Бутман сыграл для омичей мировой джаз

Выступление Московского джазового оркестра – всегда событие, потому что его руководитель Игорь Бутман – главный джазмен РФ. 23 октября, за четыре дня до своего 63-летия, музыкант дал юбилейный концерт в городе на Иртыше.

328125 октября 2024
Бутман сыграл для омичей мировой джаз

Объявление «Все билеты проданы» много дней украшало сайт Омской филармонии с афишей выступления самого медийного отечественного джазмена. Ленинградский москвич с американским прошлым, отец трёх сыновей, не так давно в четвёртый раз связавший себя узами Гименея с 31-летней журналисткой, любимый саксофонист Билла Клинтона и продюсер множества международных джазовых фестивалей, Игорь Михайлович Бутман играет в хоккей с президентом, уверенно держится на коньках и без устали пропагандирует джаз, который делает душу шире.

Он делил сцену с Патти Остином и Ди Ди Бриджуотером.
Он привозил в Москву всех джазовых авторитетов Америки.
В его послужном списке Чик Кориа, Гари Бертон, Луи Беллсон, Пэт Метини.

В его саксофоне бурлят нешуточные страсти, потому что «во-первых, российский джаз развивается на мощном фундаменте академического образования, а во-вторых, мы носим в себе переживания Достоевского и Льва Толстого».

Разменяв седьмой десяток, маэстро, как в «годы золотые», демонстрирует фирменный «экспрессивный напор» и недюжинную силу духа. В прямом и переносном смысле. Видимо, сказывается запас профессиональной прочности, приобретённый в бостонском Беркли-колледже.

Концерт в Омской филармонии обнаружил, что на Бутмана ходят не только матёрые «шестидесятники», впитавшие джаз с молоком матери, но и молодёжь. Среди поклонников творчества народного артиста РФ и члена «Единой России» были также замечены медийные персоны: чета Артёмовых, экс-министр спорта Крикорьянц с женой, первая скрипка Омска Геннадий Хабенский, профессор Валентина Бокая с супругом, экс-управляющая «Евромеда» Слава Шуголь, директор музея «Искусство Омска» Лариса Тимкова.

25 лет в джазе коллектив начал праздновать почти месяц назад, в Москве, а после отправился в большой тур по двадцати пяти городам России. Такой вот символизм.

Позади Тверь, Нижний Новгород, Ярославль, Тула, впереди – Барнаул, Магадан, Сахалин, Рио-де-Жанейро, Таиланд и Арабские Эмираты.

За четверть века Игорь Бутман объездил весь мир, недавно вместе с Юрием Башметом и Денисом Мацуевым выступил на Великой Китайской стене, так что и наш город, неустанно борющийся за звание культурной столицы России, - вполне себе логическая остановка на пути в солнечную Бразилию.

- Давно мы не были в Омске, - джазмен приветствовал зал, забитый по самый третий ряд балконов. – Рады были приехать. Двадцать пять лет – как один день. Для вас будут играть самые лучшие музыканты – лучше не найти. Я их искал-искал и нашёл!

- Григору Паносяну (представляет молодого трубача) всего девятнадцать лет, а у нашего пианиста и вокалиста мирового уровня Олега Аккуратова — день рождения.

Слепой от рождения музыкант с достоинством поднимается из-за инструмента и кланяется залу.

- Солистку вызывать не буду - она готовится, - и Игорь Михайлович жестами показал, как дамы наносят макияж, - а пока - «Французские связи».

И с первых же тактов все поняли: эти шестнадцать музыкантов на сцене сделают тысячу человек в зале чуть-чуть счастливее, потому что знают ответ на вопрос, почему люди так любят джаз.

Когда контрабасист Николай Затолочный заиграл «Интимную сторону блюза», как дважды два стало ясно: Дюк Эллингтон придумал эту композицию специально для него. А потом выяснилось, что и Куинси Джонс в 1959 (!) году написал свою «породистую» балладу «Полуночное солнце никогда не садится» специально для Московского джазового оркестра и альт-саксофона Ильи Морозова.

Пронзительная, чувственная музыка в аранжировке Николая Левинского моментально растопила сердца даже самых суровых поклонников хладнокровных импровизаций. А иначе и быть не могло, ведь по словам самого Игоря Бутмана, у русских музыкантов больше страсти, больше техники, они более лиричные, и вообще играют на разрыв аорты.

Ну а дальше пошло-поехало как по накатанной. Игорь Михайлович с радостью сообщил омичам, что и композитор Андрей Петров написал песню о Москве не для фильма Данелии, а специально для певца Олега Аккуратова и альт-саксофона Антона Чекурова. Во время исполнения руководитель джаз-бэнда успевал не только подпевать: «А я иду, шагаю по Москве», пританцовывать, но и выдувать в саксофон такие умопомрачительные рулады, что оркестровая молодёжь в восхищении качала головами. А что вы, собственно, хотите от музыканта, для которого идеальный джем-сейшен – это когда на барабанах Тони Уильямс, на контрабасе Эдди Гомес, на рояле Херби Хэнкок, на трубе Майлз Дэвис, а на саксофоне – он сам?!

В связи с композицией Мишеля Леграна, которую маэстро назвал «Как сделать так, чтобы музыка не переставала звучать», были сказаны слова благодарности спонсорам, которые помогли отправить жителей двадцати пяти городов страны в грандиозное музыкальное путешествие по всему миру. - Нас и государство, конечно, поддерживает, - не забыл присовокупить джазмен, - и правительство поддерживает со страшной силой…

С появлением на сцене вокалистки Фантини в Концертном зале взошло второе солнце. Мужская половина приосанилась, дамы слегка напряглись. Талисман оркестра, дитя русского и доминиканки, бухгалтер по профессии и московская Уитни Хьюстон по призванию, сорокалетняя Фантини Мария Притула была великолепна со своей «Девушкой в рояле».

В золотом платье в пол и сверкающих лодочках на шпильках она пела на испанском сначала про блестящие шёлковые шнурки, а потом про танец в стиле болеро. Причём, по словам её шефа, стихи ко второй песне Фантини сочинила на испанском сама, а Хосе Антонио Родригез, министр культуры Доминиканской Республики, - тоже на испанском! - сочинил музыку. Правда после этого сразу ушёл в шоу-бизнес.

«Их» песню №1 Чика Кориа «Всё от меня для тебя» джазмен презентовал словами нашей песни №1 - «Всё, что есть у меня» Вячеслава Добрынина. И с удовольствием процитировал:

Всё, что есть у меня,
Всё, в чём радость каждого дня,
Всё, о чём тревоги и мечты -
Это всё, это всё ты!

Эффектная Фантини танцевала так, что первые ряды вновь могли насладиться не только умопомрачительной игрой на саксофоне, но и вокалом Игоря Михайловича. К чёрту хладнокровные импровизации, в настоящем джазе должна бурлить настоящая русская страсть!

Вишенкой на джазовом торте стало соло барабанщика. Эдуард Зизак — единственный музыкант, не считая самого Бутмана, который работает в оркестре со дня его основания. Это главная ударная сила коллектива, солист, возле которого можно ставить отдельную камеру и это будет захватывающее кино. Его ритмичная барабанная дробь выводит из комы, повышает гемоглобин, снижает подскочившее давление и помогает выбраться из ментального тупика. Профессионал, вооружённый двумя барабанными палочками, непобедим и прекрасен.

Второе отделение продолжили в столь же бодром ключе. Для «разминки» – джазовым прочтением русской народной песни «Ходила младёшенька по борочку» в аранжировке всё того же легендарного Николая Левинского. Бутман объявил песню на свой лад: «Молодая красавица, вот ты и пришла» и взялся за кларнет, из которого с таким же блеском, как и из саксофона, извлекались и красочные гармонии, и полиритмический рисунок, и свинговые ритмы. Восторженному залу оставалось только прищёлкивать пальцами и притопывать в такт ногой.

Во время исполнения ещё одной «русской народной песни» под названием «Ностальгия» стало совершенно очевидно: музыканты-виртуозы под предводительством Игоря Бутмана умеют извлекать из своих инструментов не только звук, но и массу удовольствия. Так что и последующая «нерусская народная песня «Сюита птичьего двора», в которой Олег Аккуратов продемонстрировал «русский джазовый рэп», была встречена бурными овациями и криками «браво».

Хрестоматийное «Oh, Lady Be Good» Джорджа Гершвина маэстро Бутман переименовал в понятное русскому уху «Леди бегут».

- Куда? – задал он вопрос и сам же на него ответил: - Туда, где хорошо, бегут. К нам бегут. И к нам бежит леди Фантина!

За песню «Чёрный кот» композитора Юрия Саульского упрекали в несерьёзности. Он даже рассказывал, что после её появления друзья спрашивали: «Юра, как ты мог? Ведь ты же серьёзный музыкант!» Но сейчас эта композиция есть в репертуаре почти всех российских джазовых вокалистов. И каждый раз зал встречает её на ура. Омск не исключение.

Про чёрного кота, которому чертовски не везёт, вместе со своим шефом вдохновенно пели и солисты: Олег Аккуратов и Фантини Мария Притула, и, по-моему, все музыканты. А отчаянный контрабасист в лёгкой ажитации даже спрыгнул с парапета, отчего многие слушатели ахнули: высота всё-таки нешуточная, а если б убился?!

Одним словом, жгли не по-детски. И даже без пяти минут шестидесятичетырёхлетний народный артист Игорь Бутман, заметно прихрамывавший в начале концерта, в самом его финале отплясывал так, что настоящий пир духа омским любителям джаза был обеспечен.

С таким пионерским задором вполне реально ещё через двадцать пять лет отправиться в гастрольный тур, но уже по пятидесяти городам мира.

 

Автор:Оксана Дубонос

Фото:предоставлено пресс-службой Омской филармонии

Теги:концертджазИгорь БутманФантине Мария ПритулаОлег Аккуратов

Комментарии


























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

54018 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

85803 июня 2025
В гармонии с филармонией

Светские хроники

В гармонии с филармонией

Чем только не блеснёшь, когда тебе 85! Омская филармония два дня гуляла круглую дату. С удалью, ширью и шиком. Минувшим воскресным вечером на крыльце Концертного зала спрашивали «лишний билетик», но билетов не было нигде и ни на когда.

212927 мая 2025
«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Здоровье

«Все началось с дворовых соревнований, а завершилось мировым рекордом»

Алексей Рябокляч — чемпион России и Европы по подтягиваниям, а также организатор спортивных мероприятий в «Омской Корпоративной Футбольной Лиге», поделился с «ВОмске» личным «рецептом» от стресса и объяснил, почему важно выделять неделю в году для отдыха от тренировок.

205923 мая 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх