Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

792516 ноября 2019
Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Во время шоу Омского государственного цирка «Белые медведи на льду» одна из 400-килограммовых «белоснежек» играет на арфе, другая поет, третья бросает дрессировщику мяч…Моя девочка», — слышат те, кто сидит на первом ряду: так ласково обращается Юлия Денисенко к каждой своей подопечной, которых вынянчила с младенчества. Умка, Мотя, Дора и Кнопа лишены торопливости и неуклюжести, элегантны и очаровательны. Зал смотрит на хищников, затаив дыхание. Кажется, что обитатели севера полны благодушия, но на самом деле это не так. Одиночки по природе, они с трудом переносят друг друга и регулярно норовят продемонстрировать характер. Дрессировщики Юлия Денисенко и ее супруг Юрий Хохлов — как живая стена: предотвращают ссору. Юлия мотивирует медведиц на следующий трюк, Юрий пристально наблюдает за подопечными: всегда на страже. «Гвоздь» омского ледового шоу — единственный в мире цирковой аттракцион с белыми медведями, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса. Но вот вопрос: что ждет этот жанр спустя десять лет?

1

— Юрий, обычно о медведях журналисты расспрашивают вашу супругу Юлию Денисенко. Мы же не будем менять тему, но сменим спикера — и заодно расспросим, как складывалась ваша цирковая карьера…

— Отец — профессиональный гонщик, в свое время вписывался в повороты на «Жигулях». Меня, девятилетнего, отдали на кольцевые гонки. Мы жили в Киеве. Как-то в гараже папа познакомился с цирковым артистом: слово за слово, меня привели на просмотр в цирковое училище. Зашел — и мне показалось, что я попал в мир звезд. Научился жонглировать: клубочками, картошкой… По больше части я самоучка. 17 лет оттарабанил, где только не выступал… В 90-е хотел завязать с цирком. Тогда работал с четверкой жонглеров, но номер группового жонгляжа уже исчерпал себя. Но после знакомства с Юлией, незадолго перед свадьбой, мы решили создать свой коллектив. И я вернулся в цирк.

— Как вы познакомились с Юлией?

— На гастролях в Кривом Роге меня попросили отдать ей передачку из рук в руки. Передал, заодно на кофе пригласил. Кофе начали пить в 1993 году, а через год уже пили шампанское на свадьбе. Она смеется, что женила меня на себе…. Признаюсь, никогда не стремился попасть в династийную историю. Было чувство, что еще на подходе застрелят! Династия — это всегда очень ревностное отношение к «пришельцам», как в клане.

— Как складывались ваши отношения с отцом Юлии, потомственным артистом, знаменитым дрессировщиком, основателем аттракциона «Северное сияние»?

— Нелегко. Проверка на манеже была жестковатой. До этого я ассистировал за кулисами. Юля рожала старшую дочь, а мне Александр Николаевич велел выйти в манеж. Убрал всех людей. В манеже — пять медведей. «Поднимай!» — Поднял. Легко вошел, признаюсь. Не от того что уникальный какой-то. Но, наверное, как у нас говорят, не очень бздливый. Ребята боятся, контакт минимальный. А мне было стыдно бояться. Александр Николаевич — одиночка, как и медведи, с которыми работал долгие годы. Ему было комфортно одному, хотя мы не раз проводили время вместе и на рыбалке, и за столом… Но его это не особо интересовало. Он жил работой и домом. У меня и жена домашняя. Ее мама умерла, когда Юле исполнилось 14 лет. Изначально ее родители были воздушными гимнастами, акробатами, лишь потом, с возрастом, Александр Николаевич переключился на медведей. Начинал со смешанной группы: белые, бурые, гималайские. Потом оставил самых сложных «подопечных». В 2001 году, после инсульта в Китае, ушел из цирка. На роль будущей преемницы он давным-давно выбрал дочь, она начала репетировать в 1990-е, когда ей было 17 лет, в двадцать впервые вышла на манеж, и на сегодня — единственная в мире женщина, занимающаяся дрессурой белых медведей. Нынешнее поколение животных мы воспитывали уже вместе.

2

— Ваши четыре медведицы — последние в мире белые медведи, вывезенные из Арктики для выступлений в цирке. Это так — и почему?

— Когда-то дрессура белых медведей была амбициозным государственным делом. И в советские времена, и позже, на рубеже веков, выделялись квоты, на север снаряжались экспедиции при участии ученых. Отлову подлежали только медвежата-сироты: из-за таяния льдов взрослые медведи преодолевают большие расстояния в поисках пищи. А любая травма в полярных условиях неминуемо ведет к гибели. Медвежата остаются без матери, что также означает смерть. Сегодня таких «сирот» все больше. Квоты, принятые еще в Советском Союзе, допускали отлов десяти медвежат в год. Но активность зоозащитников привела к мораторию на отлов медвежат. В России процесс во многом прекращен еще и потому, что государство перестало выделять деньги на дорогостоящие экспедиции. Последняя состоялась в 2000 году и подарила нам Умку, Кнопу, Мотю и Дору. Это последние белые медведи, попавшие в цирк.

— Что же дальше?

— На этом история останавливается. Мы под полным запретом. Жанр дрессуры белых медведей постепенно умирает. Отлов брошенных медвежат прекращен, стоимость белого медвежонка, рожденного в неволе, приближается к миллиону долларов. Ни один из цирков не может позволить себе приобрести, а потом содержать требовательных в уходе белых медведей. Но даже если деньги найдутся, специалистов, готовых посвятить жизнь дрессуре крупнейших хищников и обладающих нужными знаниями и навыками, почти не осталось во всем мире. При этом Китай для животных закрыли, Европа вся без животных — но с цирком фриков, которые голыми по сцене бегают… А ведь традиции закладывалось веками: цирк — это клоуны и животные, цирк для детей, которые обожают и первых и вторых. Законно животное в природе не взять, да мы и не хотим. Ведь это лет на двадцать надо заходить «в ту же реку», любимую, но долгоиграющую. Мы уже не 18-летние, воспитание животных — огромный труд, а человеческие ресурсы тоже вырабатываются…Три года вы с ними бок о бок 24 часа в сутки. Раньше можно было — да и то никто не брал белых медведей. Как шутят дрессировщики: «Берем медведя — и батюшку рядом ставим, чтобы отпевал потом». Если законы позволят и все вернется на круги своя, государство разрешит — мы готовы помочь молодым дрессировщикам, которые готовы взяться за это. Но пока это все лишь история в сослагательном наклонении.

— Ваши дети, насколько известно, не продолжили семейную традицию?

— Нет. Мы с самого начала старались, чтобы обе наши дочери были далеки от цирка. В стороночку, в стороночку, девочки дорогие… Это со стороны красиво, а на деле — труд неимоверный. Старшая — политолог, окончила университет в Москве. Младшая — студентка РАНХиГС. Мы изначально решили уделить большое внимание их образованию, стремились, чтобы они получили его в одном городе, без переездов, гастролей, смены домов, школ, друзей…

— Сами вы активно гастролируете. Знаю, что зоозащитники к вам по-прежнему очень неравнодушны.

3

— Это мягко сказано! Еще в город не заехали, как уже пилят на запчасти! Из Англии звонят: «У вас медведи в железных масках!» Да вы нас вообще видели? Приезжайте, посмотрите, пообщаемся. Прокуратура проверяет, все проверяют, руки жмут. На каждый вольер — видеокамеры. У нас нет оружия, электрошокеров. Над нами все коллеги по цеху подтрунивают: у дрессировщика в ладони тонкий стек, продолжение руки, чтобы медведю удобнее было распознавать жесты при нашей работе на коньках. Что ты этой палочкой медведю сделаешь?Ничего. Проволочные намордники — чистой воды фикция. Пробовали делать их из кожи — вокруг лед, вода, кожа начинает дубеть, медведю жестко. Здесь — тонкий металлический тросик, который не сохнет. После представления медведи снимают их самостоятельно. По факту его все равно что нет: задача — чтобы рот широко не открывался, и медведи не огрызались друг на друга. Никакой защиты дрессировщикам они не обеспечивают. Соберутся нас рвать — встанут и пойдут. У белого медведя всегда в запасе удар сокрушительной силы, рост в два с лишним метра и вес в пять раз больше человеческого.

— Как сейчас распределяются ваши роли на манеже?

— Юля работает, я ее «спина», защита, чтобы наши мохнатые девушки чувствовали, что «папа» рядом. Юля многому научилась у отца, но ту подачу и стиль, которые видит зритель сегодня, нам порекомендовала выбрать одна очень известная француженка по имени Жанин, престижный импресарио. Она посоветовала убрать с манежа тумбы и прочий реквизит, который ранее использовался в аттракционе, чтобы было свободно. Сосредоточиться на общении, на трюках не по команде, а по желанию. К тому же наших животных вообще нельзя заставить что-либо сделать, все на добровольных началах. Каждый нынешний трюк, будь то «оркестр», «певец» или кульбитики — плод длительных наблюдений за каждой медведицей. Главное, что они нас не боятся. Дрессура белых медведей всегда считалась уникальной даже в видавшем виды цирковом мире. Готовить животных нужно долго и тщательно, но на выходе может показаться, что могут они все равно меньше бурых собратьев. Полярные хищники обладают особенной анатомией — от природы наделены мощнейшими передними лапами, но не используют задние, поэтому даже простая стойка — сложная, требующей длительной тренировки задача. Кроме того, девочки наши — с характером: им то подраться, то попроказничать. За ними нужен глаз да глаз. Понимают не только слова, но и правильно считывают взгляд. По своей природе они — одиночки, поэтому у
каждого — отдельный вольер. Кроме того, у них есть свой бассейн с прохладной водой и морской солью, в которой наши мишки обожают плескаться.

— Чем потчуете?

— 9 кг мяса и 3 кг рыбы в день — это история известная. Овощи, морковь, яблоки, в сезон девчонки любят арбузы. Мотя обожает мясо, а как она пьет рыбий жир!.. Грэмушка, выдающийся был медведь, страстно любил семечки. От старости ушел, в 25 лет — такова средняя продолжительность жизни белого медведя... Юля его защищала от всех, была для его была мамой, сестрой, подругой. Помню случай, когда на Юлю в клетке пошли медведи, а Грэм ее закрыл собой. Юлин папа был в шоке.

— Ваша работа не очень способствует расслаблению. Как отдыхаете?

— Активничаю. Велосипед, сноуборд. Дочек поставил. Борд с собой везде вожу. Ролики новые купил — дочка надо мной смеется: на старых никогда не падал, а тут как сглазили.

4

— Чем-нибудь вас все же можно напугать?

— Хотел как-то татуировку сделать. Ходил мимо салонов в Китае. Страшно было — катастрофа! Так и не зашел. А потом за ночь во Львове наколбасили кельтский узор… Пока делали, сломал точилку для ножей. Думаю, у меня тогда был кризис среднего возраста, надо было поломать не только точилку, сколько себя, пока не переросло во что-то большее. Такой вот эксперимент. Удачный. Да и узор симпатичный получился.

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Сергей Барсуков

Теги:Омский цирк


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

10 апреля

Останется только Шариков?

Останется только Шариков?

67405 марта 2024

11 апреля

Здесь хочется большего

Здесь хочется большего

47807 февраля 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 94 человека

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 91 человек



























Блог-пост

Юлия Стрельская

— журналист

Юлия Купрейкина

— психолог

Лёля Тарасевич

— Психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Трубите джаз

Светские хроники

Трубите джаз

Предпоследним зимним вечером в Концертном зале давали музыкальный деликатес — оркестр имени Олега Лундстрема, джаз-бэнд девяностолетней выдержки. А девяносто лет – это уже не возраст, это эпоха…

2556101 марта 2024
Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

Story

Ломовцевы&Co. Когда и деловая, и семейная жизнь катят как по рельсам

В честь Года семьи «ВОмске» и общероссийская общественная организация малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» запускают рубрику о семейном бизнесе. Как совмещать маркетинг с «домашкой» и разделять семейный бюджет и корпоративный? Начнем выяснять с Денисом и Ольгой Ломовцевыми, открывшими недавно первую в Омске студию заботы о теле «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».

2983221 февраля 2024
Миротворец

Story

Миротворец

Как же после этого хочется жить, петь, и думать, и плакать, и улыбаться. И откуда-то с антресолей памяти достаёшь детство. И ощущение вечного лета и счастья, потому что картины художника Владимира Чупилко — добрые и домашние, как мамины булочки с изюмом.

4550218 января 2024
Джаз, да и только!

Story

Джаз, да и только!

Денис Мацуев – это золотая, неразменная монета, залог аншлага, гарантия прекрасного самочувствия вплоть до следующей зимы, ожидаемо всеобщее восхищение, ликование, упоение и долгие несмолкаемые стоячие аплодисменты.

2 декабря в Концертном зале прошёл заключительный концерт фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений», где бал правил джаз.

10032204 декабря 2023

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх