Драгоценный дар

В ближайшие дни, 16 и 17 февраля, в театре «Студия Л.Ермолаевой» премьера: спектакль «Мир вам!» по рассказам Шолом-Алейхема. Чем история большой еврейской семьи на рубеже 19-20 веков может быть интересна сегодняшнему зрителю, попробовала разобраться, побывав на генеральной репетиции новой постановки.

90215 февраля 2024
Драгоценный дар

С одной стороны, режиссёры Наталья и Анна Козловские помогают зрителям погрузиться в контекст далёкого от них времени: в спектакле (автор инсценировки — Наталья Козловская) есть некий «голос истории» (Евгений Лыков) — существо, олицетворяющее государственную власть: в белом мундире и... с головой орла, царь-птицы, профиль которой венчал государственные символы. Этот «голос» периодически сообщает о принятых государями решениях, повлиявших на жизнь еврейских общин.

С другой стороны, всё происходящее в семье молочника Тевье так или иначе знакомо многим: проблемы материального благополучия семейства; взрослеющие дети, их выбор, с которым не всегда готовы согласиться родители, — всё это волнует людей в любые времена, и любые времена бывают по-своему сложными. Поэтому истории Тевье (Игорь Школин), его жены Голды (Алёна Устинова) и их пяти дочерей вызывают эмоциональный отклик зрителей, он чувствовался даже во время генеральной репетиции, хотя зал, конечно, ещё не был полон.

Как удалось создать сложно устроенное, но цельное эпическое полотно, стало понятно из разговора с постановщиками после спектакля. Важнее профессионального мастерства в процессе создания спектакля стал человеческий союз всех членов команды. «Когда мы как люди совпали по ценностям относительно семьи, относительно взаимоотношений народов, относительно судьбы «маленького человека» в годину перемен, — когда мы во всм этом совпали как люди, тогда и профессиональные отношения строились легко», — рассказала Наталья Козловская. И если у сестёр Козловских взаимопонимание сложилось ещё в детстве, если композитор постановки Дмитрий Юферов, как и они, выходец из пластического театра Юрия Шушковского, то в ходе совместной работы единомышленниками стали и художник-сценограф Сергей Федоричев, и хореограф Ирина Горэ. Необходимо было и среди актёров найти тех, кому близки темы спектакля: «Важно было сотворчество», — говорит Наталья.

Как за пару часов рассказать историю долгой жизни большой семьи? Метафорическому языку театра это под силу. Рассказчик — сам Тевье: он делится с залом воспоминаниями о том, как путешествовал сквозь лес жизни в поисках своей дороги. Его телега катит то в гору, то с горы, она соединяет зал и сцену, да и действие, порой, выплёскивается в зал. И все люди — и самые близкие, и случайные попутчики — похоже, существуют уже лишь в воспоминаниях Тевье, поэтому их образы то пронзительно трогательны (это, конечно, Голда и дочери), то слегка карикатурны как неудачливый мошенник Менахем-Мендл (Виталий Романов) или богач Педоцур (Дмитрий Трубкин), то словно иллюстрируют типичные представления о тех, с кем судьба сводит нечасто, как с богатыми хозяевами Зелёной дачи (Игорь Двоеглазов, Татьяна Гашенко, Ольга Сергун).

Лес жизни в сценографии Игоря Федоричева — это сосны, проживающие свою жизнь вместе с людьми: деревья хорошеют, их кроны словно светятся, когда в семье лад, когда старшую Цейтл (Татьяна Жалнова) выдают замуж за небогатого, но любимого ею портного Мотл Камзола (Евгений Хабиров), и даже когда вторая дочь, Годл (Анастасия Алёшина), полюбила революционера Перчика (Расим Раенбагин) и поехала за ним далеко-далеко, разделив тяжёлую судьбу. А вот когда средняя дочь Хава (Наталья Игнатова) меняет веру ради «второго Горького» Федьки (Александр Тихонов), то разрыв с дочерью меняет и «лес жизни»: сосны словно бы теряют корни, из поднявшихся над землёй стволов сыплется пепел сгоревшего родства. И хотя Голда пытается убирать этот тлен, рана разрыва не зарастает.

Есть в мире Тевье и горизонт, ведь стена жизненных границ преодолима. Этот выход за пределы обыденного бытия в сценографии обозначен открытым пространством, сферой как бы разорвавшей стену и открывающей вход в иной мир. Это и мир Бога, которому Тевье доверил свою жизнь и от которого готов приять любые милости и испытания. Но это и мир небытия, в который бросается дочь Шпринца (Анастасия Викторова), обманутая богатым бездельником Арончиком (Иван Минеев). Это и замысловатый лабиринт, который, как кажется богачу Педоцуру, ему полностью подвластен, но жизнь разбивает его иллюзии. Ведь и жена Бейлка (Виктория Богатырёва), младшая дочь Тевье, вступившая в брак как жертва, даже подчиняясь мужу, остаётся верна себе.

Да, героев много, между ними непростые отношения, и понять их зрителю помогает пластическое и музыкальное решение спектакля. Особенно выразительны сцены, в которых возникают и развиваются сердечные привязанности молодых героев. Это истории, рассказанные почти без слов, языком современного танца. При этом музыкальная составляющая погружает в национальную традицию. Звучит типичная для еврейских оркестров музыка, но есть и композиции самого Дмитрия Юферова, пропитанные национальным звучанием: «Я всё равно шёл от себя, когда писал песни, поэтому они получились человечными», — говорит Дмитрий. Так и есть. Меня особенно тронула «Колыбельная» Голды.

И когда кажется, что жизнь проиграна, что гонимому народу предстоят новые непосильные испытания, ведь даже сосны потеряли свои кроны, а стволы больше похожи на обгоревшие брёвна, выясняется, что и трагические моменты могут принести счастье: счастье примирения с отверженной дочерью, счастье единения всех, кого постигло общее горе, счастье от сочувствия ближнего. Вот и слетает с уст Тевье только одно: «Мир вам!». И это — драгоценный дар, который зритель унесёт в сердце.

 16+

1

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:с сайта культура.рф

Теги:«Студия Л.Ермолаевой»театрпремьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

13 ноября

«Жанр — дело условное»

«Жанр — дело условное»

10806 ноября 2025

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 182 человека

























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Нина Жарый

— Путешественница на пенсии


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Кижи: без гвоздей не обошлось

Обязательная экскурсия для туристов в Петрозаводске – посещение острова Кижи. Местные жители произносят название с ударением на первый слог – КИжи. С речного вокзала Петрозаводска туда организован несколько рейсов судов на подводных крыльях.

1227131 августа 2025

Онежский комар, или Стройбат как символ Великой Победы

Если выйти с железнодорожного вокзала в Петрозаводске, свернуть направо, а потом налево, на улицу Гоголя, это будет прямая дорога к мемориалу воинам Карельского фронта. В этом месте улица Гоголя закончится, но там найдется тропинка, которая выведет к мостику через речку Лососинку. Перейдя мост, внимательный турист найдет несколько необычных арт-объектов. Один из них – памятник онежскому комару.

 

88823 августа 2025

Обходил отец окрестности Онежского озера

Мой отец, Жарый Иван Кузьмич, в возрасте 17,5 лет после полуторагодичного обучения в военном училище был призван на фронт. В декабре 1942 года он убыл из Омска. Войну он закончил близ Дрездена. Туда он дошел в составе воздушно-десантных войск от Пскова – мимо Онежского озера через Петрозаводск, Костомукшу, Мурманск…

99221 августа 2025

Обходя окрестности Онежского озера

Стоимость любой туристической поездки – краеугольный камень. Хочется везде побывать – и при этом сэкономить. Потому – прямо с Валаама едем на Онежское озеро.

114019 августа 2025

Валаамский распев

Пение на Валааме — повсюду.

110713 августа 2025

Стиль жизни

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

37103 ноября 2025
Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Кредо

Правила воспитания Дмитрия Нагаева

Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.

70209 октября 2025
Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Кредо

Правила воспитания Анастасии Селифоновой

Тренер по развитию памяти рассказала «ВОмске» об аскезе в воспитании дочери, почему «отбирает» у неё карманные деньги, за что пришлось краснеть перед школьным психологом и почему не берёт детей на свои занятия.

181106 октября 2025
«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Здоровье

«Жизнь – это движение, и нужно это движение поддерживать, ускорять и направлять»

Увлечения омского переводчика Владимира Матвеева — целый мир: занимался техниками, восходящими к индийской йоге, прививал в Омске чувственный и нежный бразильский танец, несколько лет жил в Китае... Вставал в Поднебесной рано, занимался тай-чи, согревался в отсутствие отопления едой (до сих пор скучает по азиатскому стрит-фуду), заводил знакомства в лифте, говорил на четырёх языках.

220029 июля 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх