Волхвы: первые служители религиозного культа на Руси

Наряду со светской властью «могучих владык» на Руси существовала и другая власть – власть придуманных богов, и кудесник был «покорным» одному Перуну и никому более.

223608 октября 2021
Волхвы: первые служители религиозного культа на Руси

В догосударственный период, в эпоху военной демократии у восточных славян царил первобытнообщинный строй, при котором все население племен было равноправным. Имущественной и социальной дифференциации еще не наблюдалось. Из однородной массы выделялся лишь вождь. Но это не может считаться признаком, обособляющим человеческое общество от остального животного мира: вожак имеется и у других стайных существ. И только человек попытался осознать тайны окружающего его мира, загадки природы. Среди первобытных людей появляются любопытные мудрецы, задумывавшиеся о причинах происходящих вокруг них природных явлений, о силах, которые управляют всеми процессами жизни. Таким образом, совершенно стихийно у всех народов на определенном этапе развития возникает небольшой слой одноплеменников, «специализировавшихся» на разгадках тайн природы: появляются первые творцы мифов, объяснявших различные явления природы и повороты в судьбах людей.

В те времена человеку недоступны были способы и методы научного познания закономерностей всех естественных и социальных процессов, и потому он и придумал различные мифы о потусторонних силах, якобы управляющих всем миром. У восточных славян еще до прихода Рюрика выделились «волхвы», которых с некоторой натяжкой можно ассоциировать со священниками. Во всяком случае, они были действительно первыми служителями культа. А культ – это предмет поклонения, почитания. В качестве такового у славян выступали боги, предки и объекты природы.

1

Правовой статус волхвов до появления писаного права определялся обычным правом, т.е. сложившимися традициями и обычаями. Судя по скупым историческим источникам, дошедшим до нас с того времени, волхвы занимали высокое положение в обществе. По большинству параметров общественного положения и правового статуса они почти равнялись вождю и позднее – князю. Так же как и князь, они были неприкосновенны и особо охраняемы в случае опасностей. Их рекомендации и советы при обсуждении вопросов на народном собрании традиционно принимались к исполнению и обычно не встречали возражений. Волхвы были непременными участниками и членами советов старейшин князя. Более того, князь перед принятием важного решения обычно советовался не только с народным собранием и старейшинами, но и отдельно в последнюю очередь – с волхвом. Часто слово волхва было решающим для разработки планов князя. Так, из древнейших летописей нам известно, что легендарный вождь ильменских славян Гостомысл, якобы инициатор призвания варягов, прибегал к советам волхвов перед принятием ответственных решений. То же самое делали позднее и князья рюриковичи.

А.С.Пушкин, глубоко изучивший исторические источники перед созданием своей «Песни о вещем Олеге», верно подмечает большую степень независимости волхвов. Кудесник, к которому обратился Олег с просьбой не бояться и честно предсказать его будущее за хорошую награду, ответил князю: «Волхвы не боятся могучих владык, а княжеский дар им не нужен.» В этих словах как раз и отражено то, что наряду со светской властью «могучих владык» на Руси существовала и другая власть – власть придуманных богов, и кудесник был «покорным» одному Перуну и никому более.

Эта независимость волхвов от земных владык нередко являлась причиной их конфликтов с укреплявшимися княжескими монархиями. Князь по тем временам претендовал на полное доминирование на своей территории, выступая не только главой всех ветвей власти, но и религиозным лидером.

О волхвах того времени трудно говорить как о сословии. Но такая оговорка вызвана, прежде всего, количественными признаками, т.е. их было, по-видимому, очень немного и они, похоже, не образовывали каких-либо сообществ и групп. Часто они вели отшельнический или бродячий образ жизни. Однако их четкая обособленность от других социальных слоев была достаточно определенной и резко выраженной. Рекрутировались волхвы из различных категорий населения, видимо, «по призванию». Были волхвами и представители княжеских родов.

Кроме того, волхвов потому сложно называть аналогами священников, что они занимались не только отправлением религиозных обрядов, но и знахарством, волшебством, колдовством, прорицанием и т. п. Как среди простого народа, так и у знати волхвы пользовались уважением. Однако большинство исторических источников по древней Руси было создано уже после принятия христианства, и, соответственно, авторы летописей дают чаще всего тенденциозную, т.е. отрицательную характеристику волхвам. Это естественно для такого рода литературы, так как христианство утверждалось на Руси в жесткой борьбе с язычеством и носителями этой религии.

Независимость волхвов от светской власти и их высокий авторитет среди населения в известной мере также явились причиной ликвидации язычества и перехода Руси к единобожию. Киевские князья откровенно ревновали волхвов к власти и славе. Они видели в них препятствие к установлению своего полновластия. Единобожие и, в частности, христианство, привлекало киевских князей иерархичностью своей структуры. В этой церкви создавалась возможность достигнуть централизации и управляемости духовной власти наряду со светской. Угадывалась здесь и возможность доминирования княжеской власти над религиозной.

Принятие христианства на Руси в 988 году нанесло страшный удар по язычеству и по волхвам. Естественно, что именно волхвы и составили главную оппозицию процессу христианизации Киевско-Новгородского княжества и выступили лидерами всех антихристианских выступлений в русских землях. Князем Владимиром и христианскими священниками волхвы были признаны «потворниками сатанинских сил» и оказались вне закона. Их преследовали, сажали в темницы и убивали. Известны случаи и сожжения волхвов. Восстания против введения христианства во главе с волхвами были в Киеве, Суздальской земле, Новгороде и в других местах.

И еще долгое время волхвы сохраняли свое влияние среди народа. Так, через 83 года после официального принятия христианства, уже в 1071 году одному волхву удалось поднять восстание в Новгороде. Как описывает летописец, с православным епископом остался только князь Глеб Святославович (внук Ярослава Мудрого) да его дружина, а весь народ новгородский примкнул к языческому жрецу. И только тогда, когда князь неожиданно зарубил волхва прямо на Новгородском вече, удалось унять массовое выступление.

2

В том же 1071 году два волхва подняли восстание близ Ярославля. За ними пошло около 300 человек. С восставшими, и прежде всего с их предводителями, жестоко расправились.

Наверное, одним из последних значительных выступлений волхвов была попытка организовать восстание в Новгороде в 1227 году. Четырех волхвов схватили церковники, но за них вступилась дружина (значит, всё еще сохранялось какое-то влияние у языческих жрецов), но в итоге волхвов сожгли заживо прямо во дворе князя Ярослава.

Таким образом, эта категория населения была малочисленной, но довольно авторитетной и влиятельной. История этого сословия интересна тем, что согласно нормам обычного права, моральным и религиозным нормам их права были очень защищенными и весьма высокими – на одном уровне с правами князей. Однако после известного события, связанного с централизованным введением силою государства другой религии, их права буквально рухнули, и они превратились в людей вне закона, стали самыми гонимыми и преследуемыми.

 

Оригинал в Facebook автора.

Автор:Александр Минжуренко

Фото:с сайта m-ua.info

Теги:историярелигия


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 114 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 104 человека



























Блог-пост

Сергей Костарев

— эколог, урбанполитик

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Татьяна Купреева


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

291412 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

313211 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

320006 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3239203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх