«Надо помнить всех!»

17 марта большая сцена ДИ им. А.М. Малунцева, оставаясь сценой, превратилась и в зрительный зал: установленные там ряды зрительских мест окружили совсем небольшое пространство, в центре которого был всего лишь один предмет декорации — маленькая скамейка. Там состоялась омская премьера спектакля «Володя» (16+) нового театрального проекта «PROтекст».

88319 марта 2025
«Надо помнить всех!»

Его создатель — актёр и режиссёр театра «Галёрка» Артем Савинов. Этот спектакль стал его дипломным (Артём учился режиссуре у Николая Коляды) и в 2024 году был показан в Екатеринбурге на фестивале Коляда-Plays. До этого постановку Артёма смотрели только коллеги из «Галёрки», а для участия в фестивале надо было заявиться как театр, так почти случайно появился «PROтекст». Теперь первый спектакль нового театра увидели не только профессионалы, но и омские театралы. Широкой эту зрительскую аудиторию не назовёшь: спектакль камерный, но если показы продолжатся (а постановка этого достойна), то историю парня Володи, бежавшего из фашистского концлагеря, смогут прожить многие...

Начинается спектакль со звука, знакомого каждому — с сигнала воздушной тревоги. Да, все мы, даже и не жившие во времена Второй мировой, знаем это тревожное гудение, оно словно бы в нашей генетической памяти. Ощущение тревоги усиливается, когда в это маленькое пространство врывается человек на велосипеде, уезжающий от этого страшного звука. Бросает велосипед, прячется от возможного взрыва под маленькой скамеечкой, которая, конечно, не спасёт от опасности, но, вероятно, поможет успокоиться.

1

Звуки тревоги постепенно стихают, теперь мы вместе с героем слышим небесную гармонию ноктюрна Шопена. Узнаём, как впервые Володю поразила эта мелодия, звучавшая над разрушенным городом, по которому вели пленных. И как она, сохранившись в душе, порой, спасала от смерти. Временами, когда Володя рассказывает о страшных днях лагерной жизни, контрапунктом к Шопену звучит развесёлая «Розамунда», и это не случайно: готовясь к постановке, режиссёр читал много документальной литературы и узнал, что в Освенциме именно под эту мелодию узников вели на работу.

«Володя», конечно, моноспектакль, но назвать монологом то, что делает актёр Сергей Кривцов (он — коллега Савинова по театру «Галёрка»), не могу. Его герой всё время стремится вести диалог с неким бежавшим вслед за ним из лагеря французом. И этим собеседником, к которому обращён рассказ Володи — и о его довоенной жизни, и о боевых товарищах, и о предыдущих побегах из плена — может почувствовать себя любой зритель, столкнувшийся взглядом с актёром. К концу спектакля выясняется, что француз молчит, потому что его пульс уже перестал биться, то мы-то, зрители, начинаем ощущать себя некой единой коллективной памятью об этих событиях, которая теперь сохранится и в наших сердцах.

«Надо помнить всех!», — говорит Володя и время от времени повторяет, как мантру, имена погибших товарищей, мест, откуда они родом, имена их родных, которым, видимо, считает своим долгом сообщить о судьбе близкого человека, если сам останется жив.

Как рассказал Артём Савинов, этот монолог Володи драматург Владимир Зуев написал на основе воспоминаний своего деда, который четырежды бежал из фашистского плена. Конечно, герой пьесы — это уже художественный образ человека того поколения, но в нём сохранился нерв подлинности. «Меня зацепила эта история тем, что она о человеке, который был вообще не приспособлен к войне, но он пытается её пережить и при этом остаться человеком», — говорит режиссёр.

Хочется пожелать этому спектаклю новых зрителей, а проекту «PROтекст» — новых постановок.

2

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Ирины Ковалёвой

Теги:театрпремьераPROтекст


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 38 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 183 человека

























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»

Ляля Помидорова

— Художник-керамист


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Шик

Питерские модели уже третий год наряжаются в платья омского дизайнера Алеси Григорьевой

Репортаж о показе ее коллекции на Петербургском международном экономическом форуме cделал телеканал «Россия».

39014 ноября 2025
Юбилей «культурных гигантов»

Светские хроники

Юбилей «культурных гигантов»

Одни 85 лет плодотворно музицируют, другие 70 лет без устали вещают. В юбилейный для себя год Омская филармония и Омское телевидение «слились в экстазе» на сцене Концертного зала, феерично отметив 155 лет на двоих.

88807 ноября 2025
Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Здоровье

Татьяна Карпюк: «5 вёрст – это по любви»

Организатор бегового сообщества «5 вёрст» Татьяна Карпюк умудряется уже четвертый год в самый лениво-сонный день недели — субботу — собирать рано утром в сквере Дзержинского в любую погоду десятки омичей от мала (3 года) до велика (79 лет!). Поговорили с ней о масле масляном, «заразности» бега, диетах, маховике безудержного ЗОЖ и самом важном базисе для «сворачивания гор».

905105 ноября 2025
Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Здоровье

Валентина Фоменко: «Быть в балансе — значит быть на своей стороне»

Психолог, преподаватель медитации и инструктор практик осознанности центра «Мой психолог в Омске», рассказала о своём отношении к здоровью и осознанности, о нелишних перерывах в еде и списке благодарностей за день, о внутреннем критике и привычках, которые помогают сохранять равновесие.

782203 ноября 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх