Эмоциональная грамотность (детская версия)

Что могут сделать родители как проводники для развития эмоционального мира ребенка и обучения его навыкам эмоциональной грамотности.

96220 июля 2023
Эмоциональная грамотность (детская версия)

Ни для кого не секрет, что в детском саду и школе ребенка могут научить разным «интеллектуальным делам», а потом с удовольствием зафиксировать «успехи» в баллах. Чего не скажешь о сфере эмоциональной, поскольку предмета «эмоциональная грамотность» не найти ни в одном школьном расписании, а ведь это важный аспект гармоничного развития ребенка.

Формирование эмоциональной грамотности — процесс долгий и не такой простой, как, например, сложение в столбик, и для ребенка, и для его родителей. Большинство родителей хотят, чтобы дети умели проживать и выражать эмоции, но при этом могли и контролировать их — непростая задачка даже для некоторых взрослых, не правда ли?

1

В чем помогает ребенку «прокаченная» эмоциональная грамотность?

1. Понимать и наблюдать за собственными реакциями.

Опыт проживания своих чувств дает возможность понимать чувства других людей. 

Что это даёт?

✓ Развитие компетентности в общении — умению находить общий язык, устанавливать и поддерживать контакты.

✓ Развитие способности к эмпатии — принятию чужих чувств, осознанному сопереживанию и сочувствию, что в свою очередь способствует формированию тесной внутренней связи с родными и друзьями, которая является важной частью успешной семейной жизни в будущем.

✓ Формирование ответственности, ведь понимание чувств других людей позволяет прогнозировать последствие своих действий как для окружающих, так и для самого себя.

2. Управлять собственным поведением.

Понимание и «называние» своих чувств делает ответную реакцию на ситуацию менее спонтанной и неконтролируемой. Когда ребенок знает себя, свои реакции на различные события, предпочтения, когда понимает свое настроение и отношение к происходящему, ему становится гораздо легче регулировать свое поведение.

2

Надеюсь, рекомендации, данные ниже, помогут прояснить, что же могут сделать родители как проводники для развития эмоционального мира ребенка и обучения его навыкам эмоциональной грамотности.

— Будьте внимательны к «первым» эмоциям малыша

Первые эмоции — это реакция ребенка на чувства и эмоции взрослого в самом раннем возрасте: игры с родителями дарят заливистый детский смех, радость, а дискомфортные ощущения (колики или чувство голода) знакомят ребенка со страхом, раздражением и отчаянием, а также с доверием и любовью, когда он чувствует себя значимым и услышанным. Именно в этот нежный период закладывается направление для развития эмоциональной грамотности.

— Отражайте чувства ребенка

Основной навык для развития эмоциональной грамотности — это понимание своих эмоций. Мы можем помочь ребенку научиться понимать самого себя, проговаривая вслух те эмоции, которые он испытывает («Я вижу, что ты сейчас очень сердишься», «Ты расстроился из-за сломанной игрушки» и т.п.). Ведь когда он радуется, злится или боится, то совсем не знает, что каждое его состояние имеет определенное название. Со временем он поймет, что чувства бывают разные, и он имеет право на каждое из них. Чувства и эмоции можно сравнивать с явлениями природы или животными, лепить и рисовать их, использовать наклейки для «Дневника эмоций».

— Демонстрируйте свои чувства

Родители — это живая модель для подражания, наблюдая за которой, ребенок начинает понимать, как следует обращаться со своими чувствами (от радости и счастья до усталости, раздражения и печали). Мы можем озвучивать свои эмоции так же, как называли эмоции ребенка. Для родителей очень важно быть «настоящими», чтобы помочь ребенку не убегать в страхе от своих естественных эмоций, а принимая, учиться их регулировать. Для некоторых взрослых это может быть сложно, но учиться никогда не бывает поздно: развивайте свою эмоциональную грамотность вместе с ребенком.

— Побуждайте ребенка анализировать свое состояние

Уже с момента появления у ребенка речи, можно начинать проговаривать эмоции, сначала через альтернативные вопросы («Тебе интересно или скучно?», «Весело или грустно?»), постепенно усложняя «эмоциональный анализ». Даже простой ответ «да/нет» побуждает маленького человека прислушиваться к себе, распознавая эмоции и анализируя способ их выражения.

— Признавайте любые эмоции ребенка

3

Откажитесь от обесценивания или желания как можно скорее «переключить» ребенка. Подарите детям возможность почувствовать, что их слышат и понимают, а их эмоции важны. Это поможет снизить накал эмоциональных переживаний.

 

Эмоциональная грамотность — умение понимать, распознавать и называть свои чувства, регулировать свое эмоциональное состояние, адекватно оценивать происходящее позволят вашему ребенку «дышать полной грудью»!

 

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

21406 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

41303 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

71009 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

185506 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

223329 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх