Олег Шайтан: «Как от «Дайте!» и «Сделайте!» перейти к «Давайте сделаем»?

По итогам круглого стола «Деятельность компании «Газпром нефть» и устойчивое развитие Омской области», заместитель гендиректора по персоналу и организационному развитию Омского НПЗ Олег Шайтан рассказал «ВОмске», когда заводчане работают эффективнее всего, чем прославились омские КТОСы и на что могут рассчитывать омичи, решившие «сообразить на троих» проект.

357803 декабря 2017
Олег Шайтан: «Как от «Дайте!» и «Сделайте!» перейти к «Давайте сделаем»?

- Олег Борисович, в заседании круглого стола участвовали представители власти и общественники, известные спортсмены, представители школ и вузов, не увидели мы только, кажется, ваших коллег – промышленников, бизнесменов. Создается ощущение, причем, судя по вновь процитированному на мероприятии исследованию ЦСП «Платформа», что ваша компания в гордом одиночестве реализует свои социальные проекты. Вы пытаетесь как-то изменить это положение дел, подключить коллег, есть идеи, как это сделать?

- Приоритетной для нас является, конечно, реализация своих проектов и программ, но и над этой задачей думаем, пытаемся привлекать коллег – приглашаем на разные мероприятия, включаем в состав комиссии грантового конкурса. Но, наверное, понадобится не один и не два года такой демонстрации, прежде чем она сработает. Поэтому нам не помешает и помощь журналистского сообщества.

1

Конечно, рассказывать о нас, как о какой-то «Выставке достижений народного хозяйства» не имеет смысла – надо демонстрировать современные механизмы социального инвестирования. Ведь задача – не увеличить чужие бюджеты на благотворительность, а подвести коллег к наиболее эффективному подходу, то есть к философии социального инвестирования – осмысленной и системной. Хочется, чтобы предложения о поддержке той или иной инициативы звучали не как «Сделайте для нас что-нибудь, а мы этим будем пользоваться», а «Давайте сделаем».

- На круглом столе как раз прозвучало немало предложений-просьб именно по прежней, спонсорской схеме – в основном, от общественных организаций, немного от чиновников. А кто чаще всего выступает инициатором проектов, реализуемых в рамках вашей программы социальных инвестиций «Родные города» - власти, общественники или они чаще рождаются внутри самой компании?

- Инициатива исходит, конечно, в большей степени от общественности – общественных организаций, комитетов территориального самоуправления. Весьма активны государственные учреждения образования и здравоохранения. В этом году впервые на наш грантовый конкурс мы также стали принимать заявки просто от инициативных групп жителей численностью от трех человек.

- Включили таким образом в работу ту часть общества, которую отпугивала бюрократия, возня с бумажками?

- Да, но на самом деле это произошло гораздо раньше – когда пару лет назад мы вместе с институтом «Стрелка» запускали в Омске проектную лабораторию «Город своими руками». В ней выросло достаточно много активистов, готовых тратить свое время и силы на реализацию связанных с городом идей и проектов, но не видящих смысла в создании собственных общественных организаций для претворения в жизнь отдельных инициатив. Это и вправду достаточно трудоемкий процесс. При этом и сотрудничать с НКО или какой-то бюджетной организацией такие люди не всегда желают, так как в этом случае очень часто приходится играть по чужим правилам. В итоге перед активными, энергичными, инициативными горожанами в правилах нашего грантового конкурса стоял достаточно серьезный барьер, который мы сейчас сняли.

- И каковы итоги этого эксперимента с инициативными группами?

- Изначально считалось, что у проектов таких групп выше риск неудачи, поэтому гранты для них ограничивались 50 тысячами рублей. Однако наши опасения не оправдались, проекты «индивидуалов» по качеству проработанности, как правило, нисколько не уступали инициативам общественных организаций с финансированием вдвое-втрое больше. Поэтому принято решение развивать это направление, причем не только в Омской области, но и в других регионах.

- За годы реализации программы как-то меняется соотношение числа проектов по четырем основным направлениям – «Города для людей» (благоустройство), «Новые горизонты» (образование), «Месторождение побед» (спорт), «Культурный код», меняется ли, так скажем, структура спроса на социальные инвестиции?

- Спрос, наверное, коррелирует с результатами исследования «Платформы», о котором говорили на круглом столе: наиболее востребованы проекты в сферах благоустройства, спорта и здравоохранения. Хотя в последнее время, по крайней мере, в рамках грантового конкурса, есть еще одна тенденция: становится меньше проектов, направленных на поддержку социально незащищенных групп и больше образовательных программ – в нынешнем году еще и с экологическим уклоном, заданным проведением в стране Года экологии. В следующем году мы сами постараемся сформировать новый тренд, запустив в Омской области пилотный проект «Инженеры будущего», призванный стимулировать интерес школьников к науке и технике. Этим мы и поддерживаем общероссийскую направленность, заданную руководством страны, и работаем над удовлетворением потенциальных потребностей нашего предприятия в квалифицированных специалистах технического профиля.

- Акцент на образование, на будущее – это, конечно, прекрасно и правильно, но в ваших слайдах на круглом столе были цифры, что уже сейчас 90% проектов ориентированы на молодежь. А как же другие возрастные группы? К тому же, например, главной движущей силой КТОСов, упомянутых вами среди активных «инициаторов», являются не молодые люди, а вовсе наоборот.

- Ориентация на молодежь – наша осознанная позиция. Настроения молодых омичей особо позитивными сегодня назвать сложно, а выливаются они в отток самого перспективного слоя населения из региона, очевидные последствия которого – кадровый дефицит. Это серьезная проблема, которую надо решать. Но это вовсе не означает, что омичи других возрастов не могут пользоваться результатами проектов, ориентированных на молодежь. Например, на спортивных площадках, которые мы строим вместе с Александром Шлеменко, могут заниматься люди любого возраста.

Что касается омских КТОСов, то это действительно серьезная сила. Скажу вам больше: столько проектов, сколько в Омске, мы от КТОСов не получаем ни на какой другой территории. Их стержень – люди, много лет живущие в городских районах, которые знают все их проблемы. Но когда дело доходит до устранения этих проблем на практике, за старожилами идет именно молодежь. То есть, зрелые люди вкладывают в реализацию проектов опыт и организационные знания, молодые – энергию и креатив.

- Из почти полутора сотен реализованных в регионе проектов что лично вам запомнилось больше всего? Есть ли инициативы, которые могут выйти или уже вышли за рамки Омской области, подходят для тиражирования в других регионах?

- Интересных проектов достаточно много, практически в каждом есть какое-то зерно креатива, которое можно дальше развивать. Лично мне запомнились инициативы общественной организации «Кованая рать», которая уже не раз становилась грантополучателем наших конкурсов со своими историческими проектами.

По поводу проектов, шагнувших за пределы региона – уже упомянутая проектная лаборатория «Город своими руками». Спустя два-три года после запуска проекта в Омске, мы поняли, что лаборатория заметно повышает уровень общественной активности. Участники лаборатории нередко объединяются для реализации совместных проектов. «Город своими руками» уже второй год работает в Ханты-Мансийске и там так же как у нас стала настоящей школой городских активистов.

Еще один пример: партнерская схема, по которой мы вместе со школой «Шторм» Александра Шлеменко строим в Омске спортплощадки, успешно применяется еще в пяти регионах деятельности «Газпром нефти». Можно даже говорить о тиражировании комплексного подхода ОНПЗ к социальному инвестированию в целом – он системный, с внутренней системой оценки эффективности.

- С оценкой обычных инвестиций все более-менее понятно, а по каким критериям вы оцениваете инвестиции социальные?

- Точно не по количеству пришедших на мероприятия людей или числу лайков и комментариев в соцсетях. Вообще критерии, как и сами проекты, достаточно индивидуальны, но есть и общие показатели. Один из самых важных – устойчивость проекта. Например, совместно с Фондом поддержки творческих индустрий «Креативные практики» проводили исследования креативного потенциала городов Сибири. После того, как результаты этой работы были опубликованы, омские представители креативных индустрий, которые были упомянуты в исследовании, обратились в администрацию с просьбой выделить место для реализации проектов – так родилась омская АРТ-резиденция. Вообще, мы оцениваем, например, результаты грантовых проектов не сразу после выполнения всех запланированных работ, а на следующий год. 80% инициатив живут и дальше, продолжают развиваться – с привлечением дополнительных средств, грантов, или, как говорится, «на свои». Это и есть показатель устойчивости.

- Как часто работники ОНПЗ участвуют в социальных проектах?

- Думаю, достаточно сказать, что порядка 300 заводчан активно участвуют в программе корпоративного волонтерства. Более того, в компании «Газпром нефть» уже третий проводится свой волонтерский грантовый конкурс. В этом году на конкурс поступило 118 заявок, и за каждой такая же серьезная проработка, как на «большом» грантовом конкурсе, прописано все вплоть до схем взаимодействия с органами власти, общественными организациями. При этом волонтеры гораздо быстрее налаживают в рамках своих проектов социальные связи, а работают при его реализации с такой эффективностью, с какой, как мне иногда кажется, мы ни одну установку на заводе не строили. Шучу, конечно, но основному производству это в любом случае на пользу – на заводе люди, которые в одной волонтерской команде прошли «огонь и воду», совсем по-другому друг к другу относятся. Это и есть корпоративная культура согласия.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 141 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 119 человек



























Блог-пост

Светлана Дзюба

— Хозяйка Берлоги

Нателла Кисилевская

— журналистка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1689527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1917112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

3040106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

895512 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх