, потому, что «Газпром нефть» является одной из крупнейших федеральных компаний, она использует в своей работе технологии и подходы своего масштаба, а ее деятельность оценивают по меркам локального бизнеса. Безусловно, есть проблемы и с взаимодействием с городским сообществом. Здесь выход один – налаживание диалога, другого пути я не вижу.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 103 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 96 человек



























Блог-пост

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

92319 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

324301 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

325701 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

6693101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх