Последние герои последнего Горсовета
Отставка мэра Двораковского, выстраданная программа приватизации, ярость федерального куратора и еще пара наблюдений с итогового заседания Омского городского совета.
2333420 июля 2017
…К утру страсти улеглись. Все уже сказано, более того – все уже сделано. Вчерашнее многочасовое заседание городской Думы стало прекрасной иллюстрацией того, как пилят, давят, режут – и речь не о кухне и не о столярной мастерской, а о власти. Никакого «бизнеса» – только личное: заседание через призму субъективных наблюдений.
1С первых своих слов в самом начале заседания – когда Вячеслав Викторович внезапно произнес слово «отставка», пообещав в лучших традициях остросюжетной драмы сообщить подробности позже, и до финальной точки, когда депутаты после часового мытарства эту отставку, наконец, приняли, Вячеслав Двораковский ни на секунду не менялся в лице. Сидел недвижим, держал бесстрастное выражение до последнего, как маску, свою роль довел до конца блестяще. Ни единый мускул его не дрогнул, когда предчувствуя скорый финал, к нему все ближе подбирались фотографы, чтобы запечатлеть крупным планом лик все-еще-градоначальника. Легкая, мимолетная полуулыбка – даже, скорее, намек на нее – тронула губы мэра лишь тогда, когда в конце заседания все дружно поднялись и вытянулись по стойке «смирно» под гимн Омска. В серых глазах на мгновение отразился проблеск драгоценной и – воистину – долгожданной свободы.
…Зато какая откровенная ярость отразилась на лицах представителей президента – Сергея Лицкевича и прибывшего из столицы сотрудника Аппарата. Никто не знал толком, кто этот прячущий глаза товарищ рядом с Лицкевичем, зато все разглядели в них гром и молнии, когда все пошло не по сценарию, депутаты начали бузить и не приняли «на ура» отставку Двораковского, затянув шоу на целый час.
Главная причина – заявление, которое было подано не так, не тогда и не туда. Юрий Федотов, как уже известно, потребовал объявить перерыв, собрать комитет по регламенту, проголосовать там за то, чтобы принять заявление Двораковского к рассмотрению, и лишь потом голосовать на «пленарке».
Между тем, с самого утра все не было однозначно. Гадали на кофейной гуще – и в коридорах Горсовета, и в чатах… Телефон накалился. «Отставки не будет» – утверждал один знаток местных реалий. «Накануне выборов в ГС эта отставка никому не нужна», – вторил ему другой. «Федералы и область давят на мэра. Если не примем отставку, получим жесткий шлепок», – молча набивал в телефоне один из депутатов, сидящих в зале. «Отдел по региональной политике в администрации президента объективно слабый, все приказы там отдаются в императиве. Отставка – и можно рулить раскладом на выборах без оглядки на команду уже бывшего мэра», – рассуждал другой. Даже приближенные мэра не знали, чем закончится итоговое заседание. Растерянность, неуверенность, тягостное ожидание – на лицах не читалось ничего более.
О демарше мэра депутаты знали с самого утра, и готовились противостоять – на всякий политически выгодный случай. Господа из «ЕР», посовещавшись, решили не отпускать мэра. Когда их замысел был разгадан, Лицкевич на пару с федералом, по слухам, дал коллегам такого морального «леща», что те устыдились и согласились. Коммунисты в пику голосовали всей фракцией против, но это не помогло: за отставку мэра на кнопки нажали 19 депутатов. С сегодняшнего дня и до избрания нового руководителя города исполняющим обязанности мэра будет первый зам градоначальника Сергей Фролов.
Дополнительную остроту ожиданию придавало то, что повестка заседания была огромной и разнообразной, а вопросы действительно важными. Так, «между делом» (если считать делом отставку мэра) обсудили цифры городского бюджета на 2017 год, земельный налог и налог на имущество физических лиц, приняли, наконец изменения в программу приватизации, многострадальные и вечно «гуляющие» то с пленарного заседания на комитет, то обратно.
Договорившись о том, что они будут-таки продавать помещения ПАТП-1 и троллейбусное депо на Ватутина, депутаты занялись подсчетом чужих денег: тех самых многомиллионных премий сотрудникам мэрии, на размеры которых давеча «возбудилась» прокуратура. «Мне из-под полы показали, как рассчитывается зарплата технички в мэрии, – горячился депутат Александр Иванов. – Это я и сам могу посчитать. Мне вот другие сотрудники интересны!» Предложения звучали разные: от банального желания «прозрачности и цифр» до того, например, чтобы урезать премии до 50 процентов или выплачивать их раз в квартал. В результате не сошлись голосами и вопрос остался в комитете: в наследство следующему депутатскому созыву. Некоторые работящие депутаты хотели продлить сессию до сентября. Это, возможно, было выгодно тем, кто сидит в финансово-бюджетном комитете: наверняка сейчас нужно будет перераспределить средства, в том числе, и на День города, а ряд вопросов проще решать летом – с учетом низкой явки на заседания оппозиции, и общей предвыборной занятости. Как бы то ни было, большинство коллег-депутатов мечтало о каникулах, и за продление сессии не проголосовали. Заседание официально стало финальным.
Обстановка накалялась. Даже «культурные» вопросы – такие как установка памятника Кутилову в сквере 30-летия ВЛКСМ, обсуждали на повышенных тонах. «Зачем двигать его с Аллеи Литераторов? Давайте оставим на бульваре Мартынова», – провоцировал коллег на спор депутат Саяпин. «Алексей, ну что это такое!» – пожурила разбушевавшегося «единоросса» Галина Горст.
Кутилова оставили в покое – и в Центральном округе (также, к слову, единогласно согласились установить бюст маршалу Язову и премьер-министру царских времен Сергею Витте, а также мемориальную доску бывшему председателю омского Горисполкома, почетному гражданину города Юрию Глебову), но эмоционально это были лишь цветочки. Чем ближе к главному вопросу, тем больше кричали, шумели, хамили, угрожали, ерничали… Понадобится словарь, чтобы передать все оттенки эмоций, которые нынче вкладывали в свои речи депутаты. Напряжение росло. Чуть позже Горст попросят прекратить бардак, обвинят в нарушении регламента и еще во множестве грехов, депутаты перестанут держать себя в руках и начнется откровенная свара, эмоционально окрашенная, стилистически невыдержанная, бессмысленная и беспощадная…
Еще одним «камнем преткновения» стал вопрос о земельном налоге и кадастровой стоимости земли. Здесь активно и ожидаемо выступал Сергей Дроздов, предложил предоставить бизнесу отсрочку платежей за аренду земли по скандальному 108-му постановлению до 5–8 лет. «Из-за ваших чиновничьих войн два года не делалась нормальная оценка. Не было руководителя департамента. Таракановые войны закончились, и лишь тогда город начал делать оценку. Аренда бешеная, предприниматели судятся, питерская компания даже не выезжала на место...» По этому сложному вопросу депутаты решения не приняли.
В финале этого очень нервного заседания мэр выступил с речью, в которой прямым текстом обозначил, что принимал решение не без пристального «сочувствия» региональных и федеральных властей. «Они сами не знают, чего хочут», – как в том фильме. «Сначала была просьба остаться до выборов нового мэра и из нашей администрации, и из администрации президента, потом поступило требование подать в отставку до окончания срока полномочий», – заявил мэр. За трибуной в этот момент он выглядел свидетелем по какому-то очень важному, но затянувшемуся судебному делу.
– Вот мое заявление об отставке. Передаю заявление Горсовету, – наконец, сказал он.
Ну а дальше вы знаете…
После того, как депутаты худо ли бедно ли примут отставку мэра, будет что-то еще говорить Галина Горст: подводить итоги, благодарить и прощаться. Но все это прозвучит как если бы группа «Фабрика» выступала после трехчасового концерта «Депеш Мод». Попросит слова господин Лицкевич, уже спокойный, попеняет депутатам на то, что стыдно не поблагодарить человека, который уходит вместе с ними – уникальный, между прочим, случай для Омской области. «Мы вчера на собрании фракции эти слова и сказали, собственно», – заметит депутат Чираков. «И скажем еще», – добавит едва слышно Галина Горст. Депутатов еще ждет прощальный банкет в кафе по соседству...
Весь зал будет аплодировать уходящему мэру. И, несмотря на все оттенки отношений к нему, кажется, искренне: признавая, как минимум, то, что пришлось ему за эти годы непросто. Будет ощущение, словно завершена тяжелая многочасовая операция, из тех, когда сами хирурги изначально не уверены в исходе дела. Но, кажется, самый тяжелый камень свалится в этот момент все-таки с души Вячеслава Двораковского.
Пятый созыв Омского городского Совета завершил свою работу. Ему на смену придут новые протеже ведущих партий. Пока на роли на опустевшей сцене претендуют парламентарий, актриса, МЧС-ник и другие. Кто в реальности займет опустевшие кресла, увидим в сентябре.
Фото:Ирина Губарева, ВОмске
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 149 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 126 человек
Самое читаемое
Такого джазопада давно не помнят здешние места
128104 декабря 2024
Итоги недели с Екатериной Вахрушевой
117404 декабря 2024
Выбор редакции
— психолог
— попутчица
—
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии