Безумный сердца разговор

Спектакль вахтанговцев воздушен и тонок, как рисунок Пушкина, лёгок и стремителен, как пушкинский почерк.

228302 июля 2018
Безумный сердца разговор

Пушкин определил жанр «Евгения Онегина» как роман в стихах. Спектакль Вахтанговского театра (Театр имени Евгения Вахтангова), которым в Омске открылся Театральный фестиваль АКАДЕМИЯ / International Theater Festival ACADEMIA, хочется назвать театральной поэмой. Он воздушен и тонок, как рисунок Пушкина, лёгок и стремителен, как пушкинский почерк.

«Сюжет "Евгения Онегина" принадлежит не Пушкину, а русскому читателю. Массовому сознанию, метатексту, обобщенному образу. Пушкину принадлежат — стихи», — считает наш современник Пётр Вайль.

1

Поэтому создатели спектакля, и прежде всего — художественный руководитель Вахтанговцев Римас Туминас, и не пытаются скрупулёзно воспроизводить известный любому зрителю сюжет.

Это не пересказ, а погружение в поэтику Пушкина. Через изысканный и сложный пластический рисунок, через игру с «обобщёнными образами». Чего только стоят «карикатуры всех гостей» на именинах Татьяны! Или в буквальном смысле разодранное на цитаты юными девами её письмо. А Людмила Максакова! Она — то няня, «старушка бедная», то муштрующая девиц дама-танцмейстер «блистательна, полувоздушна», осанка примы, безупречный французский... Тут вспоминается провозглашённое Блоком: «Весёлое имя: Пушкин».

Один из исполнителей роли Онегина — Сергей Маковецкий, рассказал на встрече со зрителями, что для него работа над ролью началась со строк

«Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу».

Кто читает и перечитывает письмо? Не сам ли Онегин, уже поживший и понявший, что он потерял?

В спектакле есть и другой Онегин — Виктор Добронравов. Это ему пишет влюблённая Татьяна. «Прямым Онегин Чильд-Гарольдом» является к ней: «Вы ко мне писали. Не отпирайтесь...». Но Онегин-Маковецкий останавливает отповедь: он сам произносит этот монолог, как бы вспоминая всё, когда-то сказанное. И в этом столько искреннего сожаления, на которое не способен мрачный «Чильд-Гарольд»!

Действие развивается одновременно в двух планах: в настоящем и в воспоминаниях героев. Поэтому и образы то сливаются (няня-танцмейстер), то множатся как Онегин, Ленский. Ведь тот, кто «вовремя созрел» — уже совсем другой человек, не тот, что «смолоду был молод».

Впрочем, настоящая героиня спектакля, конечно, Татьяна. У Ольги Лерман она порывиста и сдержанна одновременно. Когда, измученная неразделённым чувством, она засыпает, кажется, вот сейчас начнётся: «Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой...». Но сон Татьяны неожиданно решён без театрального гротеска: когда зритель ждёт, что вот-вот выйдет «большой взъерошенный медведь», на сцене появляется... Ирина Купченко и с глубокой простой читает известные строки. Быть может, это повзрослевшая Татьяна годы спустя вспоминает свой пророческий сон? Не случайно Ленский дарит ей на именины плюшевого медведя...

2

И после окончательного объяснения Татьяны с Онегиным мы оставляем её в объятиях огромного медведя: «Она бесчувственно-покорна, Не шевельнётся, не дохнёт».... Кружится в странном танце судьбы под пронзительную музыку Фаустаса Латенаса...

В этом полифоническом «Евгении Онегине» есть всё, кроме хрестоматийного глянца.

 

Оригинал в Фейсбуке автора.

 

Автор:Елена Петрова

Фото: сайтов excava.ru и vakhtangov.ru

Теги:театр им. ВахтанговатеатрРимас Туминас


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

28.10.2022

А вы за перенос «шара Бухгольца»?

Уже проголосовало 59 человек

09.08.2022

Вам нравится «Флора-2022»?

Уже проголосовало 167 человек


























Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Пушница — Александру Шлеменко: «Целый год, Саша, я не понимал, что моя жизнь изменилась…»

Ушел из жизни знаменитый спортсмен и прекрасный человек Александр Пушница. В связи с этим скорбным событием мы решили вновь опубликовать интервью, которое в рамках проекта «Интервью по цепочке» вышло на нашем сайте в 2021 году. Это последний большой разговор с Александром Михайловичем в СМИ.

9287428 января 2023

Стиль жизни

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Story

Омский симфонический порадовал Рахманинова, или Как спустя 126 лет омичи исправили ошибку петербуржцев

Смычки рвались, и дирижёрский помост ходил ходуном, и публика, накрытая лавиной звуков, в экстазе кричала всё, что и положено кричать в Концертном зале, — вот она, великая сила русской музыки! В минувшую пятницу Омский академический симфонический под управлением маэстро Дмитрия Васильева сделал ещё один решительный шаг навстречу юбилею Сергея Рахманинова.

169031 января 2023
Эксклюзив из 1995 года…

Откровенная история

Эксклюзив из 1995 года…

Андрей Третьяков. «Шесть дней и вечеров с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым. Театральный этюд в двух частях». 

212020 января 2023
Он был из плеяды Мастеров…

Story

Он был из плеяды Мастеров…

…5-го декабря 2022-го у него был бы юбилей…

А мне и по сей день трудно вспоминать невисокосный 2014-й. Тот год просто бил наотмашь своей «високосностью»… И в сентябре – ещё один зияющий пробел в корневой системе одного из лучших театров России: актёр Академического театра драмы, «Легенда Омской сцены», заслуженный артист России Юрий Васильевич Музыченко…

85-летию со дня рождения Юрия Музыченко /1937 - 2014/ я посвящаю этот материал…

881704 декабря 2022
«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Story

«Терапия» от Мацуева: Моцарт, Сен-Санс, Шостакович

Первый зимний вечер уходящего года Омск встречал с Денисом Мацуевым. В эпоху шока и тотального душевного опустошения музыкант не устаёт доказывать: настоящая музыка является лучшей терапией в любой точке на земле…

937803 декабря 2022

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх