Омск — город художников? И поэтов!

Однажды, попав в здание, тогда еще называвшееся институтом повышения квалификации учителей, я обнаружила при входе вывеску, извещавшую, что когда-то здесь находилась гимназия, в которой учился Леонид Мартынов....

256207 января 2023
Омск — город художников? И поэтов!

Леонид Мартынов, «Воздушные фрегаты»! Тот самый Мартынов — «Вы ночевали на ночных клумбах?!» Мартынов, который написал в «Литературной газете» в начале шестидесятых прошлого века тогда еще никому не известному Олжасу Сулейменову, напутственное слово Поэта — Поэту и вспоминал Омск двадцатых годов прошлого века: «На базарных площадях снежно-пыльного города Омбы-Омска я впервые спознался с родичами Олжаса…» Так бывает — к одному поэту становишься ближе через другого.

В добротном здании, что на Тарской, построенном еще в начале прошлого века, запомнилась мне тогда широченная (такие теперь не строят) лестница. Я поднялась по ней, чтобы прикоснуться к деревянным перилам. Когда-то их касался юный гимназист Леня Мартынов, сбегая вместе со сверстниками с уроков, чтобы встретить ледоход на Иртыше. А однажды на этом лестничном повороте он увидел Ее… Впрочем, это уже мои фантазии — школы тогда были еще раздельные.

1

Иннокентий Анненский, тот самый Анненский — «… одной звезды я повторяю имя…». Роберт Рождественский, увековечивший город детства, с «соснами до неба и медленной речкой». Они жили, росли, мечтали здесь, в нашем городе.

И сегодня есть поэты в отчих краях, которых смело можно ставить в один ряд с лучшими поэтическими именами страны. Хотя лично мне обидно, что моя любимая Татьяна Четверикова, талантливый русский поэт, известна больше в основном здесь, в Сибири: «На свете нет беды такой,/Чтоб пролетела – не задела./ Душа открыта до предела/ Обиде и беде чужой»…

Два года как нет незабвенного Георгия Бородянского: «Вряд ли были мы подобные /Богу, вряд ли. Но клюют/ Птицы крошки, и шевелится/ С детским лепетом трава./ Все дурное в прах развеется. /Все хорошее – в слова…».

Продолжая ряд поэтических имен, не могу не сказать о том, что в самом начале прошлого века здесь, в Омске, учились талантливые казахские поэты Сакен Сейфуллин и Магжан Жумабаев. Обоих подвергнут репрессиям и расстреляют в Алматы в 1938 году. Их стихи, их песни любимы народом до сих пор — талант не подвластен времени. «Дайдидау» на стихи Магжана в исполнении мега-популярного певца Димаша Кудайбергена слушают и поют вместе с ним поклонники разных стран, разных национальностей — талант не знает языковых барьеров.

Признаюсь, вспомнить поэтические имена Омска меня подвигло то, что я опять, в который раз открыла сборник поэта, о котором сегодня тщетно пытаюсь узнать что-либо нового из его творчества, но не нахожу…

«Давно не испытывала ничего подобного, прочитав, вобрав в себя этот тоненький поэтический сборник. Совершенно свободный от всего вторичного, банального. Потрясший умением автора вглядываться в детали и нюансы, вслушиваться в окружающее, пропуская через себя, сопереживая», — когда-то писала я о только что вышедшем сборнике этого поэта. Несколько лет он, экономист по специальности, работал в отделе маркетинга на предприятии, где много лет трудилась и я. Никто из коллег и не подозревал о его поэтическом увлечении. В студенческие годы занимался в поэтических семинарах у Татьяны Четвериковой, печатался в коллективных сборниках. А свою первую книгу «Слепота» издал на собственные средства. И стал лауреатом литературной премии им. Ф.М. Достоевского. «Запомните это имя — Егор Бакалов», — снова цитирую свою тогдашнюю рецензию. — Поэзия — не в умении рифмовать. И даже не во внутреннем ритме белого стиха. Поэт — тот, кто умеет не «созерцать, а — сосердцать» (формула Андрея Вознесенского). Этого у Егора — в избытке. Так, что становится временами за него страшно: каково ему это — чувствовать себя «микробом в асфальтной трещине», замечать людей с «зачем-то сохранившимся даром речи», мучиться чьей-то нищетой… Как он, совсем еще юный, может так проникнуться миром живущих рядом, но словно на другой планете, стариков? Тех самых, что «теребят лохмотья моей совести» и «словно боги, гладят своими высохшими руками по белокурым головам святых детей». С этим нелегко жить, но иначе ты — не поэт. И не сможешь тремя строчками — почти японским хокку — передать опустошение безлико прожитого дня («скорей бы уж кончилось воскресенье»). Верлибр словно дает поэту возможность еще глубже проникать в обстоятельства жизни и времени».

Поэтический дар — явление штучное и при всем обилии поэтических имен встречается не часто. Поэтов следует оберегать от невзгод и читать, читать… Известный литератор Дмитрий Быков как-то написал: «Задаваемый вот уже лет двадцать вопрос – почему не читают поэзию. – пора переформулировать: почему не живут. Писать можно во всякое время и почти в любом состоянии, это самая мощная аутотерапия, известная человечеству. Но вот читать — больно, это как напоминание о других мирах, из которых тебя низвергли».

Пока есть те, кто пишет, будут и те, кто читает. Другие миры – совсем рядом. Нужно только протянуть руку и достать с полки сборник настоящего поэта.

2

Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

09 декабря

Чёрная клоунада о юных бандитах

Чёрная клоунада о юных бандитах

20021 ноября 2024

10 декабря

Вперёд, за приключениями!

Вперёд, за приключениями!

18122 ноября 2024

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

936104 ноября 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 147 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 125 человек



























Блог-пост

Олег Смолин

— депутат Государственной Думы

Нюта Федермессер

— Основатель Фонда помощи хосписам ВЕРА

Елена Петрова

— омичка


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

Светские хроники

Омичка получила премию «ТОП-женщина-2024» на сцене, где пел Пласидо Доминго

После этого Александру Данилову пригласили сняться в кино и видеоклипе.

3347114 октября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

4395210 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

6206106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

1042112 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх