
«Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь!»
17-го сентября ему исполнилось бы 85 лет… Сегодня мы вспоминаем выдающегося актёра и режиссёра Омского государственного музыкального театра, народного артиста РСФСР Георгия (Егора) Котова /1940 - 2017/…
1854216 сентября 2025
…В 1940-м году крохотного спелёнутого будущего народного артиста России принесли в Оренбургский ЗАГС, дабы наречь в честь деда – Егорием. «Нет такого имени! – отрубил-отрезал энкавэдэшник. – Есть Георгий, а Егория – нет!». Сотрудница ЗАГСа горячо поддержала своего «куратора» из НКВД… С тех самых «сороковых», как не раз говорил Георгий Валерьянович, он и считает себя Егором.
…В середине марта 2017-го, по телефону: «…Серенький, ты уж меня не забывай, да и сам не хворай. Дай трубочку Наташеньке, я с ней тоже поговорить хочу»... Жена потом призналась: ей показалось, что Котов прощается с нею…
Он действительно прощался… Он уходил… Егор… Георгий Валерьянович Котов… Легенда Омской сцены, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства»… Церемония вручения «Золотой маски» проходила спустя несколько недель после ухода Егора… Эта награда сегодня – очередной символ гордости, очередная частичка достояния Омского региона…
Ознобно – стихотворные строчки Егора, написанные им почти за десять лет до смерти:
…Хоть много их, несыгранных ролей,
и песен много, что ещё не спеты, –
но в жизни мало остаётся дней
и времени, чтоб воплотить всё это!
Моих друзей всё ýже хоровод…
Причал последний с каждым часом ближе…
Течением мой парусник несёт.
…Быть может, ТАМ – я снова всех увижу?

…«Главный Тёркин Советского Союза» – таким было его первое (легендарное!) звание. Звёздная роль, определившая звёздную поступь судьбы.

А рассказывать о его судьбе – и книжного фолианта не хватит! Рассказывать о ролях Котова, которых «накопилось» великое множество; о километрах написанных им стихов, либретто, сценариев, пьес; о десятках вечеров и «капустников» на сцене Омского Дома актёра; об активнейшей общественной деятельности в Союзе театральных деятелей; о его педагогическом даре; о подвижнической «шефской» работе (равно как и о сопутствующих тому регалиях – от почётных грамот и наград Министерства культуры России до почётного знака «Отличник милиции» и не менее почётного знака «Отличник военно-шефской работы», коим Егор награждался пять – ! – раз); рассказывать о десятках поставленных им спектаклей (до сих пор горжусь, что ещё в 1980-е написал эпиграмму на Егора Котова, которая с годами становилась всё более актуальной: «Его лицо представить трудно хмурым, // И дух его героев – молодой. // А он, мятежный, снова – в режиссуру. // Как будто в режиссуре есть покой»)...

И не забыть в этом «фолианте» о том, что блистательное владение портретным гримом, неизбывная страсть к импровизационной раскованности, яркая характерность – всё это у Котова сугубо «вахтанговское» (как-никак, на Высших режиссёрских курсах при ГИТИСе педагогом Георгия Валерьяновича был сам Евгений Симонов; не говоря уже про великолепную «базовую» школу: в том же ГИТИСе Котов окончил в 1964-м году отделение актёров музыкальной комедии – курс народного артиста СССР И. Туманова).


…Представить Омский музыкальный театр без Котова так же невозможно, как Омск – без Любиной рощи (впрочем, так же невозможно, как и самого Егора – без Омска и без «Любиной рощи»: это я уже про спектакль, в котором Георгий Валерьянович был триедин: драматург, ассистент режиссёра и исполнитель роли губернатора Западной Сибири Гасфорта).
…Как-то спросил: «Егор, а назови-ка рецепт своей молодости!?» (этот же вопрос я задавал когда-то и его любимой партнёрше по сцене – неповторимой Надежде Блохиной). Котов иронично улыбнулся, закурил и – уже без улыбки – весьма буднично и без какого-либо пафоса сказал:
– Рецепт молодости – он простой: надо очень верить в жизнь! Ну а молодость – это только благодаря сцене, благодаря работе. И ещё тому, что Омск давно уже «привязал» меня к себе. Что скрывать, меня приглашали и Москва, и Новосибирск, и Барнаул… Но Омск – МОЙ город. «Виноват» в этом, конечно, и Вася Тёркин. Так что, надо «оставаться верным присяге».

– Егор, уж попутно спрошу: часто наблюдал за тобой за кулисами Дома актёра и всегда удивлялся, почему перед выходом на сцену ты – народный артист! – так сильно волнуешься?
– Сцена для меня и по сей день – и благословение, и проклятие. И каждый раз я понимаю: ещё многому и многому надо учиться!
…А уж как он волновался в знаковом для него 2000-м, накануне «Недели спектаклей», посвящённой тройному юбилею актёра, режиссёра, драматурга, поэта Г.В. Котова! Шутками себя подбадривал: мол, по цифрам да по числам с ним лучше не тягаться (он тогда аж 130 лет насчитал: 60 со дня рождения, 40 – творческой деятельности, и 30 лет – на Омской сцене)!..
Завершалась та невероятная по своей энергетике и эмоциональности «Неделя спектаклей» юбилейным Вечером-чествованием Котова в начале октября…
«Крышу театра
листвой заносит…
Вступает век
в финальный вираж…
Тебе, Георгий-
Победоносец,
Скромный шедевр
посвящается наш!» –
так начинали мы с Сергеем Олейником, бардом и музыкантом, номер-поздравление, ненавязчиво обозначенное нами как «Скромный литературно-музыкальный шедевр для юбиляра».

И под гитарные переборы возникала мелодия песни «Стою на полустаночке…», и Олейник пел:
Сегодня встали рáно Вы,
Георгий Валерьянович,
едва-едва проклюнулась заря.
Покушали окрошечку,
и подошли к окошечку,
а за окном – шестое октября.
И тут же Вы опомнились,
и тут же сразу вспомнили,
что больше не поспать сегодня всласть;
что юбилей – на плéчи Вам,
и в Музыкальном вечером –
там негде будет яблоку упасть.
В зрительном зале действительно негде было «яблоку упасть». Егор всё время был на сцене. Заметно волновался. Впрочем, волновались все, кто выходил на сцену поздравлять юбиляра. Волновались, естественно, и мы с Олейником…

…Я «Любину рощу»
смотрел внимательно,
Я фактом одним
шокирован был:
Пускай Егор
играл губернатора, –
Но кáк он при этом
город любил!
И тут же – мелодия песни из фильма «Большая перемена» («Мы выбираем…»), и Серёжа поёт:
Мы ищем роли, нас ищут роли.
Часто актёры в жуткой неволе.
Но на Егора боги молились:
Роли на плечи сами валились.
Каждая – словно яркий бутончик:
То Ришелье, то Мишка-Япончик.
Знать, у Егора – счастье на страже…
Как-то сыграл он Ленина даже…
………………………..
Пусть даже я
негром когда-то буду,
Иль стану
критиком-палачом, –
Я не забуду
оперу «В бурю»,
Где был он
Владимиром Ильичом.
И вот с тех пор
мысль моя не спутана.
Актёрская
суть Егора – яснá:
Он может
и Путина, и Распутина…
В общем, –
Актёр на все времена!..

…Егор, прости, дорогой, но у меня сейчас слёзы сейчас на глазах. Я смотрю на твой портрет, сделанный художником Павлом Потаповым (из серии «Легенды омской сцены»), и перечитываю одно из твоих стихотворений… Давно тобою написанное…
Будут плыть журавлиные стаи
Над моею любимой землёй…
Русь родная – великою станет,
Ведь была же Россия такой!
Раз была, – обязательно будет!
Жаль, что этого я не дождусь...
Но останутся русские люди
И великая матушка-Русь!..
Останутся, Егор! Останутся!..
КОТОВ Георгий Валерьянович /1940 - 2017/.
Родился в Оренбурге. Окончил отделение актёров музыкальной комедии ГИТИСа им. А.В. Луначарского и Высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе. В 1964 - 1970 гг. – солист-вокалист Оренбургского Театра музкомедии. 1970 - 2017 гг. – солист-вокалист, ведущий мастер сцены, режиссёр Омского государственного Музыкального театра, на сцене которого сыграно более 120-ти разноплановых ролей; среди наиболее значимых из них – Василий Тёркин в одноимённой оперетте, Менелай («Прекрасная Елена»), Левша в одноимённой музыкальной комедии, дед Захар («Бабий бунт»), Зупан, Стефан («Цыганский барон»), Князь («Забывчивый жених»), Бек («Свадьба Кречинского»). Как режиссёр осуществил в Омском музыкальном театре более тридцати постановок, среди них: музыкальные комедии «Проделки Ханумы» и «Барышня-крестьянка», мюзикл «Брак по-американски». Автор пьесы и режиссёр музыкальной мелодрамы «Любина роща». Автор сценариев многих «капустников» и Вечеров на сцене Омского Дома актёра. Занимался педагогической деятельностью (актёрское мастерство, режиссура). Автор поэтического сборника «Я в землю омскую влюблен…». Награждён почётными знаками «Отличник военного шефства над Советской Армией», «Отличник шефства над селом», «Отличник милиции». Лауреат премии Губернатора Омской области «За заслуги в развитии культуры и искусства» им. народного артиста РФ Н.Д. Чонишвили, лауреат в номинации «Легенда омской сцены» областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа». Внесён в «Книгу почёта деятелей культуры» г. Омска. Народный артист РСФСР.
Фото:из архива городского Музея театрального искусства и архива автора
Самое читаемое
Записки о встречах с могиканином
369309 ноября 2025
70507 ноября 2025
Психологический иммунитет: как укрепить его осенью
66207 ноября 2025
Выбор редакции
Записки о встречах с могиканином
369309 ноября 2025
Кто прошлое помянет, тому на концерт Олега Митяева
171822 октября 2025
Перенастройка налоговой системы может быть более тонкой и выверенной
105807 октября 2025
42422194154
Записи автора
Записки о встречах с могиканином
369309 ноября 2025
1529108 августа 2025
«Я прожила жизнь в своём родном театре…»
183705 августа 2025
«КРИБЛЕ-КРАБЛЕ-БУМС!..» (Очерк судьбы Вацлава Дворжецкого)
1484402 августа 2025
«Я вижу вас… И я вам улыбаюсь…»
448619 июня 2025
«Наверно, прекрасно быть птицей!..»
583014 октября 2024
«Ну а я – перебираю чётки, что хранят энергию веков…»
2021106 октября 2024
— Психолог
— Коуч, психолог
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»
Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».
808105 ноября 2025

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»
Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.
640103 ноября 2025

Музыкант, вокалист и композитор Антон Болбат баланс между телом, умом и душой находит в музыке. Здоровье для него — это не строгий режим, а состояние внутреннего присутствия. Медитации, гимнастика по Стрельниковой, холодный душ, отдых отшельником — ритуалы, помогающие заведующему музыкальной частью театра «Арлекин», экс-регенту хора Никольского собора и руководителю вокального ансамбля «Проект П» сохранять осознанность и внутреннее равновесие.
87331 октября 2025

Правила воспитания Дмитрия Нагаева
Предприниматель, спортсмен и многодетный отец рассказал «ВОмске» о письмах себе в будущее, культпросвете от детей, чётких правилах, гендерном воспитании и десяти страницах в день.
78109 октября 2025
Яндекс.Директ ВОмске
Электрический дровокол: помощник в заготовке дров
87812 августа 2025
Акне у подростков: причины появления и как бороться с проблемой
667603 марта 2025

























Комментарии