![Вячеслав Прибыльский: «В мою защиту подписались сотни жителей Екатеринославки»](images/news/square_50064a5fc426b9b850feb4e29152cefe.jpg)
Учителя без вышки?
Минпрос предложил разрешить брать учителей в среднюю школу без высшего образования.
116422 июня 2023
Выпускников педагогических колледжей хотят допустить до преподавания в средней школе. Речь идет об учителях-предметниках с пятого по девятый класс. Сейчас ими могут стать только выпускники вузов.
Однако Минпросвещения готовит проект федерального образовательного стандарта по подготовке специалистов из числа студентов средних специальных учебных заведений, заявил глава министерства Сергей Кравцов на ПМЭФ. Сам госстандарт, как ожидается, будет обсуждаться с профессиональным сообществом и региональными властями.
1Как оценить это предложение?
Первое. Выпускники колледжей, как правило, больше подготовлены к практической работе, чем выпускники вузов, но уступают в уровне теоретической подготовки и общем уровне культуры. Их использование в начальных классах – логично, хотя ещё 20 лет назад на государственном уровне ставилась задача обеспечить и начальную школу кадрами с высшим образованием.
Второе. Что касается 5-9 классов, то мы имеем повторение пройденного. Подобная практика была в советский период. В 30-х годах, когда было открыто 25 тыс. новых школ, а также в 40-х – начале 50-х, когда было открыто и восстановлено ещё 25 тыс. школ, встал вопрос об острой нехватке учителей. Тогда многие преподавали предметы после так называемых учительских институтов, особенно в сельских школах. Это считалось оправданным, хоть и вынужденным. Сейчас такое использование приведёт, скорее всего, к понижению качества образования по ряду предметов.
Третье. Понятно, что Министр просвещения пытается решить проблему дефицита кадров. По оценке экспертов, у нас не хватает порядка 250 тыс. учителей. Но на самом деле никто не подсчитал точную потребность в кадрах. Дело в том, что средняя нагрузка учителя в России 1,7 ставки, то есть каждый педагог ведёт более 30 уроков в неделю. Если бы все учителя работали только на 1 ставку (18 часов), то дефицит мог быть оценен примерно в 800 тыс. человек.
Если считать, что у учителя нормальная нагрузка может быть больше ставки, например, 22-24 урока в неделю, то дефицит составил бы около 400 тыс. специалистов.
Кадровый голод в школке вызван во многом искусственно, поскольку уровень оплаты труда учителя не соответствует его сложности, психологической напряженности и квалификации.
Видимо, Министр просвещения не без основания полагает, что у выпускников колледжей претензий к уровню оплаты труда меньше, чем у выпускника вуза.
2Думаю, что это предложение есть паллиатив. Если мы хотим преодолеть кадровый кризис в образовании, то другого способа кроме увеличения финансового вложения в образование и зарплаты педагогов просто не существует. Я понимаю, что в стране сложная финансовая ситуация, но напоминаю, что даже в годы Великой Отечественной с фронтов отзывали учителей-мужчин, чтобы они обеспечивали необходимое воспитание в школах. Если мы не будем вкладывать средства в образование, кризис в образовании будет нарастать. Всё остальное – попытка залатать пробоину в системе нашего образования.
Оригинал в Телеграм-канале автора.
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 116 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 106 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Итоги недели с Александром Тарасовым
2844103 июля 2024
Любишь кататься – люби и тридцать пять рублей платить
3769126 июня 2024
Лабиринты света. В память об Игоре Третьем
218222 мая 2024
1211897123
Записи автора
И снова о зарплатах и бюрократизации в высшем образовании
28724 июля 2024
Альтернатива для ЕГЭ? В Госдуме предлагают разные варианты
39617 июля 2024
Классовый подход в налоговой политике
53211 июля 2024
Бюджетных мест для студентов стало больше
40305 июля 2024
51326 июня 2024
— эколог, урбанполитик
— психолог
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии