Да здравствует фарс!
Сергей Волков, которого омские театралы помнят ещё актёром Академического театра драмы, вернулся в Омск, чтобы поставить в ТЮЗе комедию Островского «Волки и овцы», ведь грядёт 200-летие классика.
147713 ноября 2022
Режиссёр обещал не осовременивать классическое произведение, но, судя по премьере, не вполне сдержал обещание. Похоже, это пошло спектаклю на пользу. Да, костюмы, декорации отсылают к 19-му веку, и всё же это — стилизация, фантазия художника на заданную тему. Сергею Федоричеву вполне удаётся создать не копию, а атмосферу уездной жизни.
При этом герои представленных событий оказываются весьма узнаваемыми типажами. Здесь и мастера «мутить» сомнительные схемы относительно честного отъёма денег у богатых, и охотницы за состоятельными женихами, и деловые люди, для которых брак — лишь выгодная сделка. Да, предсказал старик Островский российскую жизнь на двести лет вперёд! Но режиссёр над всеми этими «сильными мира» смеётся, доводя комедию до фарса.
Вот Мурзавецкая (Лариса Яковлева) ловко впрыгивает в высокое кресло и болтает ножками. Ведь она, хозяйка уезда, должна возвышаться над окружающими! Здесь Меропия, кстати, не в чёрном, как задумывал Островский, а в ослепительном фиолетовом платье. Яркая личность!
Или её непутёвый племянник Аполлон (Данил Супрун): вечно молодой и вечно пьяный, с фингалом под глазом, в помятой фуражке... А как он выпрашивает у дворецкого стопку водки! На колени передним готов пасть! Но как только добился своего — тут же ставит слугу на место: «Хам — и важничает! Это смешно даже!». Он всё может превратить в спектакль: и когда рюмку «замахивает», и когда пугает тётушку сердечным приступом, и когда приступает к завоеванию красотки! Правда, быстро забывает, что должен, по указанию тётушки, признаваться молодой богатой вдовушке Купавиной в любви, и признаётся в том, что хотел бы занять «весьма немного... Однако, все ж таки, не двугривенный». Главное — чтобы на очередной загул хватило.
А «слуга двух господ» Чугунов! Образ человека услужливого, готового пресмыкаться перед любым, кто посулит выгоду, Сергей Зубенко создаёт, прежде всего, пластически. И как, порой, тело правдивее слов!
Хороша и «дуэль» убеждённого холостяка Лыняева (Владимир Крутов) и охотницы за его капиталами Глафиры (Полина Романова). Одно только превращение Глафиры из «послушницы» в роковую красотку чего стоит! На её фоне Купавина (Галина Забора) выглядит наивной влюблённой дурочкой. Впрочем, с её капиталами можно себе это позволить. Лыняев, конечно, сопротивляется долго, отчаянно и смешно, но силы неравны...
У всех героев есть свои музыкально-танцевальные номера, оттеняющие характеры. Так, Чугунов и танцует на полусогнутых, а вот его племянничек, мастер по подделке документов (Евгений Хабенский), пляшет с размахом, в какой-то момент кажется, что и остановиться-то не сможет.
Конечно, здесь не всё в точности «по Островскому». Например, Анфуса Тихоновна (Юлия Заикина) — не старая тётка Купавиной, а цветущая молодуха, заглядывающаяся на каждого мужчину. Не очень понятно, кем она приходится вдовушке, возможно, приживалка.
Нет на сцене и маляров, столяров, крестьян, пришедших к Мурзавецкой просить плату за работу. С вопросом: «Что это за народ здесь?» — Мурзавецкая обращается прямо в зал. Дворецкий поясняет: «За получением-с». «Ну, пусть ещё подождут!», — ответствует Меропия Давыдовна.
Или вот Лыняев, увлекшись ролью ухажёра, декламирует: «Я помню чудное мгновенье...». «Кто это сочинил?», — удивляется Глафира (вызывая, конечно, смех в зале). «Не помню, — признаётся Лыняев. — Но придумал всё это Островский!».
Да, полтора века назад придумал всё это Александр Николаевич, а кажется, что подсмотрел в сегодняшней жизни. Вот появляется в уезде настоящий «волк», столичный деловой человек Беркутов (Александр Карпов) и запросто, с лёгкостью берёт в свои руки всю уездную знать. Рядом с ним местные «воротилы» чувствуют себя... курами. «Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби... по зернышку клюем, да никогда сыты не бываем», — рассуждает Чугунов.
2В этой пьесе и посочувствовать-то некому. Никто не наказан. Разве что Лыняеву, простившемуся с холостой жизнью, да Аполлону, ведь его любимого пса Тамерлана волки съели. Тамерлану не повезло, уездные же «волки» выкрутились из всех щекотливых ситуаций.
Впрочем, дельцы всё же наказаны: зрительским смехом. И уж если такие типы смешны, то примером для подражания молодым ТЮЗовским зрителям, надеюсь, не станут. Да здравствует фарс!
16+
Оригинал на странице автора Вконтакте.
Фото:Омский ТЮЗ
Яндекс.Директ ВОмске
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 104 человека
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 97 человек
Самое читаемое
110301 мая 2024
96302 мая 2024
84803 мая 2024
Выбор редакции
100629 марта 2024
Памяти «Последнего из могикан»...
164917 марта 2024
«Исход ты сам предугадал…» (Письмо из Сегодня)
1871129 февраля 2024
31821412224
Записи автора
«Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!»
19307 мая 2024
31105 мая 2024
45929 апреля 2024
71223 апреля 2024
63819 апреля 2024
65115 апреля 2024
74313 апреля 2024
98511 апреля 2024
— директор правового холдинга «Закон»
— психолог
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии