Главная Общество Марк Гринберг: «Есть повод или впервые прочитать, или перечитать эту жизнеутверждающую книгу»
Марк Гринберг: «Есть повод или впервые прочитать, или перечитать эту жизнеутверждающую книгу»
Два года назад на Клубе читающих бизнесменов обсуждали книгу Виктора Франкла «Сказать жизни «Да!». Психолог в концлагере». «Сейчас она актуальна как никогда», – считают и спикер, психотерапевт Марк Гринберг, и хозяйка Клуба Евгения Климанова.
608913 апреля 2020
Мучительная лагерная повседневность против воли человека к жизни: тот редкий случай, когда книгу, которую обсуждали на встрече, прочли практически все присутствующие. Кто-то – в юности, кто-то перед заседанием, а кто-то перечитывал её несколько раз. И не потому, что она короткая. Потому что она страшная – не лубочным ужасом голливудских триллеров, а теми самыми эмоциями, описанными простыми человеческими словами, которые переживает человек в самые чёрные минуты своей жизни. Для автора же минуты растянулись в часы, дни и годы.
Если вы не читали Франкла и начнете искать описание книги, вы увидите фразы про «топ-10 величайших книг в мире» и «важнейшую книгу XX столетия». Австрийскому психологу выпала тяжелейшая доля: пройти через несколько концлагерей во время Второй мировой войны и потерять всю свою семью. Он описал свой собственный опыт выживания в концентрационном лагере, анализируя как психиатр своё состояние и состояние других заключённых – и изложил свой психотерапевтический метод нахождения смыслов во всех, даже самых страшных, проявлениях жизни.
1«Сказать жизни «Да!» - без полутонов мрачный и одновременно чрезвычайно светлый гимн человеку, который когда-либо существовал на земле. «Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно поколение, - пишет Франкл. – Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах». Впрочем, это не та книга, из которой стоит выбирать цитаты: она вся – одна большая и очень глубокая цитата.
Кто мог представить на Клубе читающих бизнесменов подобную книгу, как не практикующий врач-психотерапевт, психиатр Марк Гринберг? К тому же, как выяснилось, для него эта маленькая книга – во многом очень личная, и он обращается к ней уже третий раз. В 20 лет, признался нынешний спикер Клуба, она показалась ему скучной и неинтересной. Второй же раз Франкл попал ему в руки в трудной жизненной ситуации, итогом которой стала реанимация.
- Я не мог ходить и почти не мог говорить, но мог читать… И тут я понимаю: книга не про выживание, а про жизнь. Франкл построил свою концепцию в условиях жесточайших испытаний, когда у человека отнимают всё: родных, одежду, имя, волосы на теле. Когда у тебя отобрали всё, что остается? «Мне нечего ждать от жизни», - говорит себе человек. «А зачем этой жизни нужен ты? Зачем тебя нужно сохранять?», - спрашивает Франкл, переворачивая привычную витальную схему. Нужен ли ты кому-то, кроме самого себя? Переживания приобретают ценность, а страдания – особый смысл как часть жизни и процесса роста.
Книга Франкла входит в десятку наиболее востребованных книг в тюрьмах и лагерях, - рассказал Марк Гринберг. Он поделился продолжением личной истории: когда вышел из реанимации, ему предложили написать книжку для врачей. Стояло жесткое условие – на работу полтора месяца, не больше. «Я собирался отказаться: вдруг за короткий срок не успею сделать её качественной? Но благодаря Франклу всё состыковалось. Я дал себе разрешение – и сделал это».
Франкл работал с самоубийцами: сначала с благополучными венскими дамами, которых тяготили неудачи в отношениях, а потом с людьми, которые пытались уйти не из жизни, а от НЕжизни... «Смысл можешь найти только ты – и никто другой», - объясняет основатель логотерапии Франкл, который выжил в концлагере и прожил долгую и осмысленную жизнь длиной в 92 года.
- Зачем эта книга бизнесменам? – подытожил Марк Гринберг, памятуя, что перед ним участники тематического клуба. – Они могут задуматься: будет ли моя работа иметь смысл? Как я отношусь к своим сотрудникам, к людям, которые меня окружают? Что мотивирует их (да и меня) на эту работу: страх наказания, жажда денег или что-то иное?.. Из воли к смыслу вытекают два момента. Первый: покажи человеку, что он чуть более смел, целеустремлен, талантлив, чем он есть. Поверь в него. Может, он и не таков – но у него будет возможность таким стать. Второй – если ты боишься чего-то, то иди туда, в самое пекло и свой личный ад. Делай то, чего ты боишься. Это та самая парадоксальная интенция, которую Франкл придумал и успешно практиковал.
2- Почему я должна что-то жизни? – Евгения Климанова, хозяйка Клуба читающих бизнесменов, перехватила у спикера «эстафетную палочку» и положила старт дискуссии. – Не граничит ли это с тем, что я должна доказывать кому-то, что имею право на существование? Не та ли это ловушка, в которую нас загоняют с детства?
- Это не долг – это возможность, - объяснил Марк. – Как ты можешь вернуть миру то, чем ты себя наполнила за все эти годы? Сегодня принято жить по принципу «брать от жизни всё, наполняя её удовольствиями» - но если попробовать не брать, а отдавать? Ведь от этого можно получать не меньшее, а даже большее удовольствие.
- Есть ли закономерность, что люди, которые не осознали смысла своей жизни, «выключаются» из жизни мирозданием? – задал профессионалу вопрос Олег Мирошник («Биомедсервис»).
Марк ответил примером из своей практики: один из его клиентов благодаря друзьям-партнерам и нескольким подписям в документах в одночасье лишился бизнеса. У него остались десятки миллионов рублей, квартира, машина, семья – но человек был в глубочайшей депрессии, потому что считал бизнес смыслом своей жизни. У него отобрали то, с чем он сам себя олицетворял – и он буквально «стал никем».
- Наши поиски смыслов превратились в мучительный процесс, потому что человек целенаправленно пытался уйти из жизни. А если ты решил это сделать, то мир, добрый мир, всегда поможет: человек начинает болеть, спиваться и медленно умирает. Ты – это твоя способность творить, созидать. Ты – не твой бизнес, не твой продукт. Бизнес – не твоё «альтер эго», не портрет Дориана Грея, а зеркало, которое может разбиться. К слову, если ты думаешь, что ты нашел один смысл на всю жизнь, то ошибаешься. Ты будешь вынужден его находить всю жизнь: в разных обстоятельствах, окружении, времени… За последние годы я сам находил смыслы заново десяток раз.
Книга тронула собравшихся. Вслед за спикером своими историями начали делиться и участники Клуба. Бизнес-консультант Наталия Талисман, дочь узницы концлагеря, пересказала рассказ матери, как люди бросались на колючую проволоку под током, чтобы, как и писал Франкл, навсегда избавиться от ежедневной боли и страданий. Евгения Климанова поведала, что знает корпорации, где руководитель перед совещанием бросает на стол салфетки: мол, «щас будете все тут реветь. Утирайтесь!», а Ольга Чиркова («Сибирские партнеры») вспомнила, как два года проработала под подобным прессингом руководства и объяснила, что её мотивировало стремление стать хорошим юристом – «вот и терпела».
Константин Аверин («Теплолайв»), переехавший в Калининград, но заглянувший, будучи в Омске, на любимый «огонек», поинтересовался, можно ли решить вопросы смыслов жизни при помощи медицинских препаратов, которые порой прописывают пациентам психотерапевты.
- Нет. Это лишь химия, которая поможет на время не заморачиваться, – ответил Марк Гринберг. – Вопросы эти никуда не денутся и встанут в итоге в еще более остром виде. Почему мы выписываем препараты? Требовать танцевать танго от человека, у которого сломана нога, конечно, можно, но лучше подождать пока нога срастется…
3- На днях в Японии казнили основателя секты «Аум Синрике», - попросила слова Анна Тарасенко (7bits). – Смертникам не говорили, когда произойдет казнь – и это стало отдельным наказанием. Им создавали искусственную неопределенность и даже устраивали неоднократные фальшивые приготовления к казни. Узникам концлагеря всё это досталось ни за что, а сегодня с людьми, приговоренными к высшей мере наказания, это делают специально…
- У Франкла, что самое страшное, не было очевидного конца истории, - вступил в диалог Денис Кузнецов («Семейная стоматология»). - Никто из них там, в лагере, не осознавал, когда закончится пытка – и закончится ли она вообще. Когда есть цифра, которую тебе определили, с этим легче.
Недавно в Сколково провели опрос среди предпринимателей – чего они боятся больше всего? Страх попасть в места лишения свободы, как оказалось, весьма актуален.
- Что там, за забором? – спросил Кузнецов притихших участников встречи. - Ты там живешь – и за тебя все решили. Сложно представить, до какой степени ты сам себе не принадлежишь… У нас в Омске – очень жесткий режим. Это в основном касается времени. Ты хочешь почитать – а тебе надо куда-то идти. Порой это кажется маразмом. Пытался ли я найти смысл в происходящем? Да, думаешь об этом, но – надо понимать – тебя постоянно чем-то занимают. Времени нет иногда даже на то, чтобы подумать. То обыск, то проверка, то комиссия…
«Это не книга рецептов, но это книга возможностей», - подвели итог бизнес-читатели. Если вам плохо, трудно, больно, если у вас нет сил двигаться дальше, если вам кажется, что впереди ничего нет – откройте Франкла. И, может быть, ваш мир после этого изменится.
Вместо постскриптума. «Мне кажется, у многих из нас сейчас есть повод или впервые прочитать, или перечитать эту жизнеутверждающую книгу заново и по-новому», – говорит Марк Гринберг сегодня, в апреле 2020. Евгения Климанова полностью с ним согласна: «Надо снова взять эту книгу на обсуждение! Сейчас она актуальна как никогда!»
Клуб читающих бизнесменов в эти дни продолжает работать в онлайн-формате.
4
Фото:Клуб читающих бизнесменов
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
— депутат Государственной Думы
— омичка
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии