Всё из той же «Шинели»
29 апреля отмечался Международный день танца. Есть повод поговорить, пожалуй, о самом необычном спектакле в репертуаре Омского государственного музыкального театра – балете-фантазии «Шинель».
285030 апреля 2017
Как бы мы ни относились к «датским» постановкам в целом, нельзя не признать, что среди них случаются действительно удачные, а то и выдающиеся спектакли. Вот и в музыкальном театре к 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя в 2009 году были подготовлены две отличные постановки – мюзикл «Мёртвые души» на музыку А.Журбина и балет «Шинель» на музыку И.-С.Баха, Г.-Ф.Генделя, Д.Шостаковича и А.Шнитке.
«Шинель» в Омске поставила в то время ещё не известная у нас молодая питерская хореограф Надежда Калинина. Соединив старую добрую классику с современным танцем, Калинина представила на сцене хрестоматийную вещь в совершенно новом свете. Тогда хореограф впервые работала с омской труппой и – благодаря ли свежему взгляду, своей ли дерзкой молодости – сумела подобрать на роли неожиданных, но в итоге единственно возможных актёров.
1Акакий Башмачкин – тот самый «маленький человек», незавидная судьба которого оказалась под увеличительным стеклом русского гения. Гоголь рассказывает о нём поначалу снисходительно и будто свысока, но несчастья, преследующие героя, постепенно вызывают искреннее сочувствие к нему и у рассказчика, и у читателя. А в конце повесть достигает высот подлинной трагедии, как это часто бывает у Гоголя, сдобренной невесёлым «потусторонним» смехом.
Омскому танцовщику Сергею Флягину до «Шинели» не выпадало случая играть крупные драматические роли.
Классический балет не предполагает такого драматического накала, а современная хореография до «Шинели» на нашей сцене была представлена большей частью постановками эстрадного плана (пример – балет «Лабиринт» Олега Игнатьева). Только с приходом Надежды Калининой в музыкальном театре начинают ставиться спектакли, соединяющие техники академического танца с приёмами современной хореографии (контемпорари). Партии в балетах Калининой требуют недюжинной физической подготовки актёров и наличия артистизма, эмоциональности, чувственности, умения проживать на сцене целую жизнь.
К тому же молодая режиссёр оказалась очень требовательной: приходилось выполнять сложнейшие задумки Калининой, не просто подстраиваясь под новую хореографию, а буквально меняя своё тело, задействуя те группы мышц, которые не так интенсивно «работают» в классике.
Флягин, будучи примерно одного роста и физических кондиций с другими артистами балета, в роли Башмачкина как будто уменьшается в размерах. Его согбённая фигура всегда напряжена, по сцене он передвигается на цыпочках. Башмачкин боится окружающего мира, тот давит на него. И даже в лучшие минуты своего существования, пытаясь подняться, распрямиться, встать вровень с прочими, он получает новые удары судьбы, которые возвращают его в позу эмбриона.
Партнёры Флягина в этом спектакле – харизматичный Валентин Царьков, исполняющий роль портного Петровича, который справил Акакию Акакиевичу новую шинель, и Анна Маркова в роли Пера: рабочий инструмент мелкого чиновника становится его музой. Свободное Перо – противоположность забитого, всеми обижаемого Башмачкина и олицетворение его любви к своему скромному труду.
Ещё один мистический персонаж балета – Петербург. «Шинель» Н. В.Гоголя – одна из так называемых петербургских повестей писателя, и атмосфера города на Неве наполняет сцену то дневной суетой, то сумеречной тревогой.
С этой работой Омский музыкальный театр рискнул выдвинуться на VIII международный театральный форум «Золотой Витязь» в Москве, под председательством Николая Бурляева. Риск оказался оправдан: в номинации «Театр — большая форма» спектакль получил золотой диплом. Также диплома за лучшую мужскую роль удостоен исполнитель роли Башмачкина Сергей Флягин. Об уровне этой награды можно судить по тому, что вместе с Флягиным дипломы «Золотого Витязя» в тот год получили прославленный актёр Юрий Соломин и сербский артист Небойше Дугалич.
Свидетельница столичного триумфа журналистка Людмила Першина в своей статье о форуме вспомнила слова учёного и публициста Григория Потанина, когда-то назвавшего Омск городом Акакиев Акакиевичей: может быть, дух чиновничьего Омска столетней давности продолжает витать над городом, что и помогло омичам в работе над «Шинелью»?
Балет-фантазия поставлен так, что его хореография и образность понятны зрителям всех возрастов. На этот спектакль можно смело вести школьные классы, как часто бывало прежде: сценическая интерпретация русской классики обычно помогает нечитающим детям познакомиться с содержанием произведений, а некоторых подвигает на прочтение первоисточника. А любому взрослому напомнит: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
Потому мне немного печально наблюдать, как спектакль постепенно сходит со сцены: в зале всё меньше зрителей, «Шинель» реже появляется в афише театра.
Спешите: кто не видел нашей «Шинели» – не причастился неких важных таинств омской сцены.
Фото:предоставлены Еленой Флягиной
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 101 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 95 человек
Самое читаемое
«Потенциал есть, но нужно обелять рынок»
1081115 апреля 2024
Четыре строчки про главное. Про вопросы, на которые трудно ответить
102613 апреля 2024
Итоги недели с Олегом Золотовым
88915 апреля 2024
Выбор редакции
76629 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
139117 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1650129 февраля 2024
—
— омичка
— депутат Государственной Думы
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии