Интервью с бывшими. Сергей Летов

Почему знаменитого музыканта считают «своим» в Москве и в Питере, а в Томске и в Барнауле он выступает гораздо чаще, чем в Омске?

329405 февраля 2018
Интервью с бывшими. Сергей Летов

Рубрика «интервью с бывшими», в которой мы без правки публикуем ответы людей, «попытавшихся покинуть Омск», на одни и те же вопросы, позволяет посмотреть на город с разных сторон, с разных точек зрения, из разных времен... Предыдущие выпуски смотрите в разделе «Глобус Омска».

Сергей Летов на днях был в Омске с редким концертом, дал большое интервью «ВОмске», но мы решили, что много Летова в Омске не бывает, и попросили его «отработать» и в этой очень важной для нас рубрике.

— Сергей, где вы сейчас постоянно живете?

— С 1974 года постоянно живу в Московском регионе, то есть в Московской области и в самой Москве.

— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?

— В 1972 году я получил приглашение учиться в Новосибирском Академгородке, в физико-математической школе-интернате (ФМШ), где и обучался в 1972-1974. В 1974 поступил в Московский Институт Тонкой Химической Технологии им. М. В. Ломоносова и после его окончания стал работать во Всесоюзном Институте Авиационных Материалов в Москве. Вот с тех пор и живу в столице.

— Кто был инициатором «развода»: вы или город?

— Наверное, все-таки я. У меня были в детстве представления и мечты, связанные прежде всего с Новосибирском, его Академгородком. Но моим родителям, прежде всего матери, казалось, что я этим совершу большую ошибку. Они хотели, чтобы я совершил сознательный выбор. Поэтому после окончания девятого класса родители купили мне туристическую путевку и отправили в Ленинград на неделю - проездом через Москву. Эта туристическая поездка произвела на меня большое впечатление. Я купил в Москве книгу о художнике Ван-Гоге, в Ленинграде альбом Брейгеля в букинистическом. В Омске же с книгами было очень плохо. Книжники встречались на импровизированном нелегальном рынке "на стрелке" - в скверике напротив пединститута у моста через Омку. Цены там были заоблачные. Ну, например, томик Кафки стоил 80 рублей при средней советской зарплате в 100-150. Ну и с грампластинками классической музыки обстояло примерно так же (плохо даже по сравнению с Новосибирском). В итоге я выбрал Москву. Ну и в Питер я езжу очень часто. Я из редких москвичей, которых в Питере считают «своим».

ФМШ, Академгородок, 1973. Из архива Владимира Талапова

— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..

— Я окончил МИТХТ, занимался в ВИАМе защитными покрытиями на советском космическом челноке многократного использования «Буран», 15 авторских свидетельств на изобретения. Был удостоен звания Лучший молодой изобретатель-рационализатор города Москвы.

1

При этом начал любительски играть на саксофоне ещё в 1980. Вскоре эти мои занятия получили определённое признание: я выступал с группой «Аквариум» на первом фестивале ленинградского рок-клуба, выступал и записывался и даже снимался в кино с разными московскими и немосковскими рок-группами, среди них ДДТ, Центр, Алиса и многие многие другие. Актер А. Г. Филиппенко добился для меня тарификации, и я стал довольно много выступать с ним, в том числе и на ТВ. Научную работу пришлось оставить и полностью посвятить себя музыке, музыкальному театру.

Сергей Летов и Юрий Парфёнов в музее-театре «Булгаковский Дом». Фото Александра Забрина

С 1996 года я сотрудничаю с театром на Таганке. Спектакль с написанной мной музыкой «Марат и маркиз де Сад» в постановке Юрия Петровича Любимова стал самым успешным спектаклем театра на Таганке, гастролировал в США, Японии, Южной Корее, Гонконге, Италии, Венгрии, Хорватии, был показан на престижнейшем авиньонском фестивале. Вообще я довольно много работал с театрами как композитор и исполнитель музыки: Центр экспериментального театра в Риме, театр Saumarkt в Австрии, МХТ, театр Человек, Кинетический театр, театры Калягина и Васильева. Сейчас я работаю в Московском театре поэтов. Но театр для меня не главное поприще — я прежде всего считаю себя фри-джазовым саксофонистом, выступаю с концертными программами, в том числе за рубежом, нередко и с зарубежными партнёрами, всего вышло около 100 компакт-дисков, грампластинок, кассет, DVD.

Преподаю в Институте журналистики и литературного творчества. Создал и поддерживаю веб-сайт о московском концептуализме, представлять который меня приглашали в Японию, Австрию, Германию и Сербию. Веб-сайт многоязычен, в нем более 10 000 страниц на русском, английском, немецком и японском языках. Это мое хобби.

Московский театр поэтов

— По чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?

— В основном по местам. Мое детство прошло в центре города, на ул. Таубе. В первый класс я пошёл в школу 19, где учились когда-то Роберт Рождественский и Леонид Мартынов. Я люблю, приезжая в Омск, гулять вокруг - от Драмтеатра и ул. Ленина до берегов Иртыша и Оми. Мои родители учились в пед. и мед. институтах, а мы с бабушкой в 60-х гуляли вокруг, ожидая их. Омск был самым чистым и благоустроенным городом РСФСР, соперничал с Ленинградом. Я и дочерей своих привозил в Омск и показывал им достопримечательности.

— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.

— Я регулярно приезжаю в Омск, примерно по четыре-шесть раз в год. Навещаю отца.

— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?

— Не могу ответить на этот вопрос.

Егор Летов, Сабина Комарова, Сергей Летов...

— Поддерживаете связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?

— Мы одно время служили с актёром Чиндяйкиным в театре Школа Драматического искусства (театр Анатолия Васильева). Он омич. Аккомпаниатор Александра Филиппенко Юрий Векслер придумал название моему коллективу «Три"О"», он тоже омич. Омичей я нередко встречаю — в разных городах и странах. Одно время я даже исполнял пьесу «Омичка», написанную Николаем Рубановым, саксофонистом группы «АукцЫон».

Выступление группы «Три О»

— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?

— Отец мне предлагал много раз вернуться и жить в Омске. Но это означало бы, наверное, поставить крест на карьере музыканта-импровизатора. К сожалению, в нашей стране не так много городов, которые могли бы обеспечить работой музыканта такого узкого профиля, каким я являюсь. В стране пока три города, которые позволяют сложиться и существовать импровизационной музыкальной школе: Москва, Смоленск и Екатеринбург. Мой тур-менеджер обходит Омск стороной даже во время моих туров по Западной Сибири (не с кем вести переговоры о концертах неформатной музыки), хотя я очень прошу его включать Омск в эти турне. Поэтому я чаще выступаю в Томске или Барнауле.

— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.

— Мне как музыканту, не хватает хороших музыкальных продюсеров, администраторов, джазовых клубов. Город славится прежде всего театрами. С музыкой дело обстоит хуже. Не с музыкантами (помимо Егора Летова и «Гражданской Обороны» Омск прославился ещё группой 25/17), а именно с инфраструктурой.

Фото:из аккаунта Сергея Летова и его друзей в Фейсбуке

Теги:интервью с бывшимимузыкаджазСергей Летов


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

07.11.2019

Кто из городских чиновников самый эффективный?

Уже проголосовало 76 человек

05.11.2019

Кто из чиновников омского правительства самый эффективный?

Уже проголосовало 181 человек













Блог-пост

Нателла Кисилевская

— журналистка

Александр Минжуренко

— историк, политик

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

Александр Капралов. Когда б вы знали, из каких железок…

…рождаются его короли, ослы, шуты, ангелы и птицы?!

83727 ноября 2019

Министерство туризма Израиля: «Отказ во въезде составляет меньше 1%»

Почему туриста может ждать длительный досмотр на границе Израиля? Могут ли его депортировать? Появятся ли прямые рейсы из Омска в Тель-Авив или Эйлат? Безопасно ли лететь отдыхать в страну трех религий сегодня? На вопросы «ВОмске» отвечает замдиректора департамента Министерства туризма Израиля в РФ и СНГ Ксения Воронцова.

240731 октября 2019

Пощекотать «Пуп Земли»

Видеокамера за корову, железные веники и деньги просто так: непридуманные чудеса уникальной омской деревни.

854716 сентября 2019

Стиль жизни

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

Story

Карты, деньги, два ума – и пять десятков ангелов

О значимом через ассоциации: наша соотечественница с Кипра Ольга Ножнина дает новую жизнь искусству, провоцирует чувствовать и говорить, получает удовольствие и прибыль – и умещает все это в компактный формат карточных колод.

117519 ноября 2019
Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Story

Почему мы больше не увидим в цирке белых медведей

Дрессировщик хищников Юрий Хохлов объясняет, отчего это плохо для всех, в том числе, и для самих медведей.

184716 ноября 2019
Любовь, коньки и голуби

Story

Любовь, коньки и голуби

Фигуристка Дарья Тарасова, артистка и руководитель кордебалета программы Омского цирка «Белые медведи на льду», — о «скользящей опоре» нового шоу, а также о том, как цирк расправил ей крылья и подарил новые.

122712 ноября 2019
Воздушные замки Валерия Юрьева

Story

Воздушные замки Валерия Юрьева

Участник новой программы Омского государственного цирка «Белые медведи на льду», акробат-вольтижер и руководитель номера «Воздушный полет» — о гимнастической «иерархии», честных вау-реакциях и падениях без обмана — и без страховки.

173430 октября 2019

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх