
Несовершенство — как одна из экзистенциальных данностей
Задали мне такой вопрос. «Принято выделять четыре экзистенциальные данности: смерть, одиночество, свобода и бессмысленность. Почему вы заменяете смерть на «временность/конечность» и еще добавляете несовершенство?». Захотел развернуто ответить.
47221 декабря 2024
Что такое сами по себе экзистенциальные данности? Это некие универсальные особенности человеческого существования, которые сопровождают нашу жизнь от рождения до смерти. Их специфика заключается в том, что все они порождают массу неприятных переживаний при их осознании, и, соответственно мы как существа, тянущиеся к комфорту, стараемся их по возможности избегать. Однако если этого избегания становится очень много, то, получается, предметом избегания становится сама жизнь. Это сопровождается зашкаливающим количеством тревоги, тоской и еще рядом других еще более неприятных переживаний, чем те, от которых мы бежим.
Смерть — наиболее яркое и страшное проявление одной из этих данностей — того, что всё во Вселенной временно и конечно. Наши сознания, как искры, загораются в бессознательной тьме мира, какое-то время горят (иногда складываясь в красивые созвездия с другими сознаниями), а потом, спустя некоторое время гаснут навсегда (не буду сейчас спорить с людьми, считающими иначе, просто обозначу, что для меня это так). Смерть — наиболее яркое, но не единственное проявление этого процесса, которые я и называю «временностью». Мы каждый день что-то да теряем, что-то утрачивается, заканчивается, изнашивается, разрушается. В конце концов, энтропию во Вселенной еще никто не отменял. И мы либо прячем голову от ужаса, либо учимся прощаться, горевать и утрачивать.
Почему еще и «несовершенство»? Оно, как данность, вовсе не мое изобретение, правда, я не помню, кто именно первым заговорил о нем как о части экзистенции. В этом мире нет ничего, что мы могли бы назвать совершенным, но при этом человеческая культура пронизана этим самым стремлением к совершенству. Здесь с нами сыграло злую шутку одно из несомненных достоинств нашего сознания — способность к абстрактному мышлению. Из реально существующих феноменов этого мира мы можем выделять некую «эссенцию», суть, и из этих вот абстракций формировать идеальные образы, которых попросту нет в круге земном. Идеальные пропорции человеческого тела, идеальное общество, идеальные отношения, идеальный человек. И с этим прокрустовым ложем огромного количества абстракций чуть ли не с самого рождения начинает биться обычный человек. А иногда и не успевает начать, если в каком-нибудь евгеническом обществе вас сразу же определили как «негодное» существо (в силу физических недостатков или, например, «неправильной» национальности/расы).
И этот внутренний конфликт между «как должно быть» и «как есть» с нами на всю жизнь, окрашивая её стыдом, завистью, виной, тревогой несоответствия. Можно от него вечно убегать или уверовать в собственную идеальность, или же имитируя ее, превращая себя в сплошное хроническое напряжение и страх разоблачения. Можно утонуть в ненависти к себе, если ощущаешь, что не справился с задачей стать «лучшей версией себя». Можно предъявлять претензии к миру за то, что он несправедлив (а должен быть, понятное дело, справедливым), или, например, решить, что мир как раз справедлив, а это значит, что ты заслужил всё то, что приходится на твою долю. Абстракции часто правят нашим сознанием, делая невозможным изучение того, что у нас уже есть, воплощенное, телесное, проявленное, но невидимое и ненавидимое из-за того, что они всегда хуже, чем стерильные идеалы.
Так что да, я считаю несовершенство одной из экзистенциальных данностей, с которой нам иметь дело всю жизнь. Альтернативой стремлению к идеалу я вижу любопытство к тому, что уже есть в нас, что в нас развивается и стремится быть проявленным, а что застыло, или же изгнано куда-то на задворки сознания как недостойное того, чтобы быть признанным. Это любопытство тоже ведет к развитию, и в некоторых случаях — к улучшению глубоко индивидуального нашего бытия (а не к абстрактно-хорошему «здоровью»). Но уж точно — не к лучшей версии себя.
1
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:flickr.com
Яндекс.Директ ВОмске
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 4 человека
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 154 человека
Самое читаемое
Гороскоп на 5 февраля 2025 года
105504 февраля 2025
Гороскоп на 6 февраля 2025 года
94605 февраля 2025
Гороскоп на 7 февраля 2025 года
87106 февраля 2025
Выбор редакции
2787824 января 2025
849916
Психолог, частная практика. Ранее - Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет.
Записи автора
Три разных действия по отношению к другому человеку
47722 января 2025
57418 января 2025
Не любить себя — это нормально
58213 января 2025
53724 декабря 2024
Зачем это всë в крайне странном путешествии без цели и высшей миссии?
55017 декабря 2024
Два фундаментальных заблуждения о психотерапии
54010 декабря 2024
53809 декабря 2024
54020 ноября 2024
— Психолог
— депутат Государственной Думы
— Психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии