Почём опера для народа?
Новый проект омских служителей Мельпомены «4 сезона для оперы. Зима» заточен не только на лощёных ценителей высокого искусства.
Мир переживает оперный бум. Наш город тоже в тренде. Чай, не обсевок в поле. 7 декабря знаменитый La Scala открыл сезон «Андре Шенье» с Анной Нетребко в главной роли, а уже 10-го эстафетную палочку принял Омск. Под сводами «Сан-Паулу всея губернии» — музыкального театра — меломаны наслаждались оперными хитами в исполнении молодых и, несомненно, талантливых дарований.
Что ни говори, а омичи держат руку на пульсе. Ну, какая мы периферия? Мы — музыкальный пуп земли. Сибирской!
Заслуженная артистка России Татьяна Боброва подала оригинальную идею, директор театра Нелли Бут её горячо поддержала, дирижёры Юрий Соснин и Михаил Сербиенко вдохновили оркестр, труппа прониклась и засучила рукава.
Новый проект омских служителей Мельпомены «4 сезона для оперы. Зима» заточен не только на лощёных ценителей высокого искусства. Музыкальный коллаж из фрагментов русской и зарубежной оперной классики, а также балетные дивертисменты в исполнении ведущих солистов и артистов оказались вполне доступны и министру, и пенсионеру, и школьнику.
Если стоите, то сядьте, если сидите, то лягте. Моцарт, Россини, Глинка, Чайковский всего за триста рублей! В какой Вене, в каком Линкольн-центре за такие деньги можно услышать хор охотников из «Волшебного стрелка»:
А день угасает,
Костёр запылает,
И чаша гуляет
С янтарным вином.
И в конце, помните, эдаким колокольчиком, как перекатывающийся за щекой леденец: «Ля-ля, тра-ля-ля-ля-ля-ля!»
Где-то в глубине души я подозревала, что Омск — город большой музыкальной культуры. Но чтобы настолько! Количество желающих провести воскресный вечер в компании с Доницетти и Римским-Корсаковым потрясло. До сего момента я была уверена, что основной контингент музыкального театра — интеллигентные старушки — выпускницы Смольного и респектабельные пары за шестьдесят: он — в прюнелевом галстуке от Ermenegildo Zegna, она — в облаке старого доброго «Опиума».
Вечер 10 декабря взорвал, разнёс в клочья мои мещанско-обывательские представления. Потому что в оперу входила сплошь прогрессивная молодёжь. С рюкзачками за спиной, айфонами в руках и наушниками в ушах. Ария ли Сусанина была тому причиной, песня ли Варлаама из «Бориса Годунова», про то, каюсь, не спросила. Но омичи уверенно ступали в оперу. Шли целыми семьями: мамы и папы, дети и бабушки. Шли соседи по подъезду и дачному кооперативу, коллеги по работе и партнёры по бизнесу.
Министр культуры действующий (Юрий Трофимов) и бывший (Владимир Телевной), ныне исполняющий обязанности руководителя аппарата Заксобрания области, в едином порыве с народом прильнули к живительному источнику классики...
... и топ-менеджер ОГОНБ имени Пушкина Александр Ремизов. И директор «Арлекина» Станислав Дубков. И люди творческие — их было не меряно не считано.
Правильно кто-то сказал: хорошему человеку всегда не хватает оперы. Самые смелые театральные эксперименты сегодня ставятся в опере. Это самое модное и самое честное искусство: здесь невозможно спеть под фонограмму. К тому же оперный певец не просто поёт, мастерски владея голосом, он — драматический артист.
Опера — самое популярное искусство в мире. Кто бы знал про книжку Гюго «Король забавляется», если бы великий итальянец Верди не написал «Риголетто»? А стали бы вы зачитывать до дыр эту ни уму — ни сердцу «Даму с камелиями», когда б всё тот же неутомимый Джузеппе Фортунино Франческо Верди не сочинил «Травиату»?
Что может быть упоительней, чем зимний вечер в музыкальном театре?! Когда пушистый снег засыпает Красный Путь, и какие-то, по-видимому, лишённые музыкального слуха автолюбители уже затёрлись на перекрёстке у Сибзавода и готовы сорваться с гвоздя, ты — в таинственном полумраке слушаешь «Фауста» Гуно. Да—да, ту самую арию Маргариты: «Les grand seigneurs ont des airs si resolu,/ Avec cette douceur!», что звучала в исполнении непревзойдённой Сары Брайтман. И, чтоб вы знали, финальные ля второй октавы в омском варианте прозвучали ничуть не хуже, чем в хвалёном «Призраке оперы».
Когда можно позволить себе непозволительную роскошь — слушать любимые арии на языке оригинала и зрить бестелесных нимф, порхающих над сценой под звуки «Вальпургиевой ночи». Расслабься, ты — в опере, и пусть весь мир подождёт!
1А потом в антракте делиться впечатлениями с такими же, как ты, отравленными дивным ядом «Дон Жуана» и «Евгения Онегина».
«Ты посмотри, как распелся Вадик! Ай, молодец», — такую фамильярность в отношении Вадима Невзорова, блестяще исполнившего дуэт с Кариной Чемирзовой из «Лючии ди Ламмермур», мог себе позволить только заслуженный артист России, более полувека отдавший сцене.
Омская публика, в отличие от миланской, не избалована Сазерленд и Доминго. Она радушна, хорошо воспитана, лояльна, не жалеет аплодисментов и, не помня себя, кричит: «Браво!». Особенно стараются мужчины. Особенно, когда на сцене появляется заслуженная артистка РФ Ирина Трусова.
В первом отделении театрализованного концерта примадонна исполнила знаменитую каватину Нормы из одноимённой оперы мастера бельканто Беллини. Правда, меломан, пожелавший остаться инкогнито, назвал выбор певицы «рискованным»: «Норма» не для голоса уважаемой Ирины Борисовны. В этом произведении нужен тёплый, мягкий, объёмный звук, как у Марии Биешу или Марии Каллас. Каватина Нормы — это трепет крыльев за спиной, отрыв от бренной земли, свидание с ангелами. Я их, к сожалению, не увидел». Для остальных, менее искушённых в вокальных тонкостях, сработала магия имени.
Балет — вне всяких похвал. Анна Маркова и Андрей Матвиенко так выложились в па-де-де из «Жизели», что моя соседка не выдержала: «Я всегда в этом месте плачу навзрыд».
Кого-то порадовал хор: «Свежо и зрелищно», кого-то — ослепительные прелестницы в белом Наталья Емельянова и Иванна Цицей. Исполненная ими «Баркарола» — одно из красивейших мест в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Некоторые любители оперного искусства нашли, что дивы слегка придержали звук, и оттого их пение прозвучало несколько глухо.
Все хвалили обладательниц ярких меццо-сопрано Юлию Соловьёву и Ольгу Григорьевскую. Дуэт из оперы «Сказки Гофмана», в народе именуемый «Кукла», — невероятно сложный номер, «восхитительное недоразумение». Спеть такие колоратуры — это вам не баран чихнул. Но девушки справились с волнением и донесли образ до публики, за что заслужили аплодисменты, переходящие в бурные овации и крики «браво!»...
Посовещавшись с ценителями оперного пения, мы подсчитали, что в недалёком будущем у Омского музыкального театра есть все шансы стать приблизительно сто сорок третьим — сто сорок четвёртым оперным храмом планеты. Разумеется, после «Ла Скала», «Сан-Карло» и Большого. Театр переполняет энергия, на сцене — молодые, талантливые, красивые. Дело за малым — пригласить Бертмана.
Вот чем мы хуже бразильцев? Пусть Дмитрий Александрович и у нас «Леди Макбет Мценского уезда» поставит. А мы — в оперу!
Фото:Алексей Озеров, ВОмске
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
— омичка
— директор правового холдинга «Закон»
— Врач-сексолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии