Четыре составляющие хороших детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения — это система взаимосвязей и взаимосвязей порой неочевидных, но чертовски важных. Лишь только выпадает одно звено — все идёт под откос, даже если с остальным все прекрасно.

55528 сентября 2023
Четыре составляющие хороших детско-родительских отношений

В голосовании в моем ТГ-канале победила тема про составляющие части хороших детско-родительских отношений. И это хорошо, на мой взгляд. Потому что этот вопрос имеет фундаментальную основу. Часто необходимо говорить родителям о том, что детско-родительские отношения — это система взаимосвязей и взаимосвязей порой неочевидных, но чертовски важных. Лишь только выпадает одно звено — все идёт под откос, даже если с остальным все прекрасно.

Итак. Ни слова больше и внимательно следим за руками. Всё (детско-родительские отношения) стоит на четырех ногах. Именно ногах — чтобы понять метафору общей устойчивости системы:

1

— привязанность;
— ведущая роль родителя;
— границы (ограничения);
— сепарация.

1) Привязанность
Сразу скажу: не путать с зависимостью. Так вообще задумано природой, что привязанность — это основополагающий компонент отношений между детьми и родителями. Когда ребёнок рождается, то он очень миленький и мимимимимишный, вкусно пахнет, издаёт прикольные звуки и т.д. Все это нужно только для одного — чтобы родители очень сильно привязалась к ребёнку и не упускали его из виду. Потому что от этого зависит его выживание. Основы привязанности формируются в ребёнке и между им и родителем, в среднем, до 6-7 лет. Имеются достаточно чёткие и понятные данные о том, какой уровень привязанности соответствует тому или иному возрасту. Всего уровней привязанности шесть. И от того, как правильно и гармонично были укомплектованы эти уровни родителями, зависит многое — начиная с того, как вы пройдете пубертат, заканчивая тем, с какими сложенными внутренними структурами уже взрослый человек будет вести свою жизнь.

2) Ведущая роль родителя
Её ещё можно назвать Альфа-позицией. Человек, обладающий альфа-позицией, имеет власть, но при этом он несёт ответственность за происходящее. В идеальном мире именно родитель должен становиться таким человеком для ребёнка. Родитель знает и способен (!) настоять на исполнении всех пунктов режима дня, способен донести важность, а местами и неизбежность наступления того или иного события, способен провести ребёнка через все эти события раз за разом.
Контейнирование, сдержанность, уверенность, последовательность — атрибуты так называемой «мягкой силы», суперспособности, которой в идеальном мире должен овладеть каждый родитель.

3) Границы
Границы рассмотрим с нескольких сторон. Первичны здесь границы физические, которые начинаются с непричинения физической боли другому. маме, папе, брату, коту, хомяку — никому. К 2 годам ребёнок вполне в состоянии это усвоить. Осваивается в этот момент именно физическое оттормаживание. Далее этот опыт может генерализоваться на других окружающих людей и даже предметы. Освоив базовую границу, приходит новый этап, другая сторона границ — границы «невидимые», такие как исполнение расписания, «запретные» словечки, личное пространство и границы родителей, других людей и иные «невидимые» запреты. Все это ребенок способен усвоить и даже с радостью и пониманием выполнять, но только при условии качественно пройденного базового этапа.

4) Сепарация
Все её хотят, но нихрена никто не понимает, что это такое. Но все равно хотят. Это тот самый сегмент отношений, где родители дают ребёнку максимальное количество двойных посланий. Типа «да ты иди, не бойся, но не ходи, я боюсь». Это постепенная передача ответственности за решения, действия и последствия.

Сепарация, как и все стальное в нашей жизни, — поэтапное наращивание интенсивности. Выделяют чаще всего пять этапов. Тут есть серьёзные расхождения у специалистов и учёных, но в первом этапе схожи все. Первый этап сепарации — это отрыв плода от матери, его рождение. С этим этапом все с разной степени успешности справляются, а что дальше — поле для рассуждений. Но давайте я попробую сложить метафору, чтобы представлять все наглядно. Вот представьте космодром и ракету. Она долго готовилась к старту и стартует — мучительно, с огромными энергетическими затратами, но оторвалась от земли и начала полет на малой высоте. Так у неё прошёл первый этап сепарации. В этот момент максимально напряжены все системы и весь центр управления полётами, пилот максимально беспомощен. По мере взлёта отходят ненужные ступени, набирается высота и скорость. Центр управления полётами начинает понемногу расслабляться, а управление аппаратом плавно переходит в руки пилота. А заканчивается все тем, что центр может только наблюдать издалека за происходящим, а пилот махать рукой и иногда присылать видео с орбиты (ничего не напоминает?). Самое главное тут (внимание!) — готовность родителя к этому процессу, ребёнок всегда к нему готов. Вот так это выглядит в «двух словах».

Тема очень большая, но даже сейчас, если у вас уже есть дети, вы можете чекнуть свою систему на состоятельность и, возможно, обнаружить, что где-то есть провалы. В этом нет ничего плохого — обнаружить проблему, это половина её решения. Пройдитесь по этому списку, как по чеклисту. Если хотите поделиться, что вышло, пишите в комментариях. Можем чуть подробнее разобрать.

 

2

Оригинал на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 114 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 104 человека

Нейропсихолог, канистерапевт, детский психолог, 



























Блог-пост

Олег Клишин

— Писатель

Ольга Савельева

— попутчица

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

266712 июня 2024
«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Story

«Если ты не построишь свою мечту, тебя наймет другой человек и построит эту мечту с помощью тебя»

Юлия Алхамви – о том, как они с мужем Захиром устроили сладкую жизнь дома и на работе, на которую она смотрит как на... отдых. Об избавлении от конфликтов договоренностями «на берегу», неслучайном совпадении числа детей и проектов-направлений, о том как далеко намерен шагнуть семейный бренд «Алхамви». А также о том, где в Омске можно попробовать сирийские блюда и настоящий арабский кофе на песке.

288611 июня 2024
«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Story

«Жить с ощущением того, что я сегодня лучше, чем вчера»

Мария Бахтина – о пути от студентки после курсов маникюра до совладельца сети барбершопов DABRO, «МЕТРО» и салонов красоты Love me, обслуживающих по 16 000 человек в месяц уже не только в Омске, о тесте на «бизнес-совместимость» в детском лагере, свиданиях в замужестве и традициях в семье.

298006 июня 2024
«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Здоровье

«Мой девиз по жизни – мне можно всё»

Заведующий кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры ФГБОУ ВО СибГУФК, кандидат биологических наук, доцент Ирина Таламова — о простукивании тела и прослушивании скрипки, приветствиях Солнцу и Луне, рекомендуемых «квадрате» и «треугольнике», ободряющей татуировке и психорегулирующей вышивке.

3036203 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх