
Левша или правша. Важно ли это?
Существует ли на самом деле популярное деление на «левшей» и «правшей»? Оказывается, не все так однозначно.
74003 сентября 2023
Совершенно случайно узнала, что в августе (13 августа) празднуется Международный день левшей. Эту дату предложил отмечать с 1992 года британский Клуб левшей с целью демонстрации окружающим особенностей «левосторонней» жизни в «правостороннем» мире. Я, конечно же, читала работы и статьи, касающиеся особенностей «леворуких» детей, но на практике (в воспитании и обучении) никогда не выделяла и не ставила эту особенность в приоритет. Для меня такие дети - обычные дети, хотя в анкетах и картах, заполняемых психологом, отмечала пункт - «латеральные предпочтения».
Так существует ли на самом деле популярное деление на «левшей» и «правшей»? Согласно этой теории среди «правополушарников» (они же левши) больше творческих людей, так как, якобы, доминирующее у них полушарие отвечает за зрительные картинки, восприятие звуков, смыслов, образное мышление, креативность. А есть «технари», у которых «рабочим» является левое полушарие, отвечающее за речь, логическое мышление, анализ, способности к математике, пониманию текстов, схем, символов, правил.
1Оказывается, не все так однозначно.
Любая психическая деятельность – это очень сложный процесс, где активируются многие механизмы и структуры мозга, поэтому любой процесс нужно рассматривать не в одной проекции, а в трехмерной модели.
Некоторое функциональное разделение действительно возникает по таким процессам, как речь, ведущая сторона тела, а также работа фронтальных зон мозга, отвечающих за волевые процессы. Например, при восприятии и распознавании речи, левая часть больше отвечает за привнесенное снаружи, из внешнего мира (слова, символы), а правая часть – за внутренний опыт (ощущения, образы, эмоции, чувства).
Процессы, где требуется работа полушарий, идут параллельно и в правом и в левом полушариях. Дублирование процессов, их локализация и слева и справа, нужны для обеспечения избыточности и повышения качества. В какой-то момент времени может доминировать то или иное полушарие мозга, попеременно (мозговая асимметрия, реципрокное неравновесие). Специалисты говорят, что для достижения высоких показателей в тех или иных психических процессах необходимо стремиться к реципрокному равновесию, когда оба полушария уравновешены, не доминируют друг над другом.
Полушария регулируют друг друга, обрабатывают параллельно одну и ту же информацию, но разными способами, при этом синхронизируются друг с другом, обеспечивая синтезом, сплавом информации. Поэтому утверждение о том, что есть «физики» и «лирики», отличие которых обусловлено доминированием работы левого или правого полушария – это миф. Приписывать особенные личностные, поведенческие характеристики, или связывать успешность человека с его доминирующей рукой не стоит. А к некогда популярным тестам на определение доминирующего полушария и характеристикам, описывающим особенности такой доминанты, следует относиться как к развлечению.
Что я хотела сказать этой статьей? То, что каждый ребенок уникален, и его латеральные предпочтения (ведущая рука) могут отличаться от стандартных. «Важно помнить, что мозг – сложный и сугубо индивидуальный орган, и у каждого человека может быть уникальная комбинация развития полушарий. Предпочтительное полушарие не является «узурпатором», и большинство задач требуют взаимодействия обоих полушарий для достижения оптимальных результатов». Поэтому не нужно настойчиво переучивать ребенка-левшу, следует лишь помочь адаптироваться под праворукий мир. Для этого важно создать условия для эффективного обучения и воспитания школьника, учитывая его латеральные предпочтения.
Если же у родителей есть желание предотвратить возможные трудности в обучении и помочь ребенку успешнее осваивать школьную науку, то специалисты в нейропсихологии предлагают «тренировать мозг» ребенка с помощью упражнений и игр, в ходе которых задействуются обе руки и, следовательно, оба полушария мозга. Например, рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Также полезны: пальчиковая гимнастика; кинезиологические упражнения; самомассаж; дыхательные упражнения; дидактические задания; творчество; прослушивание классических музыкальных композиций; логоритмика. Такая «гимнастика» для мозга будет полезна каждому ребенку вне зависимости от того какая рука у него ведущая.
А вы отмечали явные особенности и проявления «левшести» у вашего ребенка? В поведении, учебных успехах, других видах деятельности? Отличается ли он от сверстников-правшей? Какие элементы «гимнастики ума» практикуете в своих семьях вы?
Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
2Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 6 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 157 человек
Самое читаемое
173419 марта 2025
Гороскоп на 18 марта 2025 года
153317 марта 2025
Гороскоп на 16 марта 2025 года
84315 марта 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
10665405 марта 2025
7910111
Психолог
Записи автора
93822 марта 2024
Как выбрать форму образования для ребенка?
83126 января 2024
Книга для родителей, предпочитающих демократический стиль общения с детьми
83627 сентября 2023
136519 сентября 2023
76714 сентября 2023
«У меня нет друзей. Со мной что-то не так?»
964113 августа 2023
115806 июля 2023
— Психолог
— Психолог
— омичка
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии