Артист и учитель — почти одно и то же

У Татьяны Бакулиной редчайшая профессия — театральный педагог. Она придумала ее себе сама, соединив в одно целое две любимые стороны жизни — образование и театр.

390211 января 2018
Артист и учитель — почти одно и то же

В седьмом классе Таня Бакулина случайно посмотрела спектакль детской театральной студии в Доме творчества и влюбилась в театр на всю жизнь. В студии занималась до тех пор, пока не отправилась в Санкт-Петербург, поступать в театральный. Срезалась на третьем туре: 200 человек на место! Хорошо, умный человек объяснил, что артист и учитель — почти одно и тоже, направив на филфак педагогического института.

— На собственном опыте убедилась в его правоте, — говорит она. — Миссия у театра и педагогики одна — просвещение. Театральная педагогика должны быть во всех школах, на всех уроках. Я посмотрела, какие ребятки в московских школах, где ей уделяется большое внимание: умные, свободные, красивые, чувство юмора потрясающее, оценок не боятся.

1

В 27 лет ее кинули на трудный объект — заместителем директора по воспитательной работе окраинного профтехучилища.

— Там же одни хулиганы, — смеется Татьяна Федоровна. — Но я молодая, дерзкая. Всех — в творчество! Театральную гостиную организовала. Директор у нас был замечательный Михаил Дмитриевич, внушал жюри: «Ноту не взял — ерунда, главное — не на улицу, а на сцену вышел, уже пять с плюсом!»

Воспитательную «звезду» заметили, пригласили работать в райком партии. А Татьяна отказалась: хотелось жить и творить. Финансовый техникум, куда ее перевели на повышение, 15 лет назад был единственным ссузом, где праздновали День театра. И так она заражала своей мечтой ребят, что двое выпускников, оставив финансы, стали актерами. А в 40 лет и ее мечта стала жизнью. В 1991 году режиссер Владимир Витько, организовав театр «Галерка», познакомился с удивительно театральным замом техникума, и тут же пригласил к себе заведующей литературной частью. С высокой и неплохо оплачиваемой должности отличник народного просвещения ушла в малоизвестный тогда театр. Восемь лет назад решила было выйти на пенсию, но…

— Александра Юркова, директор «Пятого театра», предложила самой определить себе круг обязанностей, — рассказывает Татьяна Федоровна. Я решила заняться воспитанием детей, вовлекая их в театральную деятельность и превращая поклонников «Пятого». Ведь театр — это открытая образовательная творческая среда, место, где не просто показывают спектакли, но и общаются, развиваются, формируют вкус.

Нужна была форма, и Татьяна Федоровна придумала клуб ЭТО — «Эстетика. Театр. Общение». Бросила клич в Интернете, сделала две секции: театральные критики и сценографы. Сумасшедшая идея, как теперь понимает — денег-то не было. Но отступать было некуда: пришло много ребят. Писала программы к каждому занятию, вести которые безвозмездно взялись друзья и коллеги: журналисты, режиссеры, художники, сценографы, артисты. Двадцать шесть ребят зацепилось.

— Зал все время занят, гостиной нет, собирались на втором этаже в буфете: обсуждали, спорили, — вспоминает. — У фабрики «Сибирская белочка» выпросила конфет. Кое-как, но каждый год стали давать! Я всех обязательно чаем пою, и не после мероприятия, а для начала. Атмосферу создаю, дети расслабляются, перестают волноваться.

Возникла идея, как применить то, чему научились. Как раз исполнялось 200 лет Гоголю, и Бакулина задумала проект «Герои Гоголя в свете рампы». На один день ей выделили зал, где собралось триста человек: школьники, студенты. Оказалось, все любят Гоголя! И читать, и смотреть, и инсценировать. Юные сценографы выставили такие эскизы, что их тут же взяли на взрослый проект. Подобрали костюмы, вместе с ребятами придумали викторину: герои подходят к зрителям, разговаривают, узнал — получай приз. Старосветская помещица Агафья Тихоновна угощала всех грибочками, пирогами с гречневой кашей …

Через год секции Татьяна Федоровна распустила, решив работать по проектам. Стали приходить новые ребята, но и те 26 остались, прикипели:

— Я сразу им объясняла — вы люди театра, надо ходить на спектакли, человек в вашем возрасте должен посмотреть и «Ромео и Джульетту», и «Достоевский.Ру» по «Запискам из мертвого дома», и пьесы Островского. На «Чудаков» по Горькому провал был, хотя спектакль — чудо, на «Золотую маску» номинировался, покойный Тараторкин его очень ценил. А мои бегали, и не по разу. Надо, говорили, еще посмотреть, понять. Вот как! Сейчас уже выросли, разные профессии выбрали: Даниил Толстых каждый год приезжает, в Малом театре работает, Коля Родченко — врач, часто в театр бегать не может, но в жюри проектов входит.

Проект — это большая сложная работа с каждым. И каждого — над собой: надо много прочитать, изучить. Ребята вызовутся декламировать отрывки или инсценировать произведение, а как — не знают. Актеры дают им мастер-классы: открывают мелодику речи, показывают приемы. Потом прослушивание, а на концерте выступают уже лучшие. Зрители — участники, их друзья, родители. Возраст участников расширяется: «Шекспиру — 450 лет», пятиклашки просятся, как отказать? Заинтересовалось село, стали привлекаться училища и колледжи, прежде вовсе неподъемные:

— Мукомольный техникум на Достоевского замахнулся, — рассказывает Татьяна Федоровна. — Будем, говорят, разыгрывать «Идиота». А техникум на окраине города, родители не из самых благополучных. Звонит мальчишка, ревет: штанов приличных нет. Учительница нашла джинсы, деньги на проезд. Ах, как играл, как в обморок падал! Потом узнаю, что на учет его ставят: украл из магазина кусок колбасы. Я такую деятельность развила! Да вы что, он же князя Мышкина читал, просто есть нечего было. Шестеро в семье — соблазнился, но парень-то хороший, светлый.

Для проекта «В плену Шекспировских страстей» Татьяна Федоровна поехала на кафедру английского языка в Омский педуниверситет, попросила закафедрой Ларису Семейн выделить старшекурсников: рассказывали, показывали, как читать.

— Сама придумываю проекты, — признается. — Нынче Валентину Распутину 80 лет было, а в Омске тихо. Русский гений, я лично с ним знакома, в Иркутск с «Галеркой» спектакль «Деньги для Марии» возили на Вампиловский фестиваль. И с Валерием Алексеевым, известным омским артистом, он дружил. Его и позвала рассказывать ребятами о Распутине, о его окружении. Из живых уст — это ценно. Но только одну прозу читать — грустно станет, невеселая она. Придумала конкурс «Любимые песни Распутина». Да как мои ребятки давай их искать, да петь русские народные! Сложный проект «Уроки жизни Валентина Распутина», но 160 человек — от школьников до студентов — приняли участие. Вышли на новый уровень мастер-классов: как инсценировать «Уроки французского», показывала актриса, игравшая учительницу, вместе с пятиклассником Егором Клименко, исполняющим роль маленького Распутина. На «Рудольфио» вызвались актер Женя Фоминцев со старшеклассницей Лизочкой Шаповаловой. Вот уже и ребята учить могут. Многие из них становятся почетными гостями. Например, девятиклассник Родион Трусов, участник шоу «Голос», два года назад в проекте был, а теперь приглашаю с почетом: заслужил. На каждом проекте есть такие звезды, что отпускать жалко. Люблю своих ребят продвигать: на Некрасовском проекте восьмиклассница так пела акапельно «Меж высоких хлебов» — потрясение просто. Обязательно отправлю диск в «Голос», а вдруг?

От детей Бакулина перешла к взрослым, заметив, что учителя не готовы вступить с учениками в разговор о театре. Стала собирать замов по воспитательной работе, психологов, филологов. Взрослые оказались как дети — и спектакли смотрят с восторгом, и костюмы меряют, и конфеты едят. Но главное — учатся у мастеров: как держать внимание на уроке, какие приемы актерского мастерства использовать.

В проектах Бакулиной теперь участвует не меньше двадцати школ, пять колледжей, речное училище. Есть завсегдатаи, но постоянно добавляются новые, чему она особенно рада. Разработала абонементы: приходят дети на спектакль, а для них — еще и мастер-класс. Для малышей — «Азбука: театр ремесел», где профессионалы рассказывают, как делаются декорации, костюмы. Для педагогов — «Учителями славится Россия», где выступают не только артисты, но и их ученики. Пригласила Дмитрия Васильева, главного дирижера Омского академического симфонического оркестра: кто, если не вы, расскажет детям о музыке? Организовала постоянный «Диалог с театром» — зрительское обсуждение спектаклей вместе с режиссером, главным героем. Вадим Физиков, литературовед, многолетний декан филфака Омского педагогического университета, несколько раз приходил.

— И без всякой оплаты — только розы и наша любовь, — восхищается Татьяна Федоровна. — С библиотекой имени Пушкина многое стали делать. Надо детей к книге приучать, сама ее люблю, чувствую энергетику. С творческими ребятами интересно: надо высокую планку ставить. Будущие дизайнеры и художники целую выставку работ организовали. Но больше люблю работать с ребятами, которые к театру не имеют отношения, только желание. Меняются ведь на глазах. Автотранспортный техникум — одни парни, 20 человек читали Есенина! По-разному, конечно, но они впервые в театр пришли! Спецучилище стало ходить — дети, уже совершившие преступление. Захотели принять участие в викторине, а знать-то не знают ничего. Но наверху у меня стенды, где все расписано. Билетик вытянут и туда. Я все видела, конечно, но это ж здорово: они теперь много знают. А когда рассказала, что Достоевский сидел, да еще у нас в остроге, так обрадовались: да это ж наш братан. Я хохотала. Хорошие мальчишки, и цель у нас со спецучилищем одна — исправить. Не сразу, конечно. Но состояние сегодняшнего вечера может быть настолько сильным, что влияет на жизнь. Иногда мне говорят, может не надо так детей зазывать? Да, может, и не надо. Но не если уж зазвал, должен резонанс у ребенка в душе возникнуть, иначе какой смысл? Театр — живой организм, если полюбишь — это навсегда. Я сама так менялась: театр — это всегда новые эмоции, новые размышления.

В 2012 году Татьяна Федоровна прочитала в газете, что в первой Всероссийской конференции «Театральная педагогика» могут принять участие все желающие. Отправила свой проект «Театр плюс школа жизни». Интересно было, как оценят знающие люди. А ее взяли и пригласили. Причем, она оказалась не только единственным докладчиком из Сибири, но и единственным практиком. В Омске столь масштабной работы по воспитанию чувственного интеллекта, как она говорит, больше нет. Школа тоже не торопится массово вводить театральную педагогику. Но проект Бакулиной развивается и сам выходит в народ — театр не только зовет к себе, но и выезжает в школы, колледжи, сельские ДК. Актеры ставят спектакль, Бакулина с ребятами делает перед ним программу. Накладно, трудно, но она уверена, что театр должен идти к детям.

Автор:Наталья Яковлева

Фото:автора и из архива театра

Теги:театробразование


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек

Журналист, лауреат российских и международный конкурсов «Лица русской провинции»,  «Умное сердце журналиста», «За журналистику как поступок». Пишу на разные темы: одна – это скучно. И все же выходит, что пишу о детях… Пускай  часто - о взрослых или состарившихся, жестоких или неискренних… 



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

«Кто я?»


18125.07.24
Юлия Купрейкина

Юлия Купрейкина

— психолог

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

376412 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

384411 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

386906 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3885203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх