Венская точка невозврата

Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

153531 марта 2019
Венская точка невозврата

В ходе моего пятидневного визита в Вену среди прочих достопримечательностей мне в обязательном порядке хотелось побывать в Венской академии изобразительных искусств, вот уже без малого 150 лет размещающуюся в роскошном здании на площади Шиллерплац, но не судьба. Как оказалось, вот уже почти год здание находится на капитальном ремонте, доступа в него нет, частично обставлено лесами, все затянуто сеткой. Из паспорта строительного объекта не вполне явствует, когда же запланировано окончание ремонта, но явно не навсегда, поэтому шанс побывать внутри у меня еще будет, а пока достаточно было просто посмотреть снаружи.

А почему, собственно, мне так хотелось побывать в этом здании? Да потому, что именно в нем, по-моему, была предопределена дальнейшая судьба не только всей Европы, но и мира. Дело в том, что будущий основатель Третьего рейха очень плохо учился в школе. Едва ли не единственным предметом, с которым юный Адольф справлялся на отлично, было изобразительное искусство. Он мечтал стать художником, тогда как отец, Алоис Гитлер, хотел, чтобы сын пошел на государственную службу. На этой почве между ними часто возникали бурные ссоры. Адольф с пеной у рта доказывал, что его интересует только искусство.
В 1907 году, когда Гитлер-старший уже скончался, Адольф попробовал поступить в Венскую академию художеств. Он был очень высокого мнения о своем таланте и не счел нужным готовиться к вступительным экзаменам. В результате — с треском провалился. Через год Адольф вновь решил попытать счастья и на этот раз уже провел некоторую работу по подготовке к экзаменам. Но члены комиссии едва взглянули на работы начинающего художника и вновь отказали в приеме. Один из педагогов, отнёсшийся к нему с благожелательностью и полагавший, что у абитуриента всё-таки есть некоторый талант, предложил ему попробовать поступить в архитектурную академию. Однако для этого ему пришлось бы сначала вернуться в среднюю школу, которую Гитлер уже бросил и возвращаться не хотел. Есть легенда, что тогдашний ректор Венской художественной академии сказал юному Адольфу: «Занимайтесь чем угодно, но только не берите в руки кисть».

1

О том, что будущий фюрер увлекался живописью, мне было известно с юности, а вот первое название его картины я узнал из последнего романа братьев Стругацких «Отягощенные злом»: «Мотоцикл под окном в воскресное утро». Думаю, не только мне когда-то весьма понравился вот этот отрывок: «Некоторое время Демиург молчал.

Могло бы быть и хуже, — проворчал он наконец. — Почему только все считают, что он — пейзажист? Хорошо. Беру. Сергей Корнеевич, выдайте ему двести… нет, полтораста рейхсмарок, обласкайте. Впредь меня не беспокойте, просто берите все, что он предложит… Каков он из себя?

Я пожал плечами.

— Бледный… прыщавый… рыхлое лицо. Молодой, черная челка на лоб…
— Усы?
— Усов нет. И бороды нет. Очень заурядное лицо.
— Лицо заурядное, живопись заурядная… Фамилия у него незаурядная.
— А какая у него фамилия? — встрепенулся Агасфер Лукич и нагнулся к самому полу, силясь прочитать подпись в правом нижнем углу. — Да ведь тут только инициалы, мой Птах. А и С латинские…
Адольф Шикльгрубер, — проворчал Демиург. Он уже удалялся к себе во тьму. — Впрочем, вряд ли это имя что-нибудь вам говорит…"

Отказ преподавателей академии художеств, среди которых традиционно было немало евреев, оскорбил художника, считавшего себя талантливым, и заложил в нем ненависть ко всему иудейскому племени в целом, впоследствии вылившуюся в Холокост. Ну а юный Адольф вовсе и не подумал бросить любимое занятие и зарабатывал на жизнь рисованием и торговлей открытками, изображавшими сцены жизни Вены. А в Мюнхене он часто посещал кафе художников с тайной надеждой, что состоявшиеся художники, облюбовавшие это заведение, помогут ему научиться профессионально рисовать, но тщетно.

Когда его в 25-летнем возрасте призвали на Первую мировую войну, он взял с собой краски и в свободное время занимался живописью. Рисунки, написанные в окопах, резко контрастировали с гораздо более чувственными ранними работами, на них преобладали разрушенные бомбардировками здания и военная техника. В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит 3400 полотен, написанных в большинстве своем на фронте во время войны. По мнению многих критиков, живописный талант Гитлера был скромным. Однако, когда современному искусствоведу предложили рассмотреть некоторые из картин, не сказав при этом, чьи это работы, он оценил их как «довольно неплохие».

Работами художника-фюрера может полюбоваться любой желающий: большинство картин представлены во многих интернет-галереях. Отзывы большинства посетителей таких сайтов весьма противоречивы, вот один из них:

«Красиво, а ведь если бы его приняли в художественную школу, то это, наверное, изменило бы всю историю, и не было бы войны. Ведь он всего лишь не любил рисовать людей».

2

После аншлюса Австрии Германией Венская академия была полностью очищена от еврейского штата, потомки тех, кто когда-то не принял Гитлера, были уничтожены.
Если бы Адольф таки стал студентом Венской академии художеств, в мире бы стало всего лишь на одного посредственного художника больше. Но не случилось бы с большой долей вероятности Второй мировой войны с почти 80 млн. погибших в ее огне и точно не было бы Холокоста с 6 млн. уничтоженных евреев. Но почему-то никто из фантастов не попытался создать альтернативную историю человечества, в которой не было фюрера, а был всего лишь средний художник Адольф Гитлер...

Оригинал в Фейсбуке автора.

Автор:Андрей Коломиец

Фото:ru.wikipedia.org

Теги:история


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 116 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 106 человек



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Илья Латыпов

— психолог

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

377012 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

384911 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

387306 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3889203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх