Притча о старом шляпнике
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра, где в разных модификациях участники выполняют роль, «надевая шляпу определённого цвета». Использовать этот приём можно во многих областях при любой умственной работе и на самых различных уровнях (личностном, коллективном).
109419 сентября 2023
Давным-давно, а может и недавно, жил на свете старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него только лишь цветной фетр. Но у него были золотые руки и прекрасная мудрая душа. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветлёнными и одухотворёнными, решительными и воодушевлёнными выходили люди из мастерской старого Шляпника, унося свой заказ. Стоит ли говорить, как славился своим умением мастер, как благодарны были ему люди за шляпы, несущие великий секрет великого мастера.
Шли годы. И настало время, когда старый Шляпник покинул этот мир, оставив своим шестерым сыновьям славу великого мастера, мастерскую, обрезки цветного фетра и... шесть разноцветных шляп – белую, чёрную, жёлтую, красную, зелёную и синюю. Шляпы были настолько изысканны, что явно должны были принадлежать очень богатому и успешному человеку.
1– Наверное, основное отцовское наследство – это те деньги, которые нам заплатит заказчик разноцветных шляп, – решили сыновья мастера. – Должно быть, они стоят очень дорого, и мы будем богаты! Мы разделим деньги поровну и отправимся странствовать по свету, чтобы найти свою судьбу, – планировали сыновья.
Но время шло, а богатый заказчик так и не появился.
– Странно, – размышляли сыновья, – последний заказ мастера должен был бы дорого стоить. Но раз никто за ним не приходит, может, мы оставим эти шляпы себе?
И сыновья решили разделить отцовское наследство между собой.
– Я беру себе шляпу белого цвета, – заявил первый сын. – Она так изящна и восхитительна, что, надев её, я смогу войти в высшее общество, красоваться на балах и приёмах. Я уже не буду чувствовать себя сыном простого шляпника.
– А я выбираю чёрную шляпу, – сказал второй сын. – Чёрный цвет подходит к любому костюму. В этой шляпе я буду строг, представителен, элегантен в любой ситуации. Уверен, она принесёт мне удачу!
– А я, пожалуй, выберу жёлтую, – сказал третий сын. – В наших краях так мало солнечных дней, я так скучаю по ним. Жёлтая шляпа, хоть и требует особого костюма, подарит мне радость солнца и улыбку! А тот, кто улыбается, – счастлив.
– Пусть моей шляпой станет красная! – воскликнул четвёртый сын. – Я всегда мечтал выделяться из толпы, мне всегда нравилось, когда на меня обращают внимание. В красной шляпе меня все будут замечать! Меня будут любить женщины!
2– Зелёная шляпа так оригинальна! – заметил пятый сын. – Я ещё никого не видел на улице в зелёной шляпе, даже на маскараде. Мне кажется, зелёная шляпа сделает меня законодателем новой моды. Мне нравятся неожиданные решения, я беру зелёную шляпу!
– Вы разобрали все шляпы, – молвил шестой сын. – Мне остаётся только взять синюю.
Странно, но вы освободили меня от проблемы выбора. Я доверился судьбе и получил то, что сам выбрал бы в первую очередь! Проблема выбора... – задумался шестой сын, – надо, пожалуй, поразмышлять об этом.
И вот наследство старого мастера было разделено между его сыновьями. Они заботливо упаковали обрезки цветного фетра, закрыли мастерскую и на заре отправились каждый в свою сторону.
Прошло немало времени, прежде чем, повинуясь какому-то особому внутреннему чувству, сыновья старого мастера опять собрались все вместе под крышей отцовской мастерской. Сидя у огня, каждый из них рассказал свою историю, и все были поражены тому, как наследство Шляпника повлияло на них.
Сын, взявший себе белую шляпу, стал важным человеком, он занимал высокий пост советника в одной могущественной стране. Он был чёток и беспристрастен. Излагая историю своей жизни, он перечислял факты и события, опуская свои переживания. Братья дивились таким переменам, но слушали с большим уважением.
Хозяин чёрной шляпы стал остроумным и язвительным. Рассказывая о людях, с которыми его свела судьба, он метко и красочно описывал их слабости и пороки, создавая гротескные портреты. Казалось, он живёт в стране мелочных и туповатых людей, хотя было известно, что жители города, где поселился второй сын мастера, были достойными гражданами. Между тем этот сын Шляпника сделал неплохую карьеру, так как умел предупреждать ошибочные решения местного бургомистра.
Жёлтая шляпа сделала третьего сына Шляпника неисправимым оптимистом. Оказывается, он живёт в лучшем в мире городе, жители которого замечательные люди. Он радуется восходам и закатам, бегает трусцой, разводит цветы и занимается благотворительностью.
Пока братья рассказывали свои истории, только один из них постоянно нетерпеливо вскакивал, то радостно аплодировал, то в отчаянии заламывал руки, то раздражённо бросал свою красную шляпу. Братья наблюдали за ним с интересом – ведь не каждый так эмоционально реагирует на жизненные приключения. Оказалось, четвёртый сын Шляпника стал актёром, сценическое имя которого всем пятерым было хорошо известно! Хозяин красной шляпы был актёром без амплуа.
Благодаря своей эмоциональности и чувствительности он гениально играл и драматические, и комические, и трагические роли. Обладатель красной шляпы стал очень знаменитым. Но вот беда, в обычной жизни ему так и не удалось научиться сдерживать свои чувства...
3Когда очередь рассказывать историю дошла до пятого сына Шляпника, тот молча разложил на столе фотографии. Братья взглянули и увидели своего брата в обществе знаменитых людей. Вот ему пожимает руку президент сильнейшего государства, вот он даёт интервью знаменитому журналисту, вот он участвует в открытии своей выставки... Хозяин зелёной шляпы был знаменит, но скромен. Он был образован в различных областях, прекрасно рисовал, сочинял стихи и музыку. Ко всему, за что он брался, он подходил неожиданно, нетрадиционно. На его счету было немало изобретений в различных областях. Крупнейшие компании приглашали его консультантом, его идеи принесли успех многим людям.
И вот последний из сыновей Шляпника снял свою синюю шляпу. И все братья увидели, сколько знания, мудрости и любви излучают его глаза. Он стал Учителем, многие приходили к нему за советом, а король доверил ему воспитание наследника...
И сыновья старого мастера поняли, какое удивительное наследство оставил им отец.
И захотелось каждому снять свою шляпу – ведь она уже многому их научила – и примерить шляпы друг друга.
Так они развили в себе новые качества, что позволило им стать счастливыми.
С тех пор прошло много, а может и немного, времени, но разноцветные шляпы переходят из рук в руки и позволяют себя надевать тем, кто хочет научиться чему-то новому...
В данной притче образно описан принцип действия достаточно популярного метода решения практических задач (проблем), ведения полемик и дискуссий, тренировки эффективного мышления, который так и называется – «Шесть шляп мышления». Придумал его Эдвард де Боно (19 мая 1933 – 9 июня 2021) – британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, изобретатель концепции латерального мышления (от англ. lateral thinking – боковой, поперечный, направленный в сторону). Латеральное мышление, по мнению Боно, помогает решать трудные задачи с помощью необычных методов или использования элементов, которые игнорируются обычным логическим мышлением.
Суть техники в том, что нужно оценить проблему с разных ракурсов.
Э. де Боно предложил шесть путей, способных нарушить привычное для мозга состояние мышления и принятия решений. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим. Таким образом, сложные задачи решаются не путём столкновения мнений, идей, доводов и последующим признанием, какая идея оказалась «сильней», а последовательным рассмотрением всех вариантов и нахождением самого эффективного и полезного способа, учитывающего все интересы и возможные плюсы. «Полное видение ситуации наступает после того, как были поочерёдно надеты все шесть шляп» – говорит автор метода.
Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра, где в разных модификациях участники выполняют роль, «надевая шляпу определённого цвета». Использовать этот приём можно во многих областях при любой умственной работе и на самых различных уровнях (личностном, коллективном).
4Попробуйте с помощью «Шести шляп» запланировать важные дела, написать статью, оценить что-либо, принять важное решение, найти выход из сложной жизненной ситуации. Для работы с коллективом метод «6 шляп мышления» часто используется как «мозговой штурм», при планировании, оценке или как элемент обучающей программы, а также при разрешении конфликтов, споров.
Хотелось бы вам освоить этот метод?
Оригинал — в группе «Мой психолог в Омске» Вконтакте.
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 147 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 125 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 ноября 2024 года
84216 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»
837921 ноября 2024
На «трассе смерти» погиб омский предприниматель Дмитрий Мельников
76818 ноября 2024
Выбор редакции
7910111
Психолог
Записи автора
79422 марта 2024
Как выбрать форму образования для ребенка?
69626 января 2024
Книга для родителей, предпочитающих демократический стиль общения с детьми
71727 сентября 2023
69614 сентября 2023
Левша или правша. Важно ли это?
67603 сентября 2023
«У меня нет друзей. Со мной что-то не так?»
892113 августа 2023
102506 июля 2023
— депутат Государственной Думы
— попутчица
— директор правового холдинга «Закон»
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии