
Артист и учитель — почти одно и то же
У Татьяны Бакулиной редчайшая профессия — театральный педагог. Она придумала ее себе сама, соединив в одно целое две любимые стороны жизни — образование и театр.
395711 января 2018
В седьмом классе Таня Бакулина случайно посмотрела спектакль детской театральной студии в Доме творчества и влюбилась в театр на всю жизнь. В студии занималась до тех пор, пока не отправилась в Санкт-Петербург, поступать в театральный. Срезалась на третьем туре: 200 человек на место! Хорошо, умный человек объяснил, что артист и учитель — почти одно и тоже, направив на филфак педагогического института.
— На собственном опыте убедилась в его правоте, — говорит она. — Миссия у театра и педагогики одна — просвещение. Театральная педагогика должны быть во всех школах, на всех уроках. Я посмотрела, какие ребятки в московских школах, где ей уделяется большое внимание: умные, свободные, красивые, чувство юмора потрясающее, оценок не боятся.
1В 27 лет ее кинули на трудный объект — заместителем директора по воспитательной работе окраинного профтехучилища.
— Там же одни хулиганы, — смеется Татьяна Федоровна. — Но я молодая, дерзкая. Всех — в творчество! Театральную гостиную организовала. Директор у нас был замечательный Михаил Дмитриевич, внушал жюри: «Ноту не взял — ерунда, главное — не на улицу, а на сцену вышел, уже пять с плюсом!»
Воспитательную «звезду» заметили, пригласили работать в райком партии. А Татьяна отказалась: хотелось жить и творить. Финансовый техникум, куда ее перевели на повышение, 15 лет назад был единственным ссузом, где праздновали День театра. И так она заражала своей мечтой ребят, что двое выпускников, оставив финансы, стали актерами. А в 40 лет и ее мечта стала жизнью. В 1991 году режиссер Владимир Витько, организовав театр «Галерка», познакомился с удивительно театральным замом техникума, и тут же пригласил к себе заведующей литературной частью. С высокой и неплохо оплачиваемой должности отличник народного просвещения ушла в малоизвестный тогда театр. Восемь лет назад решила было выйти на пенсию, но…
— Александра Юркова, директор «Пятого театра», предложила самой определить себе круг обязанностей, — рассказывает Татьяна Федоровна. Я решила заняться воспитанием детей, вовлекая их в театральную деятельность и превращая поклонников «Пятого». Ведь театр — это открытая образовательная творческая среда, место, где не просто показывают спектакли, но и общаются, развиваются, формируют вкус.
Нужна была форма, и Татьяна Федоровна придумала клуб ЭТО — «Эстетика. Театр. Общение». Бросила клич в Интернете, сделала две секции: театральные критики и сценографы. Сумасшедшая идея, как теперь понимает — денег-то не было. Но отступать было некуда: пришло много ребят. Писала программы к каждому занятию, вести которые безвозмездно взялись друзья и коллеги: журналисты, режиссеры, художники, сценографы, артисты. Двадцать шесть ребят зацепилось.
— Зал все время занят, гостиной нет, собирались на втором этаже в буфете: обсуждали, спорили, — вспоминает. — У фабрики «Сибирская белочка» выпросила конфет. Кое-как, но каждый год стали давать! Я всех обязательно чаем пою, и не после мероприятия, а для начала. Атмосферу создаю, дети расслабляются, перестают волноваться.
Возникла идея, как применить то, чему научились. Как раз исполнялось 200 лет Гоголю, и Бакулина задумала проект «Герои Гоголя в свете рампы». На один день ей выделили зал, где собралось триста человек: школьники, студенты. Оказалось, все любят Гоголя! И читать, и смотреть, и инсценировать. Юные сценографы выставили такие эскизы, что их тут же взяли на взрослый проект. Подобрали костюмы, вместе с ребятами придумали викторину: герои подходят к зрителям, разговаривают, узнал — получай приз. Старосветская помещица Агафья Тихоновна угощала всех грибочками, пирогами с гречневой кашей …
Через год секции Татьяна Федоровна распустила, решив работать по проектам. Стали приходить новые ребята, но и те 26 остались, прикипели:
— Я сразу им объясняла — вы люди театра, надо ходить на спектакли, человек в вашем возрасте должен посмотреть и «Ромео и Джульетту», и «Достоевский.Ру» по «Запискам из мертвого дома», и пьесы Островского. На «Чудаков» по Горькому провал был, хотя спектакль — чудо, на «Золотую маску» номинировался, покойный Тараторкин его очень ценил. А мои бегали, и не по разу. Надо, говорили, еще посмотреть, понять. Вот как! Сейчас уже выросли, разные профессии выбрали: Даниил Толстых каждый год приезжает, в Малом театре работает, Коля Родченко — врач, часто в театр бегать не может, но в жюри проектов входит.
Проект — это большая сложная работа с каждым. И каждого — над собой: надо много прочитать, изучить. Ребята вызовутся декламировать отрывки или инсценировать произведение, а как — не знают. Актеры дают им мастер-классы: открывают мелодику речи, показывают приемы. Потом прослушивание, а на концерте выступают уже лучшие. Зрители — участники, их друзья, родители. Возраст участников расширяется: «Шекспиру — 450 лет», пятиклашки просятся, как отказать? Заинтересовалось село, стали привлекаться училища и колледжи, прежде вовсе неподъемные:
— Мукомольный техникум на Достоевского замахнулся, — рассказывает Татьяна Федоровна. — Будем, говорят, разыгрывать «Идиота». А техникум на окраине города, родители не из самых благополучных. Звонит мальчишка, ревет: штанов приличных нет. Учительница нашла джинсы, деньги на проезд. Ах, как играл, как в обморок падал! Потом узнаю, что на учет его ставят: украл из магазина кусок колбасы. Я такую деятельность развила! Да вы что, он же князя Мышкина читал, просто есть нечего было. Шестеро в семье — соблазнился, но парень-то хороший, светлый.
Для проекта «В плену Шекспировских страстей» Татьяна Федоровна поехала на кафедру английского языка в Омский педуниверситет, попросила закафедрой Ларису Семейн выделить старшекурсников: рассказывали, показывали, как читать.
— Сама придумываю проекты, — признается. — Нынче Валентину Распутину 80 лет было, а в Омске тихо. Русский гений, я лично с ним знакома, в Иркутск с «Галеркой» спектакль «Деньги для Марии» возили на Вампиловский фестиваль. И с Валерием Алексеевым, известным омским артистом, он дружил. Его и позвала рассказывать ребятами о Распутине, о его окружении. Из живых уст — это ценно. Но только одну прозу читать — грустно станет, невеселая она. Придумала конкурс «Любимые песни Распутина». Да как мои ребятки давай их искать, да петь русские народные! Сложный проект «Уроки жизни Валентина Распутина», но 160 человек — от школьников до студентов — приняли участие. Вышли на новый уровень мастер-классов: как инсценировать «Уроки французского», показывала актриса, игравшая учительницу, вместе с пятиклассником Егором Клименко, исполняющим роль маленького Распутина. На «Рудольфио» вызвались актер Женя Фоминцев со старшеклассницей Лизочкой Шаповаловой. Вот уже и ребята учить могут. Многие из них становятся почетными гостями. Например, девятиклассник Родион Трусов, участник шоу «Голос», два года назад в проекте был, а теперь приглашаю с почетом: заслужил. На каждом проекте есть такие звезды, что отпускать жалко. Люблю своих ребят продвигать: на Некрасовском проекте восьмиклассница так пела акапельно «Меж высоких хлебов» — потрясение просто. Обязательно отправлю диск в «Голос», а вдруг?
От детей Бакулина перешла к взрослым, заметив, что учителя не готовы вступить с учениками в разговор о театре. Стала собирать замов по воспитательной работе, психологов, филологов. Взрослые оказались как дети — и спектакли смотрят с восторгом, и костюмы меряют, и конфеты едят. Но главное — учатся у мастеров: как держать внимание на уроке, какие приемы актерского мастерства использовать.
В проектах Бакулиной теперь участвует не меньше двадцати школ, пять колледжей, речное училище. Есть завсегдатаи, но постоянно добавляются новые, чему она особенно рада. Разработала абонементы: приходят дети на спектакль, а для них — еще и мастер-класс. Для малышей — «Азбука: театр ремесел», где профессионалы рассказывают, как делаются декорации, костюмы. Для педагогов — «Учителями славится Россия», где выступают не только артисты, но и их ученики. Пригласила Дмитрия Васильева, главного дирижера Омского академического симфонического оркестра: кто, если не вы, расскажет детям о музыке? Организовала постоянный «Диалог с театром» — зрительское обсуждение спектаклей вместе с режиссером, главным героем. Вадим Физиков, литературовед, многолетний декан филфака Омского педагогического университета, несколько раз приходил.
— И без всякой оплаты — только розы и наша любовь, — восхищается Татьяна Федоровна. — С библиотекой имени Пушкина многое стали делать. Надо детей к книге приучать, сама ее люблю, чувствую энергетику. С творческими ребятами интересно: надо высокую планку ставить. Будущие дизайнеры и художники целую выставку работ организовали. Но больше люблю работать с ребятами, которые к театру не имеют отношения, только желание. Меняются ведь на глазах. Автотранспортный техникум — одни парни, 20 человек читали Есенина! По-разному, конечно, но они впервые в театр пришли! Спецучилище стало ходить — дети, уже совершившие преступление. Захотели принять участие в викторине, а знать-то не знают ничего. Но наверху у меня стенды, где все расписано. Билетик вытянут и туда. Я все видела, конечно, но это ж здорово: они теперь много знают. А когда рассказала, что Достоевский сидел, да еще у нас в остроге, так обрадовались: да это ж наш братан. Я хохотала. Хорошие мальчишки, и цель у нас со спецучилищем одна — исправить. Не сразу, конечно. Но состояние сегодняшнего вечера может быть настолько сильным, что влияет на жизнь. Иногда мне говорят, может не надо так детей зазывать? Да, может, и не надо. Но не если уж зазвал, должен резонанс у ребенка в душе возникнуть, иначе какой смысл? Театр — живой организм, если полюбишь — это навсегда. Я сама так менялась: театр — это всегда новые эмоции, новые размышления.
В 2012 году Татьяна Федоровна прочитала в газете, что в первой Всероссийской конференции «Театральная педагогика» могут принять участие все желающие. Отправила свой проект «Театр плюс школа жизни». Интересно было, как оценят знающие люди. А ее взяли и пригласили. Причем, она оказалась не только единственным докладчиком из Сибири, но и единственным практиком. В Омске столь масштабной работы по воспитанию чувственного интеллекта, как она говорит, больше нет. Школа тоже не торопится массово вводить театральную педагогику. Но проект Бакулиной развивается и сам выходит в народ — театр не только зовет к себе, но и выезжает в школы, колледжи, сельские ДК. Актеры ставят спектакль, Бакулина с ребятами делает перед ним программу. Накладно, трудно, но она уверена, что театр должен идти к детям.
Фото:автора и из архива театра
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 3 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 153 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 1 февраля 2025 года
91731 января 2025
Гороскоп на 2 февраля 2025 года
91201 февраля 2025
Гороскоп на 3 февраля 2025 года
81202 февраля 2025
Выбор редакции
21613422139
Журналист, лауреат российских и международный конкурсов «Лица русской провинции», «Умное сердце журналиста», «За журналистику как поступок». Пишу на разные темы: одна – это скучно. И все же выходит, что пишу о детях… Пускай часто - о взрослых или состарившихся, жестоких или неискренних…
Записи автора
Особенный праздник для ребят из онкоцентра
197531 декабря 2018
158013 ноября 2018
164821 октября 2018
223720 октября 2018
Высшая каста Таврического района
104901014 октября 2018
Уникальной гитаристке из Омска Славе Золотовой нужна помощь
408203 сентября 2018
Нельзя сказать, что «первый раз в первый класс» был для меня счастливым днем
272703 сентября 2018
Ешьте сами, господа педагоги, а?
3752230 августа 2018
— адвокат
— Психолог
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии