
Главная Блог-пост Юлия Купрейкина После Прощеного воскресенья. Почему для ритуала прощения понадобился в культуре специальный день?
После Прощеного воскресенья. Почему для ритуала прощения понадобился в культуре специальный день?
Сейчас, когда так много популярных статей по психологии о неприемлемых эмоциях, чувство обиды находится в числе запретных едва ли не в первых рядах.
264703 марта 2020
Мне, как психологу, доверяют самое интимное. Клиенты очень часто признаются в том, что обида — их верный спутник по жизни. Сейчас, когда так много популярных статей по психологии о неприемлемых эмоциях, чувство обиды находится в числе запретных едва ли не в первых рядах.
Однако, если эмоцию объявили «запрещённой», что это меняет? С обидой всё не так просто...
1Думаю, особо проницательные догадались о чём я. Обида — весьма тонкий инструмент управления другими людьми. Когда мы обижаемся, демонстрируем уязвимость, всегда назначается виновник за это наше переживание. Ведь обижаемся мы всегда на кого-то... Важно понять главное: обида возникает, если наши ожидания от другого человека не оправдались.
Обида включает в себя целую гамму переживаний: огорчение, гнев по отношению к обидчику, жалость к себе, разочарование.
Очень неприятный коктейль, согласитесь. Тем не менее, мы регулярно употребляем его.
Резонный вопрос — зачем?
Я вам подскажу. Не получая от партнёра то, что нам нужно, естественно злиться на него за это. Но открыто проявлять агрессию в нашем цивилизованном обществе не принято, поэтому мы, хорошо надрессированные социальные животные, изобрели очень удобную эмоцию — обиду. Внутри — пламя гнева, снаружи — уязвимость, требующая внимания соплеменников. Изображая состояние под названием «мне плохо», мы можем получить внимание и сочувствие. Но это же суррогат, а не истинное внимание и сочувствие. Поэтому этот суррогат и не способен утолить реальные потребности в принятии.
В чём эволюционное значение обиды?
Видимо, так мы сдерживаем внешнюю агрессию. Но превращаясь в агрессию завуалированную, это становится самой настоящей манипуляцией.
С одной стороны, обиженный считает, что имеет право обвинять, и потом — с барского плеча, прощать. Или казнить. Само по себе такое допущение предполагает снисходительное превосходство и желание доминировать. При этом игнорируется сам факт «обвинения» другого. Мне не кажется это гуманным и правильным. Почему нужно «прощать» того, кто в силу разных обстоятельств не соответствует нашим представлениям о том, как должнО быть. И почему приходит мысль о том, что кто-то обязан быть точной копией наших мечтаний? Если избавиться от ожиданий, то не придется проводить сложную мучительную духовную работу по прощению.
2Если обобщить сказанное, то я думаю, признание права других жить, как у них получается в тех обстоятельствах, в которых они оказались, вполне естественным. Несомненно, приятно чувствовать себя всемогущим монархом: вначале казнить, потом миловать, но мне кажется, что нет у нас таких привилегий — «обвинять» и «прощать».
Если вы считаете, что обида не включает автоматически обвинительный приговор, готова вступить с вами в пси-баттл!
Оригинал в Фейсбуке автора.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 38 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 183 человека
Самое читаемое
Выбор редакции
70300746433
Записи автора
Муки выбора идеального новогоднего подарка
30206 декабря 2025
24103 декабря 2025
21630 ноября 2025
Пара мифов о токсичности в отношениях
32228 ноября 2025
Тяжесть и лёгкость: кинематографический ракурс на тему ревности
25222 ноября 2025
Иллюзия уверенности: почему ревность не лечится самовнушением
23520 ноября 2025
Ревность: сигнал тревоги или признак любви?
51310 ноября 2025
Психологический иммунитет: как укрепить его осенью
83207 ноября 2025
— директор правового холдинга «Закон»
— журналист
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
































Комментарии