Актриса, которая может сыграть… ВСЁ! (Июньские тезисы на правах соседа)

6-го июня отмечает юбилей уникальная актриса – народная артистка РФ Валерия Прокоп.

171305 июня 2021
Актриса, которая может сыграть… ВСЁ!  (Июньские тезисы на правах соседа)

…Люблю перелистывать книгу из серии «Мастера сцены» под названием «Валерия Прокоп», написанную Светланой Яневской и изданную в 2008 году. Нравится рассматривать фотографии в книге, читать отзывы коллег об актрисе, и более всего – вот это, сформулированное Изяславом Борисовым, который ставил в 1968-м в нашей драме «Стеклянный зверинец», где Прокоп была Лаурой (фотография из этого спектакля открывает книгу; этим же снимком я и свои «июньские тезисы» начал). Вот что сказал Борисов: «На репетиции Лера производила на меня странное и привлекательное впечатление. Она не «булькала» о любви к театру, вела себя явно рационально, прагматично. Сказала однажды: «Не люблю говорить о самоотдаче и гражданственности». Я понял: у неё есть интуиция, чутьё, гармония между чувством и разумом, она душевная умница».

Десять лет назад в журнале Омского академического театра драмы «Письма из театра», на страницах, посвящённых юбилею актрисы, я «озвучил»» сугубо личное в своём эссе под названием «Вид из окна».

Дело в том, что дом, в котором я живу, – аккурат напротив и наискосок дома, в котором живёт Валерия Прокоп. И за много лет этого соседства выработался у меня некий ритуал: примерно в 10 часов 25 минут утра, ежели дома нахожусь, завариваю кофеёк в кухне и, улыбаясь, смотрю в окно. А улыбаюсь потому, что знаю: через минуту-другую наступит тот самый «ритуальный» момент: быстрой и энергичной походкой пройдёт по улице Валерия Ивановна (в театр, на репетицию). И у меня всегда в эти мгновения возникает ощущение, что в памяти – как будто страницы мировой драматургии прокручиваются, и Время лишается границ, и уже кажется, что не Прокоп по улице идёт, а Кэрол Катрир («Орфей спускается в ад» Уильямса), или мольеровская Мартина из «Лекаря поневоле», или Марианная («Сцены из супружеской жизни» Бергмана)… И на улице Волочаевской – словно аура вдруг изменяется, и сиюминутность исчезает…

Для меня давно уже очевидно, что она может сыграть… ВСЁ! И с абсолютной ясностью я понял это на спектакле «Август. Графство Осэйдж» по пьесе Трейси Леттса. Валерия Прокоп в роли Виолетты Вестон – это надо было и видеть, и слышать! И тогда навсегда в глазах и в памяти это останется – хрупкая маленькая женщина, которая невероятным образом заполняет своею энергетикой абсолютно всё пространство сцены! И голос её – неповторимый и завораживающий, как в классических трагедиях: «Никого нет сильнее меня. Когда ничего не останется, когда всё уйдёт и исчезнет, я буду здесь. И кто из нас теперь сильнее?..». За эту роль Валерия Прокоп была номинирована на «Золотую маску».

Легенда театральной сцены, народная артистка РФ, лауреат Государственной премии имени Станиславского, трижды обладательница главной премии в номинации «Лучшая женская роль» на главном театральном конкурсе Омска «Лучшая театральная работа», обладательница «Золотой маски» в номинации «Драма. Женская роль второго плана» (спектакль «Время сэконд хэнд»)!.. А совсем недавно на фестивале «Ново-Сибирский транзит» актриса удостоена почётной премии «За честь и достоинство»!

Мне очень нравится её бескомпромиссность. Эта бескомпромиссность – не огульная, а художественно-оценочная, выверенная богатым актёрским и жизненным опытом. И разговаривая с ней (по телефону или тет-а-тет) о жизни ли, о театре ли, – всегда пребываешь в состоянии как бы «наготове»: в любой момент может фейерверкно выстрелить неповторимая «прокопская» (наотмашь!) ирония: «А ты давно этот спектакль видел? Ну так сходи, посмотри, во что он превратился!..»

…Если вечером я дома, – тоже неизменно подхожу к окну. Знаю, что около половины шестого можно снова увидеть, как быстрой и энергичной походкой пройдёт по улице Валерия Прокоп (в театр, на спектакль). И снова на улице Волочаевской аура изменится, и Время лишится границ, и мир – по-шекспировски! – станет Театром.

…И ещё из «сугубо личного». Лето 2010-го. Катил я солнечным вечером – тогда ещё «неопытный дед» – по набережной Тухачевского (которая, понятно, рядом с Волочаевскими) коляску, в которой плакал и капризничал мой шестимесячный внук Святослав. Сюсюкал я пред очами его, чуть ли не танцевал, –  без толку. И вдруг – как будто что-то изменилось в предзакатной атмосфере. Неожиданно перестал плакать и словно замер Святик. Я поднял глаза от коляски – и увидел идущую мне навстречу то ли Ивонну из «Несносных родителей» Жана Кокто, то ли маркесовскую «жену Полковника», то ли Мадлену Бежар из булгаковской «Кабалы святош»… Лера Прокоп склонилась над коляской – и Святослав вдруг начал сначала улыбаться, а потом смеяться и ручонками хлопать… Аплодисменты!

…И Время вдруг лишается границ…

 

 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

05.07.2021

Как вы относитесь к обязательной вакцинации от COVID-19?

Уже проголосовало 81 человек

17.05.2021

Поддерживаете ли вы намерение властей ужесточить выдачу оружия после трагедии в Казани?

Уже проголосовало 190 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Кредо

Правила воспитания от Дмитрия Буцика

Организатор известного омского проекта «Своя дорога» рассказал, как знакомит маленького сына с природой, а тот учит отца «соответствовать».

47127 июля 2021
Правила воспитания от Игоря Козловского

Кредо

Правила воспитания от Игоря Козловского

Омский юрист рассказал, как он воспитал двух отличников и просто хороших людей.

76926 июля 2021
Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Story

Ивановы в цирке и вокруг него: династия рекордсменов

Михаил идет по канату, одновременно отбивая головой мяч, а после жонглирует семью мячами во время движения на моноколесе. Повторить эти трюки никто в мире пока не сумел: подтверждено самой известной книгой рекордов.

1111123 июля 2021
Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

Кредо

Илья Киргинцев: «В театре должен быть творческий конфликт...»

«Экспериментальное» интервью с директором «Пятого театра», в котором он подводит итоги сезона, объясняет, куда движется театр и говорит, почему не страшно быть театральным «первопроходцем».

3844807 июля 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх