Открыть «Малахитовую шкатулку»

Сделать это можно в театре «Арлекин»: теперь в его репертуаре есть спектакль по знаменитому сказу Павла Бажова. И хотя взрослым зрителям сюжет давно известен, неожиданного и интересного их ждёт немало. Режиссёр Фамил Джавадов и художник Никита Запаскин превратили большую сцену «Арлекина» в ту самую малахитовую шкатулку, куда и поместили бриллиант Павла Бажова — один из самых известных уральских сказов.

10912 декабря 2024
Открыть «Малахитовую шкатулку»

Постановка Фамила Джавадова полностью соответствует названию «Арлекина»: «театр куклы, актёра, маски». Куклы здесь самые разные. Горные рабочие, словно гномы рядом с грозным приказчиком, они как части механизмов соединены с тележками для добычи ископаемых. А вот алчные любители наживы огромны: их громадные головы не помещаются в дверях, длинные жадные руки тянутся к малахитовой шкатулке — единственной ценности вдовы горнорабочего Степана Настасьи. Забавны и кумушки-соседки, болтающие, выглядывая из своих окошек: зрители тоже видят лишь головы и руки, но этого оказывается достаточно для создания архетипично-карикатурных образов сплетниц: Андрей Набивачев и Алексей Горбунов наделяют их очень живыми интонациями. Есть и планшетная кукла: дочка Степана и Настасьи Танюша. Но она появляется и в «живом плане»: актриса Алёна Моисеева открыто, не за ширмой проживает все действия своей куклы. А когда Танюша подрастает, она остаётся лишь в «живом плане».

1

С этого момента Алёне Моисеевой единственной приходится создавать образ без внешних средств. Хотя... малахитово-зелёное платье, в котором она появляется в царском дворце, словно бы раскрывает её собственную царственность, которая до этого казалась отрешённостью от всего внешнего, погружённостью девушки в своё творчество, ведь она стала знаменитой рукодельницей.

Всем остальным исполнителям помогают в создании образов их маски. Первая, с кем знакомятся зрители, загадочная странница (Александра Батура): этакая согбенная старушка. Она не только в самом начале погружает зрителей в сюжет, рассказывая, откуда в семье горнорабочего Степана взялась малахитовая шкатулка с драгоценностями, но и становится покровительницей его дочки Танюши: обучает её рукоделию, оставляет шелка для работы и дарит волшебную пуговку, которая поможет в критические моменты принимать правильные решения. Уж не сама ли Хозяйка Медной горы скрывается за этой маской?

А вот маска Настасьи позволяет Марине Зене показать сдержанность своей героини, готовность принять свою судьбу. Совсем другие маски у приказчика (Данил Чернов), его жены, жаждущей заполучить заветную шкатулку (Александра Батура исполняет и эту роль) и барина Турчанинова (тоже Алексей Горбунов): они карикатурны. И актёры отлично поддерживают эту карикатурность пластической выразительностью. Скажем, когда Турчанинов мёрзнет у дворца в ожидании Танюши, которую уже считает своей невестой, он так дрожит от холода, что, кажется, и в зрительном зале становится холоднее.

В некоторых сценах словно бы соединяются маски и куклы, для этого используются так называемые тантамарески: кукольное тело и голова актёра. Такой предстаёт царица: не живой человек, а некий символ власти. А ещё тантамарески применяют в фотозонах, когда к изображённому на планшете сюжету можно «подставить» своё лицо, а иногда — и руки. Вот и здесь так выглядит застолье в доме приказчика, встречающего вместе с женой молодого барина. Но каждый из них не только за этим планшетом скрывает свои намерения, но и под своей маской. Однако содержимое малахитовой шкатулки словно бы проявляет каждого, как фотоплёнку. А негатив, как известно, отличается от напечатанной фотографии.

Да, фантазия режиссёра и художника даже с детства знакомый сюжет раскрывают по-новому. «Чем больше мы погружались в этот сюжет, тем больше удивлял сам Бажов: насколько он глубокий, сколько в нём скрыто, сколько не разгадано, — признаётся режиссёр. — Для меня это всё — про природу человека, про то, что не нужно быть самонадеянным, уверенным, что он всё знает и может. Есть что-то, что намного сильнее человека». Недавно Фамил Джавадов и Никита Запаскин сделали в Пятом театре спектакль «Остров Рикоту», где тоже работали с фантастическим сюжетом: «В чём-то «Малахитовая шкатулка» для меня — продолжение «Острова Рикоту», — говорит Фамил. И правда, в том спектакле тоже «всё — не то, чем кажется».

А будет ли интересен этот сюжет юным зрителям? Спектакль маркирован (6+), но в театре его рекомендуют зрителям от 8 лет. Судя по реакции юных зрителей, которые побывали вчера на сдаче спектакля, их увлекли и сказочный антураж, и маски, и актёрская эксцентрика, и шутки. Режиссёр надеется, что этим получится увлечь ребёнка, чтобы у него возникло желание прочитать само произведение: «Есть задача, чтобы спектакль помог встретиться читателю с произведением», — говорит он. Но это уже не так-то просто: даже на 19 января осталось совсем немного билетов. Следим за афишей!

2

 

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 

Автор:Елена Петрова

Фото:Никиты Кудрявцева, vk.com/arlekin_omsk

Теги:театр«Арлекин»премьера


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

30 декабря

Спойлера не получилось!

Спойлера не получилось!

1345104 ноября 2024

19 января

Открыть «Малахитовую шкатулку»

Открыть «Малахитовую шкатулку»

11012 декабря 2024

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 149 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 126 человек



























Блог-пост

Елена Петрова

— омичка

Ольга Савельева

— попутчица

Оксана Клименко

— Коуч, психолог


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

Светские хроники

С джазом, драйвом, детьми и друзьями

«Вы нескромны», - пожурила Ирина Лапшина Валерия Перминова, который 27 ноября устроил в Концертном зале «Мегаквартирник». Но тут же прибавила: «Дай бог каждому юбиляру Омской филармонии так отмечать свой юбилей!»

1712129 ноября 2024
Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Кредо

Серик Отынчинов: «Я никогда не унывал!»

Как известно, человек — кузнец своего счастья. 31-летний Серик тоже «кует» свою жизнь без устали, только не руками, а ногами. Рук у него нет с рождения, по этой причине от него еще в роддоме отказались родители. Зато ногами он умеет прекрасно писать, рисовать и играть в футбол. Из интернатов в мир обычных людей Серик попал, когда ему было уже за двадцать, образование — ноль классов. Однако сейчас талантливый и целеустремленный самоучка учится в колледже.

27361021 ноября 2024
Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Кредо

Виктор Шкуренко: «Я, как Фауст, готов продать душу дьяволу за возможность обладать абсолютным знанием»

Известный омский предприниматель, обороты компаний которого исчисляются цифрами с девятью нулями, рассказал «ВОмске», что заставляет его плакать и какой день у него был самым счастливым за последние годы.

5733310 октября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

7340106 сентября 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх