«Это раньше аденоиды удалялись ножом — сейчас применяется холодная плазма, радиоволновая хирургия, лазер...»

ЛОР-хирурги МЦСМ «Евромед» Константин Дорожкин и Лариса Пономаренко — о возможной причине плохого запаха изо рта, о проблеме многих мужчин средних лет, о том, насколько различается роль миндалин у детей и взрослых, и какие применяемые в России виды лечения на Западе считают пустой тратой денег налогоплательщиков.

368525 июня 2024
«Это раньше аденоиды удалялись ножом — сейчас применяется холодная плазма, радиоволновая хирургия, лазер...»

— Начну с острого вопроса, который недавно задавала вашим коллегам: удалять или не удалять? В советское время, кажется, было сложно найти ребёнка, у которого миндалины или аденоиды были не удалены. Сегодня подход вроде бы изменился: к хирургическим операциям прибегают не так часто. В каких случаях, по вашему мнению, это действительно нужно? Как сам человек может понять, что операция необходима?

Константин Дорожкин: На сегодняшний день тактика при гипертрофии аденоидов и хроническом тонзиллите примерно такая же, как и в советское время. Для операции есть ряд абсолютных показаний. Если симптоматика имеется, то нужно оперировать и не ждать негативных последствий.

Лариса Пономаренко: Мой основной жизненный принцип — не навреди, не причини вред самому себе и ближнему. Хирургия — это всегда очень ответственный шаг, и я считаю, что лучшая операция — это несделанная операция. Нужно использовать всевозможные консервативные варианты лечения, а уже если наши усилия не принесут результат, то использовать хирургию. К вопросу нужно подходить осознанно: советую выслушать мнения двух-трёх специалистов, прежде чем принимать решение, сама так же поступаю в отношении своих родственников.

Как уже справедливо отметил мой коллега, существуют определённые показания для удаления аденоидов и миндалин. Если речь идет о ребенке, то обычно мы стараемся сохранить орган, поскольку в детском возрасте миндалины и аденоиды играют роль иммунной защиты. У детей болезнь чаще всего имеет форму воспалительного процесса в результате хронической инфекции или аллергии, поэтому я в тандеме с инфекционистом, аллергологом сначала пытаюсь организовать консервативное лечение. И если уже после комплексного обследования и прохождения полноценного лечения симптоматика сохраняется, тогда прибегаем к хирургии. Если ребёнок глохнет, задыхается во сне, если рецидивируют отиты и синуситы, то, конечно, без хирургии не обойтись.

 

Со взрослыми ситуация несколько иная. По сути, тот же тонзиллит — заболевание достаточно простое. Все консервативные мероприятия (промывание, лечение «Тонзиллором» и др.) имеют исключительно временный эффект, полностью вылечить тонзиллит можно только хирургически. Функцию органа иммунитета нёбные миндалины несут до половозрелости, то есть до 18-20 лет. Дальше идёт обратное развитие, инволюция: ткань замещается соединительной, и миндалины уже не являются органом иммунитета. Если миндалины или аденоиды не беспокоят человека, то их никто не трогает. Но если есть постоянные жалобы, то они удаляются. Кстати, существуют и так называемые социальные показания для удаления. Если работа человека связана с людьми, а его беспокоит неприятный запах изо рта, то в этом случае тоже можно решить проблему, удалив миндалины или аденоиды.

Кстати, во многих странах обострение хронического тонзиллита лечится антибиотиками либо хирургическим путём. Никаких промываний, «Тонзиллора». Считается, что это пустая трата денег налогоплательщиков.

— По вашему опыту, насколько улучшается качество жизни людей после таких операций?

К.Д.: Практически все ЛОР-операции — это операции, направленные на улучшение качества жизни. Разумеется, люди обычно сразу чувствуют себя гораздо лучше.

— Ещё одна страшилка из советского прошлого. Удаление миндалин и аденоидов проводилось иногда едва ли не «на живую». Единственной радостью для детей было мороженое после операции. Какая ситуация на сегодня: больно это или нет?

К.Д.: Тенденция последних лет однозначна: пациент не должен «присутствовать» на своей операции. Поэтому подавляющее большинство хирургических вмешательств проводятся под общей анестезией, пациент не чувствует боли.

Л.П.: Да, сейчас при любой хирургической манипуляции должно быть соответствующее анестезиологическое пособие. Человеку не должно быть больно. Небольшие манипуляции проводятся под местной анестезией, а в случае оперативных вмешательств применяется наркоз.

— Какие вообще ЛОР-патологии эффективно лечатся хирургическим путем? Есть ли такие показания, например, при тугоухости?

К.Д.: Большинство хронических заболеваний ЛОР-органов лечится только хирургическим путем: искривления носовой перегородки, отосклероз (прим.: разрастание костной ткани внутри уха), хронический гнойный средний отит... При тугоухости, вызванной отосклерозом, лечение хирургическое и практически на 100% эффективное.

— Сколько времени в среднем занимают операции, которые вы проводите? Требуется для этого госпитализация, на сколько дней? Какие условия для пациентов в стационаре «Евромеда»?

К.Д.: При каждом заболевании могут быть нюансы, которые удлиняют операцию. Мои временные рамки: аденотомия длится до 10 минут, тонзиллэктомия — до 30 минут, септопластика (прим.: устранение искривления носовой перегородки) — до 30 минут, полисинусотомия — до 2-х часов, гайморотомия — до 20 минут, увулопалатопластика — до 1 часа.

Л.П.: У нас функционирует стационар. Там есть палаты интенсивной терапии, где круглосуточно дежурят анестезиолог, хирург. Сроки госпитализации зависят от патологии. В случае минимальной хирургии, например, после удаления аденоидов, ребёнок день находится под наблюдением, и, если нет осложнений, отпускается домой. Если это более масштабное вмешательство, например, после удаления миндалин или операции на носовой перегородке, пазухах носа, то пациента оставляем на сутки-двое с соответствующим лечением. Мы находимся на связи с пациентом или родителями круглосуточно.

— Какие еще есть плюсы лечения заболеваний ЛОР-органов в «Евромеде»?

К.Д.: Плюсов много. Во-первых, материальная база: новейшее оборудование, инструменты. На сегодняшний день в клинике есть всё основное оборудование и инструментарий для ЛОР-хирургии.

Л.П.: У нас и непосредственно в кабинете врача есть эндоскопическое оборудование, мы можем тут же на консультации провести осмотр. Операционные оснащены и эндоскопическими стойками, а, как известно, эндоскопический подход — более щадящий, сохраняющий функцию органа, не несущий дополнительной травматизации. Не все лечебные учреждения города имеют достаточно диагностического и хирургического оборудования.

— Есть ли возможность лечения ЛОР-патологий в «Евромеде» по ОМС?

К.Д.: Да. Но, к сожалению, квот немного. На 2024 год было выделено 30 квот на оперативное лечение по ОМС. К настоящему моменту все они израсходованы. Сейчас можно записаться в лист ожидания.

— Вы занимаетесь и хирургическим лечением храпа. Расскажите, пожалуйста, насколько часто встречается эта патология, кому показан хирургический способ лечения, насколько он эффективен?

К.Д.: Это частая патология. Практически каждый второй мужчина средних лет храпит. Средние и тяжёлые формы синдрома обструктивного апноэ сна следует рассматривать как абсолютное показание к устранению хронической носовой обструкции, вызванной искривлением носовой перегородки, полипами или утолщением слизистой оболочки. Задача ЛОР-врача — хирургическая коррекция анатомических изменений верхних дыхательных путей, которые приводят к их обструкции. Операции высокоэффективны.

— У вас большой опыт работы по специальности. Расскажите, пожалуйста, что изменилось за это время (в способах лечения, в лекарственных препаратах, в течении болезней, в поведении пациентов)?

К.Д.: За 15 лет много нового внедрено в практику и успешно используется. Например, на сегодняшний день практически все операции проводятся с минимальным доступом — эндоскопически. Используем широкий спектр современного оборудования: радиоволны, холодную плазму.

Пациенты стали более грамотными, подготовленными к приёму врача. Интернет значительно улучшил медицинское просвещение людей.

Л.П.: Появились новые способы лечения и виды хирургических вмешательств. Совершенствуются инструменты. Если раньше аденоиды удалялись механически ножом, то сейчас применяется холодная плазма, радиоволновая хирургия, лазер. В терапии появляются новые эффективные лекарства.

Из печальных тенденций можно отметить, что люди не становятся здоровее. С каждым годом растёт количество больных с аллергиями, частыми респираторными заболеваниями. А это фон, который располагает к частым болезням, хроническое воспаление приводит к дисбалансу иммунной системы.

— Какова лучшая профилактика ЛОР-заболеваний?

Л.П.: Как бы это банально ни звучало — здоровый образ жизни. Это сбалансированное питание, к которому нужно приучать детей с детства: сначала белок, клетчатка, а потом уже сладости и мороженое, тогда будут вырабатываться антитела. Если ребёнок ест один хлебушек с мороженым, то здоровью просто неоткуда взяться. Это физическая активность и у детей, и у взрослых. Детей нужно отдавать в спорт обязательно! Если ребёнок постоянно сопливит, то ему лучше выбирать зимние виды спорта: лыжи, коньки, чтобы закаливался. Это приём витаминов. С возрастом нужно следить за состоянием эндокринных органов: щитовидной железы, надпочечников. Здоровье органов зависит от общего здоровья тела.

Помимо этого, есть препараты, которые помогают в определённой ситуации, они очень хорошо работают у часто болеющих детей, когда, допустим, санирован очаг инфекции. То есть бились-бились, нет толку от лечения, удалили аденоиды – и применяем антибактериальные лизаты, которые помогают выработке местного иммунитета. Есть барьерная профилактика: сезонные туалеты носа.

И здоровые дети — это, прежде всего, здоровые родители. Если в семье правильный уклад жизни, отсутствует пассивное курение, у ребёнка тоже сформируются здоровые привычки. А если родители с сахарным диабетом, с ожирением, то ничего удивительного, что получаем болеющих детей.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем пути в медицину, профессиональном опыте.

К.Д.: Мой путь в медицину был непростым. После школы мечтал стать профессиональным спортсменом, даже отучился два года в академии физической культуры и спорта. Но судьба в итоге распорядилась иначе. Получил серьёзную травму позвоночника, и путь в спорт оказался закрыт. Долгое восстановление после тяжёлой операции дало мне время и почву для размышления. И вот в 2000 году я стал студентом первого курса Омской медицинской академии. За время учебы хотел быть травматологом, потом урологом, затем хирургом. А в итоге стал ЛОР-врачом. Моей альма-матер в профессии стало ЛОР-отделение окружной клинической больницы города Ханты-Мансийска, куда я приехал работать после окончания ординатуры в 2009 году. Все мои навыки и умения оттачивались там под руководством замечательных врачей, наставников в профессии – Владимира Николаевича Березкина, Алексея Анатольевича Пилипенко и Николая Александровича Беляшина. Я, как и все врачи, конечно, учусь и дальше, постоянно посещаю мастер-классы, конференции — без этого никак. Застой в профессии врача недопустим.

Л.П.: Моя мама ЛОР-врач, и я пошла по её стопам. Специальность выбрала осознанно ещё в школе. После окончания института около трёх лет проработала в детской поликлинике, а затем ушла в Областную клиническую больницу в детское ЛОР-отделение и там проработала 23 года. В «Евромед» пришла в 2014 году.

— Что помогает вам быть в тонусе, заряжает энергией?

К.Д.: Спорт и правильное питание помогло мне прийти в форму в студенческие годы, похудел тогда на 30 кг! Теперь без спорта никуда. Два-три раза в неделю тренажёрный зал – обязательный элемент моей жизни. Спорт даёт мне возможность расслабиться, «отпустить» негативные мысли. Ведь работа хирурга не из простых. Много пациентов, много операций, и за каждого человека ты несёшь ответственность.

Л.П.: Мне очень нравятся поездки в санатории, на природу.

 

Получить подробную информацию об услугах «Евромеда» и записаться на прием к врачам-оториноларингологам можно по тел. 331-400.

 

ООО МЦСМ «Евромед»
https://euromed-omsk.ru
Реклама

Лицензия Л041-00110-55/00573852 от 12 августа 2020 г.

Коды по номенклатуре медицинских услуг, указанных в данной статье, обозначены в прейскуранте на официальном сайте ООО «МЦСМ «Евромед».

 

Комментарии



























Блог-пост

Сергей Тимофеев

— Врач-сексолог

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1182527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1542112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2621106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

858312 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх