Виктор Шкуренко: «В прошлом году наши предприятия показали самый низкий темп прироста за всю историю существования бизнеса»

Известный бизнесмен связывает трудности не с пандемией, а с собственными недоработками.  

394627 января 2021
Виктор Шкуренко: «В прошлом году наши предприятия показали самый низкий темп прироста за всю историю существования бизнеса»

— Виктор Васильевич, расскажите, пожалуйста, как год завершился для ваших компаний? 

— Год для нас стал не совсем успешным, потому как за все то время, что я наблюдаю за выручкой собственного предприятия, она у нас выросла на самое минимальное значение. Общая выручка по всем нашим предприятиям (розница, опт), работающим в России, за прошедший год составила 38 млрд рублей с НДС. Рост — всего около 3% (по итогам 2019 года — 16%). Однако по выручке выросли пять из шести предприятий, — и «Низкоцен» (9,1 млрд рублей против 9,056 млрд в 2019 году), и «Формат», куда входят «Победы» и магазины EUROSPAR (8,455 млрд рублей против 8,265 млрд рублей годом ранее). Больше всего выросло оптовое направление — выручка дистрибуционных предприятий составила 20,455 млрд рублей. Выросли все, кроме дистрибутора пива «Регионпиво». 

1

Что меня порадовало по итогам прошлого года, так это то, как мы развиваемся в Казахстане. Помимо 38 млрд рублей, которые мы получили в России, казахстанские магазины принесли нам еще около 1 млрд рублей, рост за год при этом составил 85%. На сегодняшний день в соседнем государстве насчитывается уже 28 магазинов Inmart — за прошлый год мы открыли еще девять точек. При этом в прошлом году мы зашли и в другие регионы Казахстана. Если до этого мы работали только в Павлодарской области, то сейчас уже четыре магазина нашей сети открыты в Кокчетавской области. Кроме этого планируем открываться в Усть-Каменогорске. В Казахстане пока дела у нас идут хорошо — Like for Like магазинов положительный и измеряется двузначными числами. 

— Как ваша команда выбирает казахстанские регионы?

— Все очень просто. Рассматриваем регионы, которые находятся поближе к Омской области и те, в которых плохо развит сетевой ритейл. Мне близка стратегия Голубого Океана: нужно идти туда, где нет хищников, где ты плаваешь один.

— Но в Петропавловске — наиболее близком к нашему региону городе — нет ваших магазинов…

— Да, там работает очень сильный местный игрок. А вообще Казахстан в этом плане отстает от России — там плохо развит сетевой ритейл.

— Как развиваются «Низкоцены»?

— С «Низкоценами» дела обстоят хуже. 2020 год стал первым годом, когда магазинов этой сети мы закрыли больше, чем открыли — 7 против 3.  Всего на сегодняшний день насчитывается 71 магазин в семи регионах — Свердловской, Курганской, Тюменской, Омской, Новосибирской, Кемеровской областях и в Алтайском крае.

— Если вернуться к вопросу о выручке. Какова причина такого ее снижения? Пресловутая пандемия, снижение платежеспособности населения?

2

— Да, месяца полтора-два были закрыты наши магазины ELECTRO, сауна «РАССЛАБОНОFF», Park Fitness — но это, конечно же, микроскопические для нас цифры, в целом нам дали работать. Если напрямую связывать рост нашей частной компании с экономикой России, то, наверное, есть в этом какая-то корреляция. Если в 2019 году за счет падения доллара наша выручка в валюте выросла значительно больше, чем на 16%, то в прошлом году на фоне удорожания валюты в долларовом эквиваленте наша выручка упала. Эту ситуацию мы наблюдаем впервые за всю историю нашего существования. Однако я считаю, что напрямую связывать успехи или неудачи частного предприятия с экономикой страны в целом, неправильно. Во многом бизнес строят люди, и многое зависит от их личной энергии, которую они вкладывают. Поэтому я, конечно, могу оправдаться тем, что в российской экономике все плохо, но я чувствую какую-то моральную изношенность и бизнеса, и самих владельцев (это касается и меня лично), поэтому определенно нужны свежие идеи, чтобы дело успешно развивалось.

Так, например, в прошлом году мы начали развивать, хоть и совсем небольшой по нашим меркам проект — сеть кулинарий у дома «Дарим вкус» (пекарня, бакалея с товарами по акционным ценам и мясо). За прошлый год мы открыли восемь точек. Одну точку пришлось закрыть спустя короткое время после открытия…

— Почему?

— Мы открылись на площади, которую сдавал в аренду «Магнит». Сначала он дал добро на открытие, но после того, как его руководство увидело наши цены, которые оказались ниже, чем у них, потребовали закрыть нас. И так как я не привык конфликтовать, мы решили согласиться с требованием.

— В одном из интервью, посвященном открытию новых точек «Дарим вкус», вы сказали, что у вас есть возможность демпинговать, и вы этим пользуетесь. По итогам года можно сказать, что в этом случае такая бизнес-модель работает?

— Да, работает. Как я шучу: «Хипстеры, идите в Spar, а в «Дарим вкус» со своими советами о том, как вас должны обслуживать, какого качества должны быть продукты и т.д. вы нам не нужны». В общем, этот формат рассчитан в первую очередь на бабушек. История с «Крестьянским двором» показала, что формат фермерских продуктов развивать в Омске бессмысленно. Либо нужно делать все идеально, как Скуратов, на что у меня не хватает терпения. К слову, «Лента», «Окей», «Пятерочка» уже заявляли о том, что планируют открывать магазины именно низкоценового формата.

Возьмем проект «Светофор», который развивается по всей России, — это пример того, как быстро вырасти и по количеству магазинов, и по выручке. Там во главе угла стоит цена. Поэтому производители переделывают рецептуру своей продукции, чтобы снизить цену. В «Дарим вкус» мы идем другим путем — брендовые товары мы продаем по акционной цене. При этом постоянного ассортимента в наших точках нет: с помощью закупочной силы «Низкоцена» мы берем акционные товары и выставляем их на полки. Закончилась акция у производителя — мы убираем продукцию.

— Но вы, очевидно, не планируете останавливаться на достигнутом. Будете открывать новые точки?

— Да, конечно, больше десяти точно. Они небольшие, и их легко открывать. Если в Омске этот проект хорошо себя покажет, пойдем с ним в другие регионы. Но там будут определенные сложности, в частности с молочной продукцией — надо искать местных производителей.

— Продукцию сына там продаете? (Руслан Очеренко развивает производство кондитерских изделий под маркой «Дарим вкус», — ред.)

3

— Да, конечно, но если на нее действует акция (улыбается).

— Что вы можете сказать о тенденциях в омском ритейле? Вы уже сказали, что «Лента», «Окей», «Пятерочка планируют открывать магазины у дома эконом-сегмента. Кроме этого, в прошлом году закрылись «Новаторы», «Самовары» — такие форматы сложно развивать в Омске…

— Конечно, тенденции, сыграли не в пользу «Новаторов» и «Самоваров». Однако отмечу, что за закрытием любого бизнеса стоят неудачи самого собственника. По Арсену Пономареву я уже высказывался не раз — у него были успешные магазины, он решил открыть еще. Но его бизнес слишком мал, чтобы владелец мог принимать такие серьезные решения. Опять же он потерял время, в которое можно было развиваться. Темури Латария создавал «Самовары»  под себя. Но такой формат сопряжен с большими издержками, ведущими к высокой наценке, поэтому этот проект не будет массовым. Людям, готовым ходить в такие магазины, «Самовары» несомненно нравились, но число этих потребителей оскорбительно мало в нашем городе.

А основной тренд в нашей стране не меняется уже несколько лет, особенно после Крыма — реальные доходы населения падают, экономика не растет. Поэтому в желаемых темпах для владельцев могут развиваться только магазины, предлагающие низкие цены.

По поводу ситуации на местном рынке могу сказать вот еще что. Раньше мы редко участвовали в аукционах по продаже торговых площадей банкротов или должников. За последнее время мы приняли участие в трех или четырех конкурсах и только в одном мы победили. То есть деньги и интерес у предпринимателей есть. Причем, например, площади, принадлежавшие «Холидею», покупали по цене выше стартовой.

— То есть магазины сети EUROSPAR больше пока не планируете открывать?

— Планируем. Ведь EUROSPAR — это не «Самовары». Цены на 80% товаров там такие же, как в «Победе». Хитрость заключается в том, что добавлено свое пищевое производство, которого нет у конкурентов. О планах по открытию лучше узнать у Дмитрия Шадрина, но могу сказать точно, что в конечном счете их будет больше десяти.  

— Как дела обстоят у вас с девелоперским направлением?

— Несмотря на кризис, мы развиваемся, так как строим на свои деньги, а не на кредитные. Все проекты мы не стали замораживать, но и форсировать тоже не беремся. 

— В прошлом году вы рассказывали, что строите в Кемеровской области три объекта. На какой они стадии?

4

— Один мы уже открыли, остальные достраиваем.

— Каковы дальнейшие планы по развитию этого направления?

— Мы купили шесть земельных участков в Красноярском крае, но пока строить не начинали — приводим их в порядок. Отмечу, что в пандемию оказалось сложнее получить различные документы.

При этом мы продолжаем искать участки. Также приобрели торговый центр в пригороде Барнаула, планируем купить еще один. Вообще девелоперы боятся иметь дело с сельской недвижимостью — там риски выше и ликвидность ниже, но при этом доходность выше. Но и открыть там магазин проще, чем в городе — чиновники легче идут на контакт. Я, можно сказать, уже стал специалистом по негородской не

— Каковы ваши планы на этот год?

— Планируем развивать дистрибуционное, оптовое направление. Продолжаем выходить в другие регионы, ищем, кого еще приобрести. В зоне наших интересов Кемеровская и Свердловская области. В розничной торговле Дмитрий Шадрин делает ставку на SPAR, я — на «Дарим вкус». Верим в коммерческую недвижимость — продолжаем развивать девелоперское направление. Ну и в Казахстане — поле не паханое. Планируем ускоряться, пока другие не опомнились, в том числе крупные российские сети. Предполагаю, что в этом году выручка по сети Inmart вырастет еще больше.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 104 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 97 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Юлия Лагун

— Духовный мастер и наставник

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Исуповы. Бизнес как картинка

Story

Исуповы. Бизнес как картинка

Он работал только с офисами, она занималась своим «чисто девочковым» бизнесом. А потом как-то почти случайно Евгений и Екатерина Исуповы, новые герои нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики о семейном бизнесе, сделали совместное фото...

126619 апреля 2024
Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Story

Как Зуевы свое дело сшили — в хорошем смысле слова

Нечего надеть... За этой фразой в российских семьях обычно следуют либо переругивания супругов, либо смех мужа, либо траты на шопинг. А у Ольги и Виктора Зуевых, новых героев нашей совместной с «ОПОРОЙ РОССИИ» рубрики про семейный бизнес, с этого началось их совместное дело.

358201 апреля 2024
Обещанного Митяева полгода ждут

Story

Обещанного Митяева полгода ждут

Песни Олега Митяева, как коньяк: чем старее, тем лучше. Их хочется слушать. И плакать — о невосполнимой потере наивного человеческого счастья, потому что, как говорила Виктория Токарева, «от хорошей музыки в человеке поднимается человеческое. Жизнь задавливает человеческое, а музыка достаёт»…

364201 апреля 2024
Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

7014101 марта 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх