Интервью с бывшими. Сергей Летов

Почему знаменитого музыканта считают «своим» в Москве и в Питере, а в Томске и в Барнауле он выступает гораздо чаще, чем в Омске?

304005 февраля 2018
Интервью с бывшими. Сергей Летов

Рубрика «интервью с бывшими», в которой мы без правки публикуем ответы людей, «попытавшихся покинуть Омск», на одни и те же вопросы, позволяет посмотреть на город с разных сторон, с разных точек зрения, из разных времен... Предыдущие выпуски смотрите в разделе «Глобус Омска».

Сергей Летов на днях был в Омске с редким концертом, дал большое интервью «ВОмске», но мы решили, что много Летова в Омске не бывает, и попросили его «отработать» и в этой очень важной для нас рубрике.

— Сергей, где вы сейчас постоянно живете?

— С 1974 года постоянно живу в Московском регионе, то есть в Московской области и в самой Москве.

— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?

— В 1972 году я получил приглашение учиться в Новосибирском Академгородке, в физико-математической школе-интернате (ФМШ), где и обучался в 1972-1974. В 1974 поступил в Московский Институт Тонкой Химической Технологии им. М. В. Ломоносова и после его окончания стал работать во Всесоюзном Институте Авиационных Материалов в Москве. Вот с тех пор и живу в столице.

— Кто был инициатором «развода»: вы или город?

— Наверное, все-таки я. У меня были в детстве представления и мечты, связанные прежде всего с Новосибирском, его Академгородком. Но моим родителям, прежде всего матери, казалось, что я этим совершу большую ошибку. Они хотели, чтобы я совершил сознательный выбор. Поэтому после окончания девятого класса родители купили мне туристическую путевку и отправили в Ленинград на неделю - проездом через Москву. Эта туристическая поездка произвела на меня большое впечатление. Я купил в Москве книгу о художнике Ван-Гоге, в Ленинграде альбом Брейгеля в букинистическом. В Омске же с книгами было очень плохо. Книжники встречались на импровизированном нелегальном рынке "на стрелке" - в скверике напротив пединститута у моста через Омку. Цены там были заоблачные. Ну, например, томик Кафки стоил 80 рублей при средней советской зарплате в 100-150. Ну и с грампластинками классической музыки обстояло примерно так же (плохо даже по сравнению с Новосибирском). В итоге я выбрал Москву. Ну и в Питер я езжу очень часто. Я из редких москвичей, которых в Питере считают «своим».

ФМШ, Академгородок, 1973. Из архива Владимира Талапова

— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..

— Я окончил МИТХТ, занимался в ВИАМе защитными покрытиями на советском космическом челноке многократного использования «Буран», 15 авторских свидетельств на изобретения. Был удостоен звания Лучший молодой изобретатель-рационализатор города Москвы.

1

При этом начал любительски играть на саксофоне ещё в 1980. Вскоре эти мои занятия получили определённое признание: я выступал с группой «Аквариум» на первом фестивале ленинградского рок-клуба, выступал и записывался и даже снимался в кино с разными московскими и немосковскими рок-группами, среди них ДДТ, Центр, Алиса и многие многие другие. Актер А. Г. Филиппенко добился для меня тарификации, и я стал довольно много выступать с ним, в том числе и на ТВ. Научную работу пришлось оставить и полностью посвятить себя музыке, музыкальному театру.

Сергей Летов и Юрий Парфёнов в музее-театре «Булгаковский Дом». Фото Александра Забрина

С 1996 года я сотрудничаю с театром на Таганке. Спектакль с написанной мной музыкой «Марат и маркиз де Сад» в постановке Юрия Петровича Любимова стал самым успешным спектаклем театра на Таганке, гастролировал в США, Японии, Южной Корее, Гонконге, Италии, Венгрии, Хорватии, был показан на престижнейшем авиньонском фестивале. Вообще я довольно много работал с театрами как композитор и исполнитель музыки: Центр экспериментального театра в Риме, театр Saumarkt в Австрии, МХТ, театр Человек, Кинетический театр, театры Калягина и Васильева. Сейчас я работаю в Московском театре поэтов. Но театр для меня не главное поприще — я прежде всего считаю себя фри-джазовым саксофонистом, выступаю с концертными программами, в том числе за рубежом, нередко и с зарубежными партнёрами, всего вышло около 100 компакт-дисков, грампластинок, кассет, DVD.

Преподаю в Институте журналистики и литературного творчества. Создал и поддерживаю веб-сайт о московском концептуализме, представлять который меня приглашали в Японию, Австрию, Германию и Сербию. Веб-сайт многоязычен, в нем более 10 000 страниц на русском, английском, немецком и японском языках. Это мое хобби.

Московский театр поэтов

— По чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?

— В основном по местам. Мое детство прошло в центре города, на ул. Таубе. В первый класс я пошёл в школу 19, где учились когда-то Роберт Рождественский и Леонид Мартынов. Я люблю, приезжая в Омск, гулять вокруг - от Драмтеатра и ул. Ленина до берегов Иртыша и Оми. Мои родители учились в пед. и мед. институтах, а мы с бабушкой в 60-х гуляли вокруг, ожидая их. Омск был самым чистым и благоустроенным городом РСФСР, соперничал с Ленинградом. Я и дочерей своих привозил в Омск и показывал им достопримечательности.

— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.

— Я регулярно приезжаю в Омск, примерно по четыре-шесть раз в год. Навещаю отца.

— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?

— Не могу ответить на этот вопрос.

Егор Летов, Сабина Комарова, Сергей Летов...

— Поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?

— Мы одно время служили с актёром Чиндяйкиным в театре Школа Драматического искусства (театр Анатолия Васильева). Он омич. Аккомпаниатор Александра Филиппенко Юрий Векслер придумал название моему коллективу «Три"О"», он тоже омич. Омичей я нередко встречаю — в разных городах и странах. Одно время я даже исполнял пьесу «Омичка», написанную Николаем Рубановым, саксофонистом группы «АукцЫон».

Выступление группы «Три О»

— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?

— Отец мне предлагал много раз вернуться и жить в Омске. Но это означало бы, наверное, поставить крест на карьере музыканта-импровизатора. К сожалению, в нашей стране не так много городов, которые могли бы обеспечить работой музыканта такого узкого профиля, каким я являюсь. В стране пока три города, которые позволяют сложиться и существовать импровизационной музыкальной школе: Москва, Смоленск и Екатеринбург. Мой тур-менеджер обходит Омск стороной даже во время моих туров по Западной Сибири (не с кем вести переговоры о концертах неформатной музыки), хотя я очень прошу его включать Омск в эти турне. Поэтому я чаще выступаю в Томске или Барнауле.

— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.

— Мне как музыканту, не хватает хороших музыкальных продюсеров, администраторов, джазовых клубов. Город славится прежде всего театрами. С музыкой дело обстоит хуже. Не с музыкантами (помимо Егора Летова и «Гражданской Обороны» Омск прославился ещё группой 25/17), а именно с инфраструктурой.

Фото:из аккаунта Сергея Летова и его друзей в Фейсбуке

Теги:интервью с бывшимимузыкаджазСергей Летов


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

15.08.2019

Как вы относитесь к идее запретить россиянам использовать старые автомобили?

Уже проголосовало 18 человек

15.08.2019

Как вы относитесь к идее сократить рабочую неделю до четырех дней?

Уже проголосовало 20 человек













Блог-пост

Юлианна Оржеховска

— астролог-консультант

Влад Шурыгин

— заместитель главного редактора в Газета «Завтра»

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

ПОКА ОМСК

Омску грозит потеря статуса города-миллионника. Жить в Омске 21 века непрестижно. Можно — а главное, нужно ли гнаться за этим престижем?

322330 июля 2019

Кто, куда и почему уезжает из Омска?

Два года мы рассказываем вам об омичах, уехавших в другие города и страны. Сегодня крутим «глобус Омска» и подводим промежуточный итог.

208222 июля 2019

Откровения сибирского Брейгеля

22 июля сказочно-масочный, несказанно сочный, сочинительно-смачный художник Сергей Сочивко отмечает юбилей.

1142120 июля 2019

Стиль жизни

Усатый нянь артистов и публики

Уклад

Усатый нянь артистов и публики

В жизни он гладко выбрит и чрезвычайно приветлив. «Общение с людьми — ключ к успеху», — уверен известный шпрехшталмейстер Владимир Кожевников, чей голос мы слышим при объявлении номеров программы Омского цирка «Мотошоу со слоном».

695108 августа 2019
Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Уклад

Антон Панькин: «Первое самадхи "словил" в детском саду»

Накануне военно-исторического фестиваля «Щит Сибири», одним из организаторов которого является Антон Панькин, он рассказал, почему больше не участвует в рыцарских турнирах, как можно играть музыку без нот и зачем ему конь на голове.

139001 августа 2019
Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Уклад

Михаил Губанов: байкер-романтик родом из цирка

Восемь вопросов артисту, которые мечтает задать каждый зритель «Мотошоу со слоном».

1209125 июля 2019
Марио: как будто бы детский клоун

Story

Марио: как будто бы детский клоун

Тридцать лет он выходит на манеж в классическом клоунском наряде, чтобы смешить детей «от трех до восьмидесяти лет». Что скрывается за образом весельчака в тупоносых ботинках и коротких штанах с лампасами?

783122 июля 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх