На смерть маэстро

Великие музыканты считали за честь сыграть с его коллективом. Народный артист СССР пианист Николай Петров называл его «одним из лучших дирижёров современной России», а Мстислав Ростропович — «большим профессионалом».

2588113 октября 2020
На смерть маэстро

После высочайшего повеления этого дирижёра было принято «не любить». По возможности забыть и вычеркнуть из культурной памяти города. Не было такого и точка…

Но вот он умер — профессионал высочайшего европейского уровня, наследник и продолжатель традиций русской дирижёрской школы.

1

Свободно и легко он мог «говорить» языком Бетховена и Глинки, Моцарта и Чайковского, Бородина, Свиридова, Шостаковича, Прокофьева.

Великие музыканты считали за честь сыграть с его коллективом. Народный артист СССР пианист Николай Петров называл его «одним из лучших дирижёров современной России», а Мстислав Ростропович — «большим профессионалом». 

Он доводил до совершенства каждое произведение, каждую фразу, каждый  такт.

Он добивался, чтобы его оркестр можно было узнать по звуку с закрытыми глазами.

Он слышал, как играет каждый (!) из ста музыкантов.

Одним движением брови он мог велеть сделать крещендо или уйти в пианиссимо.

Артисты шутили: «Шестаков мёртвого научит играть»…

2

11 октября в Тюмени умер Евгений Иванович Шестаков — человек, сделавший для  музыкального Омска больше, чем иные «шиши царёвы».

Мне показалось, город вздрогнул и… устыдился, вспомнив некрасивую историю про изгнание маэстро из родных пенатов.

Нельзя сказать, чтоб Омск тогда бурлил: мало ли честных, талантливых, порядочных людей покидало город. Один не так взглянул, другой в благодарственной речи не упомянул, третий не вовремя на колени упал.  

Тот, что «вознёсся над всеми аки солнце», пред кем шапки ломали да пресмыкались, считал единоличным правом казнить и миловать.   

Вот одна из заметок той «славной» поры (автор Иван Мошкин): «Главный дирижер Омского академического симфонического оркестра заслуженный деятель искусств России Евгений Шестаков был изгнан из стен филармонии, где добросовестно трудился двенадцать лет. Просвещенной публике осталось только догадываться, почему профессионал, о котором с уважением отзывались музыканты с мировым именем и при котором омский коллектив зазвучал на всю Россию, оказался не нужен в родном городе.

По словам юристов Евгения Ивановича, основной причиной его увольнения из оркестра послужили слишком смелые высказывания против региональной власти. «Г-н Евстратенко уволил меня за «прогулы» во вне рабочее время, и Омский суд подтвердил это (за регистрацию дней «прогулов» был взят журнал пожарно–вахтовой службы филармонии и выдачи ключей от кабинетов, в котором я за 12 лет ни разу не расписывался и который не является официальным документом для принятия такого решения!)».

Для широкой публики была озвучена версия, что оркестр на тайном голосовании большинством голосом отказался работать с дирижером.

Столичные юристы из ведомства защитника по правам человека Владимира Лукина, ознакомившись с делом маэстро, указали на его беззаконность, отметили, что Омская область, Калмыкия и Ямало–Ненецкий округ лидируют в России по нарушению прав человека, Конституции РФ и федеральных законов и посоветовали отправлять дело в Европейский Суд».

…Дирижёр, по признанию самого Евгения Ивановича, — профессия последней трети жизни. Он должен накопить опыта в течение двадцати пяти лет, а уж потом вставать за пульт.

3

Здесь недостаточно традиционного «музыкальная школа — музыкальное училище — консерватория» — здесь надо осмыслить и мастерски интерпретировать десятки стилей, жанров, имён.  

Дирижёр в совершенстве должен знать каждый инструмент оркестра, будь то флейта, контрабас, арфа или скрипка.

Дирижёрское искусство требует владения огромным репертуаром,  органной, скрипичной, фортепианной музыкой.  

Римский-Корсаков признавался, что дирижирование — дело тёмное…

Из девяти поступавших на факультет оперно-симфонического дирижирования Евгений Шестаков был единственным, кого взял в ученики легендарный педагог и дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра Арнольд Кац…

Я имела счастье бывать на концертах Евгения Ивановича Шестакова и беседовать с ним. Это был удивительно цельный и волевой человек, мгновенно захватывающий в свою орбиту, дирижёр, обладавший фантастической работоспособностью, энциклопедическими знаниями, тонким юмором и неповторимым творческим стилем.

Его питала музыка — «вершина всех искусств», часть грандиозной космической энергии, что носится по просторам Вселенной.

Он репетировал адски много. Вместо положенных четырёх — шесть, семь, а то и все восемь часов. Но оно того стоило: Омский симфонический  оркестр получил звание «академического», его называли «культурным лицом области», он выступал в крупнейших залах России и мира и записывал диски во Франции, США и Дании.

При Евгении Ивановиче Шестакове наш оркестр считался одним из лучших в стране…

4

Ещё в марте избалованная петербургская публика аплодировала Тюменскому симфоническому оркестру — новому детищу маэстро Шестакова, созданному им практически с нуля. Аплодировала вопреки музыкальному этикету, не дожидаясь окончания произведения.    

…Он ушёл на самом пике карьеры, на взлёте, в расцвете сил, лет, возможностей, таланта. Ушёл, когда все трудности остались позади и «счастье было так возможно»…

Он ушёл — не умер. Потому что музыка и смерть — «две вещи несовместные»…

Автор:Оксана Дубонос

Фото:с сайта Тюменского филармонического оркестра

Теги:памятьутратаЕвгений Шестаков


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

05.07.2021

Как вы относитесь к обязательной вакцинации от COVID-19?

Уже проголосовало 91 человек

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 195 человек

В 1996 окончила филфак ОмГУ, четыре года преподавала русский язык и литературу в гимназии, с 1998-го по 2008 писала для омских СМИ.



























Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Кредо

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Организатор известного омского проекта «Своя дорога» рассказал, как знакомит маленького сына с природой, а тот учит отца «соответствовать».

99427 июля 2021
Правила воспитания от Игоря Козловского

Кредо

Правила воспитания от Игоря Козловского

Омский юрист рассказал, как он воспитал двух отличников и просто хороших людей.

118326 июля 2021
Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Story

Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Михаил идет по канату, одновременно отбивая головой мяч, а после жонглирует семью мячами во время движения на моноколесе. Повторить эти трюки никто в мире пока не сумел: подтверждено самой известной книгой рекордов.

1571123 июля 2021
Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

Кредо

Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

«Экспериментальное» интервью с директором «Пятого театра», в котором он подводит итоги сезона, объясняет, куда движется театр и говорит, почему не страшно быть театральным «первопроходцем».

4232807 июля 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх