Игорь Гасс: «Потом никто и не поймет, что у человека был инфаркт, — ни по кардиограмме, ни по ЭХО»

Он не стал летчиком, как мечтал в детстве, зато спас много жизней, помогал развивать первую в Омске частную скорую помощь, а затем возглавил и первый в городе частный стационар. Заведующий отделением кардиологии, руководитель стационара МЦСМ «Евромед» Игорь Гасс – о доле проблем из-за плохой наследственности, о том, куда точно не отдаёт боль при инфаркте, о необходимом минимуме сна, ненужных пельменях и четвероногом мотиваторе.

1136101 июля 2023
Игорь Гасс: «Потом никто и не поймет, что у человека был инфаркт, — ни по кардиограмме, ни по ЭХО»

— Игорь Анатольевич, расскажите о своём профессиональном пути.
— Поступил в нашу медицинскую академию в 1999 году и после первого курса пошел работать на скорую помощь в качестве санитара в кардиологическую бригаду. Мне хотелось сразу начать практическую работу. На пятом курсе меня перевели на должность фельдшера, в этом статусе я проработал два года. После медакадемии была клиническая ординатура на базе Областной клинической больницы, по окончании которой устроился работать в МСЧ №9 в отделение неотложной кардиологии. И так как планировалось, что я буду работать не в отделении, а в палатах реанимации и интенсивной терапии, меня сразу отправили учиться по направлению реанимации. С 2008 года работал в кардиореанимации. Параллельно устроился в только что открывшееся отделение скорой помощи «Евромеда».

Это была первая частная скорая помощь в нашем городе, и я один из тех, кто развивал это направление. Было очень интересно, приходилось решать сложные задачи. Мы занимались не только обслуживанием вызовов, но и назначениями на дому, а также междугородними и даже международными перевозками с медицинским сопровождением. Затем открылся стационар в корпусе на Зелёном острове. На тот момент я уже занимал должность заведующего отделением скорой помощи, и мне предложили возглавить круглосуточный стационар, который также стал первым в Омске частным стационаром. Наше стационарное подразделение имеет и хирургический профиль – это сердечно-сосудистое направление, бариатрия, травматология, ортопедия, урология, онкология, нейрохирургия и т.д., и нехирургический – кардиология, терапия. В общем, мы оказываем помощь по всем направлениям, которые есть в «Евромеде».

— Вы постигали профессию «классически», с самых первых ступенек: с должности санитара, потом фельдшера… Не было разочарований?
— Нет, ничего такого не было. Хотя признаюсь, иногда, когда мы выезжали на ночные вызовы и приходилось просыпаться в два-три часа ночи, я думал: «Всё, сегодня последний раз!». Было физически тяжело. Я работал на полную ставку, а иногда и больше, параллельно с этим учился. Приходилось очень чётко структурировать время – понимал, что если мне идти в ночную смену, то перед ней я должен подготовиться к утренним занятиям. Но при этом было очень интересно работать, и разочарований в профессии никаких не было. На старших курсах, когда пошли клинические дисциплины, мне было проще в них ориентироваться, так как я уже имел большой разноплановый опыт в неотложной помощи: и в хирургии, и в неврологии, и в кардиологии. Не сомневался в выборе своей профессии нисколько, а, напротив, всё больше и больше убеждался в его правильности.

— Стать врачом мечтали с детства?
— У меня было две мечты – хотел быть лётчиком, как, наверное, в то время и все мальчики, и врачом. Мой родной брат – хирург, а тётя – педиатр. Родители инженеры, но к техническим наукам меня не тянуло, больше интересовали гуманитарные, естественно-научные дисциплины. Медицина мне всегда нравилась, поэтому выбор был очевиден.

— Хороший специалист учится всю жизнь. Где Вы проходили обучение после вуза?
— Конечно, было и есть очень много обучающих мероприятий и в России, и за рубежом. В своё время участвовал в семинарах, конференциях в Австрии, Франции. Но считаю, что и в нашем Омском медуниверситете очень хорошая кафедра внутренних болезней. Её сотрудники нисколько не уступают сотрудникам столичных, зарубежных вузов. Сейчас в эпоху онлайн-семинаров, вебинаров, конференций это легко сравнить, и я с уверенностью могу сказать, что в нашем городе можно получить качественную медицинскую помощь — к нам приезжают пациенты из Германии, США, Канады, Израиля. То же самое можно сказать и об обучении.

— Вы сказали, что во время работы на скорой помощи в «Евромеде» организовывали междугороднее и международное сопровождение пациентов. Расскажите, что это были за перевозки?
— Много было поездок в Израиль, в Казахстан. В международных перевозках самолетом пациентов сопровождали фельдшер или врач с необходимым медицинским оборудованием, а в другой город могла и целая бригада поехать.

— Сейчас тоже такие поездки организовываются?
— Реже, но проводятся – у нас очень хороший реанимобиль.

— Игорь Анатольевич, если говорить о Вашем основном профиле — кардиологии, изменился ли подход к лечению за время Вашей практики?
— Конечно! То, как мы лечили тогда, когда я только пришел в медицину, и то, как лечим сейчас, – две большие разницы. Тактика лечения кардинально поменялась. Например, стали использоваться малоинвазивные вмешательства при инфаркте миокарда. При этом состоянии происходит закупорка сосудов, и если раньше мы фактически просто поддерживали жизнь в пациенте, то сейчас тромб можно убрать. Если человек вовремя обратился к врачу или вызвал скорую помощь, может так случиться, что потом никто и не поймет, что у человека был инфаркт, – ни по кардиограмме, ни по ЭХО.

— Что значит вовремя?
— Раньше тромб, который находился в сосудах сердца при остром инфаркте миокарда, мы растворяли при помощи тромболитических препаратов, вводимых в вену. Нужно понимать, что тромболизис – это системная процедура, то есть препарат растворяет тромбы по всему организму, и это сопряжено с определенными рисками. Если у человека есть язва или геморрой с недавним кровотечением, то после процедуры закровит везде, где были тромбы. В результате мы получали кровотечения, иногда внутричерепные кровоизлияния. Сейчас же во время высокоточного вмешательства – стентирования* сосудов – хирург в место бляшки вводит стент, удаляет тромб и расширяет сосуд. Этот способ лечения не имеет тех побочных эффектов, но здесь, повторюсь, большую роль играет время. Когда случился инфаркт, сосуд закрыт тромбом и сердце не получает нужного кровоснабжения, происходит некроз сердечной мышцы, поэтому важно как можно скорее оказать человеку помощь.

— Давайте напомним симптомы инфаркта.
— Острая боль, давящая, жгучая, с нарастающей интенсивностью, локализующаяся чаще всего посередине и за грудиной. Боль отдаёт в шею, челюсть, руку. И вопреки расхожему мнению, у многих боль, отдающая в лопатку, является критерием исключения из сердечных патологий. То есть если боль отдаёт в левую лопатку, то, скорее всего, это не сердце. Очень часто пациенты с трудом характеризуют боль, потому что она не острая, затрудняется её детализация. Учитывается и так называемый «симптом кулака» – когда пациент во время описания своих ощущений кладет кулак на грудь. Кроме того, боль сопровождается огромным выбросом адреналина, у человека появляется тревога, страх. Человек не может найти себе место, ему становится трудно дышать. Организм переживает в этот момент такой стресс, что человек, перенёсший инфаркт, в последующем очень боится этой боли. При этих симптомах необходимо очень срочно обратиться к врачу. На мой взгляд, нет ни одной патологии, при которой существовали бы настолько предельно чёткие инструкции помощи больному, как при инфаркте. Нужно просто поднять трубку и вызвать медицинскую бригаду.

— Спасибо за ценную информацию. А если говорить о терапевтическом лечении, что-то изменилось за время Вашей работы?
— Произошло несколько революций – лечение проводится совсем по-другому, и продолжительность жизни пациентов, если они прислушиваются к советам докторов, может значительно увеличиться. И это могут быть не только медикаменты. Сейчас очень много уделяют внимания нелекарственному лечению – это активный образ жизни, правильное питание.

— Расскажите, пожалуйста, кратко об основных принципах немедикаментозной терапии.
— Прежде всего, диета. Есть множество вариантов лечебных диет, утверждённых в России, но на сегодняшний день наиболее здоровой диетой считается средиземноморская. Это рыба, много сырых овощей, фруктов, зелени, растительные масла. Если жиры, то преимущественно из морепродуктов. И практически полное исключение мяса – можно индейку, курицу один-два раза в неделю, говядину – ещё реже.

Важно уделять внимание физической активности и спорту. При этом считаю, что принципы культуры правильного питания, спорта должны прививаться со школьной скамьи и в семье. Также важно рациональное распределение труда и отдыха. Всё это является профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Советские постулаты о профилактике актуальны и сейчас. А когда уже всё случилось, когда проявился осложненный атеросклероз и т. д., рассчитывать на то, что отказ, например, от жирной пищи, быстро поможет избежать проблем — наивно.

— Некоторые натуропаты придерживаются точки зрения, что для лечения сердечно-сосудистых заболеваний следует почти полностью исключить из рациона и растительные масла. Как Вы относитесь к такому мнению?
— На мой взгляд, это избыточные ограничения. Жиры человеку однозначно нужны. Они влияют на выработку стероидных гормонов, половых гормонов, гормонов коры надпочечников. Просто нужна мера. В культуре питания россиян, к сожалению, наблюдается большой перекос в сторону атерогенных продуктов, вызывающих атеросклероз, — сало, колбаса, пельмени со сливочным маслом, шашлыки из свинины… Такие продукты, конечно, следует ограничивать, а лучше полностью убирать из своего рациона.

— И всё это не пустые слова: увы, болезни сердца занимают первое место среди причин смертности в мире.
— Однозначно. В России и в целом в мире среди взрослого населения они занимают около 40-45%.

— Основная причина — неправильный образ жизни?
— Нет, это не совсем верно. Существуют так называемые факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Они подразделяются на модифицируемые и немодифицируемые. К первым относится то, на что мы можем повлиять – курение, высокое давление, лишний вес, в целом, образ жизни. А немодифицируемые – пол (мужчины чаще и раньше начинают страдать болезнями сердца) и отягощенная наследственность. С научной точки зрения нет таких исследований, которые могли бы утверждать, какой из этих факторов в большей степени влияет на заболеваемость. Но, по моим наблюдениям, в определении прогноза сердечно-сосудистых заболеваний 70-80% приходится на наследственность. Приведу грустный пример из моей практики – к нам на приём пришел 50-летний пациент. Его ничего не беспокоило, мотивация обращения состояла в том, что его отец в этом же возрасте внезапно умер. И пациент пришёл просто обследоваться. Понятно, что внезапная смерть чаще всего лежит в плоскости сердечно-сосудистых заболеваний. Во время обследования пациента в стволе коронарной артерии мы обнаружили крупную бляшку. Ему рекомендовали коронарное шунтирование, но пациент ушел от нас несколько неудовлетворенным, потому что его ничего не беспокоило, а тут речь зашла сразу об операции. Мужчина уехал к себе в Москву, а месяца через три мы узнали, что он умер во сне.

Очень часто человек приходит на приём, жалуется на давление и другие симптомы и при этом говорит, что его отец в таком-то возрасте заболел или у него случился инфаркт или инсульт. Это всегда настораживает. Важно к этому возрасту обследоваться, так как вероятность прийти к такому же результату очень велика. Но это ни в коем случае не значит, что нужно становиться фаталистом и просто ждать, ничего не предпринимая. Нередко приходят и сознательные пациенты, у которых за плечами ответственность в виде супруги, детей. И когда мы выявляем у них факторы риска, находим предвестников сосудистых заболеваний и назначаем лечение, пациенты, следуя рекомендациям врача, перешагивают роковой возраст и живут после этого десятилетия. Наследственность — это как бы предупреждение, сигнал о возможной опасности, и многое зависит от того, как человек реагирует на эту информацию. Если вести правильный образ жизни, вовремя обследоваться, то шансы на долгую здоровую жизнь достаточно велики.

— Игорь Анатольевич, Вы долгое время работали на скорой — и государственной, и частной. Расскажите, пожалуйста, в чем отличие одной от другой? Можно ли говорить о том, что стандарты для всех одинаковы?
— Стандарты, наверное, одинаковы, но, когда вы вызываете скорую помощь «Евромеда», к вам в любом случае приедет врач, а в государственной структуре есть как врачебные, так и фельдшерские бригады.

— Как пациенты попадают в стационар «Евромеда»?
— Вариантов много. Если мы говорим о хирургии, то пациентов по показаниям направляют наши врачи, которые ведут амбулаторный прием. Кроме того, для всех пациентов, желающих попасть к нам в стационар, в будние дни я веду бесплатный прием. В случае необходимости пациента в «Евромед» может привезти и наша служба скорой помощи.

— В чём особенность стационарного отделения «Евромеда»?
— У нас многопрофильный стационар. Мы можем привлечь врачей практически любых специальностей. В корпусе на Старозагородной Роще сконцентрировано самое лучшее за Уралом основное оборудование — аппараты для МСКТ, МРТ-исследований. Помимо этого, в «Евромеде» одна из крупнейших лабораторий. Пациенты имеют возможность пройти полный цикл лечения, в том числе реабилитацию — здесь же есть тренажёрный зал, зал лечебной физкультуры. То есть после операций, например, в области травматологии, инструктор составляет программы лечебной и аппаратной физкультуры, и человеку ещё в лежачем положении разрабатывают суставы.

В нашем стационаре комфортабельные палаты — с кондиционированием, душем. Также у нас довольно лояльная политика к посещениям больных — нет каких-то конкретных временных рамок.

— Возможно ли попасть в стационар по ОМС?
— В определенных случаях по квоте – можно.

— По каким заболеваниям люди могут получить квоту?
— Это онкология, травматология-ортопедия, флебология, сосудистая хирургия и многое другое.

— Поделитесь, пожалуйста, Вашими личными ноу-хау в области здорового образа жизни. Как отдыхаете, восстанавливаетесь?
— Считаю, что человек должен уделять больше внимания своему сну. Мы наблюдаем различные расстройства, связанные в первую очередь со стрессом, напряженным образом жизни. Стараюсь ложиться и вставать в одно и то же время — сплю с 11 часов вечера и до 6.30 утра. Семичасовой сон — общепризнанный минимум. Завел собаку, чтобы гулять в любую погоду и в любом настроении. Четвероногий друг — лучший мотиватор в таком деле (улыбается). Хожу в тренажёрный зал — помогает снимать стресс, умственное напряжение. Каждый человек, занимающийся умственным трудом или работающий с людьми, должен иметь возможность психологической разрядки.

 

* Стентирование коронарной артерии и др.

Лицензия Л041-00110-55/00573852 от 12 августа 2020 г.

Реклама
ООО МЦСМ «Евромед»
https://euromed-omsk.ru/

Комментарии



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

378212 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

386111 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

388306 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3899203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх