Почему молчит омский минкульт?
Известные и уважаемые при жизни эти таланты и гении оказываются настолько ненужными после смерти, что памяти о них хватает только небольшому кругу друзей. Потому что со всех сторон на них смотрит равнодушие бездушной системы, от которой помощи ноль.
Два года назад в Омске произошла ужасная трагедия. Мои друзья, художник Андрей Королев и его жена Ольга умерли с разницей в один день, оставив единственного сына круглым сиротой. У 10-летнего Ромки оставался лишь один ближайший родственник — дядя Дима, брат Оли.
ОПЕКУН ПОНЕВОЛЕ
1Дядя Дима вел аскетический и даже мизантропический образ жизни, работая сторожем и дворником и свободное время проводя на даче. Еще во времена выставочных проектов «Патефон Сквер», где Андрей Королев выставлял свои картины, а Ольга помогала в продюсировании, Дима работал сменным охранником в нашей галерее. Такой был семейный подряд. За 20 лет в его жизни мало что поменялось, и когда произошли эти трагические события, Диме пришлось взять воспитание осиротевшего подростка в свои руки. Опеку ему выдали без особых проблем — других вариантов просто не было.
Весь год Дима хлопотал по делам, оставшимся от Королевых: гасил долги по квартире, занимался ее дезинфекцией, помогал с учебой Ромке и проверял свое и его здоровье. Как вы помните, Андрей и Ольга умерли от разных форм туберкулеза (подробности в посте 2018-го года), была большая шумиха, омский минздрав сильно переполошился, проверяли всё и вся. Но ни у Димы, ни у Ромки тогда не нашли ровным счетом ничего. Все анализы были хорошими.
ЛИШЕНИЕ ОПЕКИ
Но новая жизнь Ромки и Димы не становилась проще. Сначала управляющая компания, которой Королевы должны были за коммунальные услуги, натравила на них коллекторов. Затем школьные учителя — вместо того, чтобы помогать сироте, — стали агрессивно бороться с его испортившимся характером, пытаясь задавить авторитетом и сломать. Ромка, конечно, не поддавался, и из тихони превратился в ироничного буяна, осмеивающего недалеких педагогов.
В сентябре прошлого года те накатали на Ромку кляузу в органы опеки. И пока Дима находился не дома (ездил чинить крышу на даче), в их квартиру нагрянула «комиссия», которая забрала сироту в детдом, а квартиру Королевых — опечатала. В комментариях к прошлогоднему посту об этом было много предположений о том, что, возможно, нечистые на руку люди прознали о том, что Ромка теперь — единственный наследник этой жилплощади, и захотели что-то с этим поделать. В Омске такое сплошь и рядом происходит, поэтому версия вполне имеет право на существование.
ИЗОЛЯЦИЯ
2Так или иначе, Диму лишили опекунства, и он остался жить на даче. А Ромку отправили в «изолятор», в котором тот, по его словам, стал более спокоен. Кто-то из его одноклассников предложил родителям усыновить мальчугана, так что Королев-младший был настроен даже оптимистично. Не знаю точно, вышло ли задуманное, но в итоге Ромку таки усыновили новые родители. Кто — Дима не знает. Видеться с ребенком ему не разрешают, так что они только переписываются изредка. Впрочем, Дима и сам после этой истории уверовал в то, что он плохой опекун, и органам опеки виднее...
Всё это я писал в предыдущие годовщины, но у истории есть не менее печальное продолжение. Приемные Ромкины родители вновь стали водить его на различные обследования. И несмотря на то, что год назад плохих анализов у него не было, новые показали то, что парнишка все-таки заражен туберкулезом в пассивной форме.
Так что теперь Ромка живет в инфекционной больнице — на «карантине», там же и учится. По словам Димы, мальчика выпустят оттуда не раньше следующей весны. Но т.к. форма вируса пассивная, Ромка свободен в передвижениях внутри больницы. Так что он свободно гуляет, занимается спортом и делает уроки. Правда, читать разлюбил совсем и нрав, конечно, никак не смягчился. После таких-то потрясений.
Никакие дальние родственники Королевых за эти 2 года не объявлялись. Состояние здоровья Димы не самое лучшее — по его словам, он весной «на ногах» перенес ковид в средней форме, какие-то еще хронические болезни периодически обостряются. Так что Ромка, по всей видимости, теперь сам по себе совсем. Человек, окруженный опекой органов власти, но лишенный опеки родных.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ХУДОЖНИКА
Из-за постоянных драматических перипетий Ромкиной судьбы я все время, когда пишу о Королевых, обхожу вниманием менее актуальный, но не менее прискорбный момент — творческие наследие художника Андрея Королева, которое осталось в той самой «туберкулезной» квартире, скорее всего, будет утеряно. Какие-то иллюстрации и картины успели забрать немногочисленные друзья, но, по словам Димы, там оставались основные архивы, которые дезинфекторы могли просто-напросто замочить и случайно уничтожить. К тому же, квартира опечатана и никого туда не пускают.
Останется ли что-то из работ Андрея и сохранит ли кто-то его наследие (остатки) — не понятно. Ни один омский музей до сих пор не проявил никакой инициативы в этом направлении. Впрочем, это-то уже как раз привычное дело: сколько потрясающих художников за последние годы ушло в мир иной, чьими картинами и перфомансами восхищались и гордились галеристы, музейщики, журналисты и зрители (Погодин, Ширяев, Вигилянский, Муратов и другие), и что же стало с их картинами и архивами? Была ли хоть одна памятная выставка? Инициировали ли омские музейные фонды, Союз Художников или хотя бы частные галеристы (про минкульт вообще помолчим!) хоть какие-то работы по сохранению их творческого наследия?
Почему этим не занимается профильный музей «Искусство Омска», который выставлял работы этих художников в своих стенах? Почему никак не поднимает эту тему крупнейший провинциальный художественный музей имени Врубеля? Почему литературный музей им. Достоевского не берется за сохранение литературного наследия гениальных художников-поэтов, которые все (за исключением Королева и Погодина) издали как минимум по одной книжке своих произведений? (и каких произведений! В том же «Патефон Сквер» мы публиковали их стихи, которые неизменно вызывали восторги искушенных читателей!) Почему, в конце концов, омский минкульт молчит в тряпочку, будучи прекрасно осведомленным о трагических судьбах уникальных омских художников?
Известные и уважаемые при жизни эти таланты и гении оказываются настолько ненужными после смерти, что памяти о них хватает только небольшому кругу друзей, которые пытаются ее хоть как-то сохранить, планируют издать памятные книжечки, провести памятные выставки, сделать памятные фильмы — и ничего не выходит. Потому что со всех сторон на них смотрит равнодушие бездушной системы, от которой помощи ноль. Всё это способно вызывать только глубокую скорбь. Примешивающуюся к скорби по ушедшим друзьям — гениальным творцам, мыслящим и жившим свободно и независимо. Этой свободы и независимости, похоже, им и не прощают, даже посмертно.
3
Оригинал в Facebook автора.
Фото:Из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
Записи автора
Лабиринты света. В память об Игоре Третьем
Не стало Юрия Кудашкина – альпиниста, спасателя и художника
С той стороны зеркального стекла: о поэзии омских художников
«Together»: про Олимпийское движение и ТОП спортивных «держав», часть 2
Коньковый день. Бурные страсти
Про Олимпийские игры и ТОП спортивных держав
Про совсем не #олимпийскиебитвы и пламя сибирской революции
Не про Олимпийские игры, а про Эту Женщину!
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии