Омский след в фильме «Белое солнце пустыни»
У нового автора нашего сайта Саида Абишева, в прошлом режиссера омского телевидения - недавно вышла книга «Секреты кино. Белое солнце пустыни». Как выяснил «ВОмске», у фильма имеются омские корни.
224526 марта 2017
- Саид, почему вы решили написали эту книгу?
- Время от времени я читаю лекции по теории кино. Их сложно организовать – длинный цикл непросто согласовать с графиком работы, а в короткий всего не уместить. Студенты постоянно просят – выложите материалы в интернет или напишите книгу. «Секреты кино. Белое солнце пустыни» - мой первый опыт, скоро будет продолжение, посвященное другим режиссерам и фильмам.
1- О чем вы рассказываете на ваших лекциях?
- Самостоятельная деятельность в качестве режиссера у меня началась в Омске, в 1998 году. Я много смотрел тогда – картины, фильмы, рекламу. Просмотрев фильм, я вырезал какой-либо заметный фрагмент и откладывал в коллекцию – прокручивая по кадрам, следил за своим восприятием и искал в кадрах акценты, которые этим восприятием манипулируют. То же самое с картинами, я чертил схемы, зарисовывал, за что цеплялся глаз. Было масса открытий. Оказывается, во многих фильмах заложены очень хитрые приемы, которые приковывают зрителя к креслу. Я постепенно стал понимать правила восприятия и на съемочной площадке стал чувствовать себя свободнее. На лекциях я рассказываю о том своем опыте, разбираю эпизоды из своей коллекции, которую начал собирать еще тогда – в Омске.
- Почему именно «Белое солнце пустыни» стало «героем» книги?
- Еще в тот период самообучения глаз зацепился за небольшой эпизод – когда басмачи захватывают красноармейца Сухова на берегу. Один из них делает выстрел из пистолета. Эпизод – 4 секунды, но в нем было какое-то напряжение. У меня это постоянно сидело в голове. Лет через 10, уже в Москве, готовясь к очередной лекции, решил привести на ней этот фрагмент. И уже разбирая его, подумал – если творческая группа – режиссер, оператор, художник-постановщик – так зарядили крохотный, практически проходной эпизод, наверное, стоит и во всем фильме дотошно покопаться. В тот же вечер, после лекции я его пересмотрел и был потрясен – фильм, который видел миллион раз, оказалось, содержал в себе очень хитрые приемы-манипуляции со зрителем. Я вырезал наиболее значимые фрагменты и понял, что это материал для отдельной лекции. Очень было интересно наблюдать реакцию студентов – ведь все видели фильм, и никто не замечал, каким образом авторы пристегнули их к креслу!
Сейчас я начал новый проект – тоже по просьбам студентов – делаю короткие двух-трехминутные видеоролики с разборами сцен, первый из них – как раз об этом эпизоде, каждый может убедиться – эпизод сделан гениально, очень точно!
Потом решил написать книгу. В процессе подготовки связался с музеем кино на Мосфильме, мне предоставили несколько раскадровок, а уже там подсказали – художник-постановщик фильма Валерий Петрович Кострин живет в Москве. Валерий Петрович откликнулся на просьбу побеседовать о фильме, в книгу вошло его интервью, оно очень интересное. Также он предоставил несколько кадров со съемочной площадки – он оказался прекрасный фотограф - так что в книге есть настоящий раритет, можно сказать – артефакт. Но самое главное, вы не поверите – фильм имеет довольно прямое отношение к Омску!
- Интересно.
- Уже готовясь к встрече с Валерием Петровичем, я наткнулся на интервью режиссера Владимира Яковлевича Мотыля, где он говорит, что познакомился с исполнителем роли Саида актером Спартаком Мишулиным во время работы в омском театре. Это меня заинтриговало, захотелось найти документальное подтверждение. На мой вопрос в соцсетях откликнулась омская журналистка Елена Завьялова, связав меня с с заведующей музейным отделом Омского академического театра драмы Юлией Ескиной. Она нашла программку - 1959 года! – спектакля «Клоп», режиссером которого был Владимир Мотыль, а одну из ролей действительно играл Спартак Мишулин! И даже прислала фотографию Мишулина в роли! Это тоже вошло в книгу, так в ней совершенно неожиданно оказался представлен Омск.
А уже изучая программку, я обнаружил еще одну фамилию, которая была в титрах фильма - – художника по костюмам Вадима Павловича Линденбаума, он выполнил все мужские костюмы к фильму. По свидетельству Валерия Петровича Кострина, режиссер дружил с Вадимом Линденбаумом и постоянно брал его на свои проекты.
- Ваша книга рассчитана только на специалистов?
- Специалистам – режиссерам, операторам, и даже фотографам - она действительно будет полезна, потому что композиционные решения фильма исключительны, из категории «так сейчас не снимают», там очень точная работа всей съемочной группы. Но ее с удовольствием читают и люди, которые просто интересуются кино, хотят лучше понимать киноязык. Она сейчас доступна в главных электронных магазинах – на Озоне, Амазоне, Литресе.
- Действительно неожиданно увидеть что-то новое в давно знакомом и любимом фильме.
- Мне приятно слышать от людей: «Теперь я по-другому смотрю фильмы и картины». Раньше мне так говорили слушатели лекций, сейчас – еще и читатели. Значит, я правильно делаю свою работу.
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 104 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 97 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 25 апреля 2024 года
114024 апреля 2024
Гороскоп на 26 апреля 2024 года
104825 апреля 2024
Выбор редакции
93529 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
157017 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1758129 февраля 2024
— психолог
— Психолог
— Духовный мастер и наставник
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии