А мы все в белом стоим красивые…

«Вдох-выдох» в постановке Евгения Бабаша. Антипедагогика семьи и школы на сцене Лицейского театра.

92705 декабря 2017
А мы все в белом стоим красивые…

Пьеса Юлии Тупикиной «Вдох-выдох» получила приз на Волошинских чтениях в Коктебеле в 2015 году, а в 2016-м стала пьесой года «Кульминации» – нового драматургического конкурса, на который выдвигаются произведения, уже отмеченные различными жюри. В Лицейском театре её поставил Евгений Бабаш, задействовав в спектакле как профессиональных актёров, так и подростков-студийцев – в ролях их сверстников.

В курортном городке Черноморске живут мама Катя (Наталья Виташевская) с дочкой Машей (Маша Вьюшина). Переживающая, влюбчивая девочка, Маша остро реагирует на фальшь и несправедливость; она отдалилась от друзей и почти не выходит из дома, погрузившись в мир компьютерных игр. Усталая Катя чувствует себя матерью-героиней: с болезненной дочерью она, музыкант, переехала из Москвы в этот маленький городок у моря, отказавшись от творческой карьеры; растит Машу одна, обеспечивает как может. Несмотря на грубоватые подколки и мелкие взаимные претензии, у них тесный эмоциональный контакт. А главное – Катя всегда на стороне дочери в школьных конфликтах. Однако непростые отношения с одноклассниками (Миша Иванов, Кристина Орлова) и влюблённость в учителя (Евгений Трубкин) всё усложняют, и однажды буллинг, школьная травля, приводит к прямому насилию, преступлению против ребёнка.

Эталонное произведение, на десятилетия закрывшее в культурном и образовательном пространстве нашей страны тему подростковой травли, – гениальный фильм Ролана Быкова «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли – в пьесе Юлии Тупикиной присутствует непосредственно, без аллюзий и реминисценций – как индикатор возраста героев поколения «отцов». Фильм стал фактом биографии миллионов советских школьников: на «Чучело» водили всех поголовно – целыми классами, с непременным последующим обсуждением. Излечило ли это подростков от травли выбивавшихся из общего ряда одноклассников? Нет: искусство не лечит массы. Но к «Чучелу» как рецепту против школьных буллингов апеллируют по сей день.

В пьесе же Юлии Тупикиной нет ни поражения врагов, ни возвышения героев – только сухая прагматика нынешних школьно-семейных реалий. Проза современности, предпочитающей виртуальные контакты и новейшие технологии живому чувству, а большую сумму денег – моральному превосходству.

Режиссёр Евгений Бабаш использует технологии для заполнения сценического пространства – отдаёт должное свершившейся информационно-коммуникационной революции. Светящиеся панели «Вдох» – «Выдох», разрезающие сцену, – как вход и выход для каждой новой картины. Видеоблоги подростков – замена традиционным репликам в сторону, объясняющим происходящее. Темпоритм спектакля, в котором последовательно вместо смены декораций чередуются технологические приёмы, даёт возможность всем перевести дух.

Одновременно режиссёр играет с залом, провокативно вовлекая зрителей в свою постановку, закономерно полагая, что публика выберет сторону «умных и красивых». Фоном – назойливая попсовая композиция; на экране – любительские съёмки пляжного отдыха. И зрители охотно следуют заданному сценарию: смеются над видео, вызывающим неловкость за тех, кто в кадре. (А однажды, поверьте, из неглубокого этого зала крикнут: «Тагииииил!»)

Публика в спектакле – участник действия: на зрителей направлен свет в сцене родительского собрания – именно к ним обращается учитель, не знающий, как разобраться с проблемами в классе.

Ей, публике, с высоты присвоенной позиции морального арбитра понятен в целом мотив сближения взрослых персонажей этой истории: все вокруг какие-то не такие, по-английски никто не говорит, одни только мы – люди-дельфины, на виолончелях играем.

Осознаваемая инаковость — на грани чувства собственной исключительности — главных героев, оказавшихся среди «неправильных» людей в «неправильном» городе, не оставляет надежды на разрешение их внутренних проблем. Но сбежать отсюда – можно.

Когда Катя, героиня Натальи Виташевской, перестанет заедать свою нереализованность и примет решение изменить жизнь, она, наконец, сыграет на виолончели. Её неестественные, гротескные позы: напряжённое тело, вывернутые колени, судорожные пальцы – и монструозный, непропорциональный воображаемый инструмент, на котором она не то играет, не то борется с ним, – уже не мечта о музыке и возвращении к исполнительской карьере, а сама её изломанная, измученная душа.

…Но ты, конечно, беги, раз считаешь, что в той внутренней пустоте, которая не даёт тебе свободно дышать, виноваты этот город, отсутствие хорошей работы и лофтов, плохая экология и «не такие» люди.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

15.05.2018

Как вы относитесь к возможному повышению пенсионного возраста в России? По-вашему, это...

Уже проголосовало 102 человека

19.04.2018

В России ограничен доступ к Телеграму. Ваши действия?

Уже проголосовало 202 человека



Другие новости





Блог-пост

Нателла Кисилевская

— журналистка

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Алексей Платонов

— писатель, предприниматель

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Сергей Маврин: «Отношение к Сибири — это издержки колониальной политики»

Завкафедрой социальной педагогики и социальной работы Омского педуниверситета рассказал «ВОмске» о ситуации в своем вузе и в российском образовании в целом. 

571117 мая 2018

Кто самый активный депутат Заксобрания?

Сайт «ВОмске» вместе с читателями-избирателями строит первый рейтинг депутатов регионального парламента.

2761411 мая 2018

Стиль жизни

Игорь Ганичев: «Делаю баню для парения – от слова «парить», то есть «летать»

Уклад

Игорь Ганичев: «Делаю баню для парения – от слова «парить», то есть «летать»

Игорь строит уникальные бани, исповедует мягкость тепла, борется с феноменом «банной роскоши» и готов продвигать новый омский бренд — баню, после которой у тебя за спиной вырастают крылья.

806217 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Алексею Платонову…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Алексею Платонову…

…или десять выводов к 44 годам владельца сети мобильной электроники iZЮМ, автора книги «Прозрей - или мы вернем тебе деньги».

1324111 мая 2018
ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Саше Тимофеечеву…

Откровенная история

ПИСЬМО СЕБЕ, 17-летнему Саше Тимофеечеву…

…или тринадцать выводов к 51 году гендиректора компании «Альком».

1144207 мая 2018
Сергей Сорока: «Хотел бы быть незаметным вообще, но это не всегда получается»

Уклад

Сергей Сорока: «Хотел бы быть незаметным вообще, но это не всегда получается»

Известный омский предприниматель, общественный деятель, чемпион — о жизни, любви к родному городу и собственной теории «маленьких дел», способных преобразить большой мир.

1649525 апреля 2018

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Другие новости

Наверх