
Блиц. Первоклашки
Как научить вундеркинда соблюдать школьный режим, как пресечь издевательства ребенка над родителями и можно ли бить девочек?
61106 февраля 2025
Вопрос 1
Мальчик 7 лет 9 месяцев, 1 класс. Развитый мозг, сильно опережает программу, решает трудные нестандартные задачи старшего возраста, в школе ему скучно. Не хочет туда ходить. Опаздывает каждый день на уроки, специально тянет время. Сначала не вылезает из кровати, потом садится на унитаз и не слезает по полчаса. ВСЕГДА опаздывает в школу. Для нас, родителей, утро будней — это ад. У меня дергается глаз уже. Ребенок говорит: «Не переживайте, что я опаздываю, ничего нового я там не пропустил, вообще туда ходить не хочу». Никак до ребенка не достучаться, что он мешает товарищам, учительнице, что нарушает правила. Что можно сделать, чтобы опоздания прекратились?
1Ответ 1
Первое, что важно взять на заметку самим родителям: ребенок, особенно первоклассник, ходит в школу не только для того, чтобы научиться считать и писать. Самое главное, что должен освоить ребенок в младшей школе, это соблюдение правил и границ, выстраивание социальных связей со сверстниками и учителями. Эти навыки потом пригодятся на работе: можно научить сотрудника сложной программе, но вряд ли кто-то станет объяснять нормы и учить общаться с коллегами и начальством. Именно в связи с этим программа младшей школы не перегружена: пока учиться и не должно быть сложно, здорово, что всё дается припеваючи, получается и выходит. И тогда все свои силы ребенок может бросить на освоение других важных сфер.
И этот пункт пока данный мальчишка не освоил. Я бы предположила психологическую незрелость, неготовность к школе при отлично развитых умственных способностях — такую картинку мы часто наблюдаем у первоклашек, особенно мальчиков, и именно поэтому не рекомендуем отдавать детей в школу до полных 7 лет. Кстати, напомню родителям тех деток, кто собирается в следующем году в первый класс: февраль-март — идеальное время для прохождения тестирования на психологическую готовность к школе. До сентября есть достаточно времени либо пересмотреть решение, либо подтянуть те аспекты, которые проседают.
Еще предположу, что даже если сейчас поменять школу и найти программу посильнее, проблема с опозданиями никуда не денется, а утра не превратятся в райский рассвет на Мальдивах под шум прибоя.
Что делать?
- наладить режим
- узнать у учителя о последствиях и дать с ними столкнуться, не спасать ребёнка от них
- посмотреть, что дома у ребёнка с правилами и последствиями.
Вопрос 2
Мальчик, 7 лет. Не слушается, не уважает маму, издевается над ней, пукает специально в лицо, громко стучит и орет, когда у мамы болит голова, зовет с чем-то помочь и тут же заставляет ждать его, нарочно растягивая время, грубит, говорит гадости, демонстративно отказывается помочь на людях, например, подержать пакет: «Твой пакет, сама и держи!», противоречит, спорит, хамит, унижает, делает все наоборот, выполнит просьбу с 10 раза или угрозы наказания. При этом с чужими людьми воспитанный и идеальный, знает нормы поведения и что можно, что нельзя. Очень умный. Папа хороший, его тоже не слушается, но не так. Семья полная, один ребенок. Вопрос: как обрести авторитет маме?
Ответ 2
2В данной ситуации я бы сказала, что это не просто педагогическая запущенность или проблемы с границами, с проявлением агрессии. Скорее ребенок борется с мамой за что-то. Что это конкретно, лучше смотреть на сессии у психолога.
Из техник самопомощи:
- вести дневник и указывать все триггеры
- попробовать эти триггеры проанализировать и понять, за что борется
- подумать, как давно это началось, и найти первопричину.
По факту дети часто таким образом отстаивают то, что им реально нужно: внимание, самостоятельность, возможность быть собой, а не заменять какой-то другой объект. И своим поведением нередко отыгрывают семейные скелеты: то, что им не сказали, что они приемные, или не от того отца, или был брат/сестра, но умерли до их рождения и теперь эта тема замалчивается. Конечно, я никоим образом не утверждаю, что такие скелеты есть в данной семье, но повторюсь: лучше к психологу разбираться с ситуацией. И совсем идеально — всей семьей.
Вопрос 3
Сын первоклассник сидит за партой с девочкой. Девочка отвлекает сына от занятий, тычет карандашом в брюки, толкает ногами, говорит неприятные слова, в общем делает все, чтобы учеба была в тягость. В воспитании мы не используем методы насилия, стараемся все решать словами. В данном случае сын и просил девочку отстать и просил учителя отсадить его. На данный момент их рассадили. Но вопрос актуальный: можно ли посоветовать ударить девочку, если она не понимает слов и пристает? Или это недопустимо и своими советами «я порождаю насилие»?
Ответ 3
У нас есть все виды кодексов: уголовный, административный, трудовой, налоговой и иже с ними. Но вот свода законов, что делать детям в сложной ситуации, нет. Приходится руководствоваться собственными внутрисемейными настройками: для одних можно отстаивать свои границы, несмотря на гендер, для других — порождаем насилие. Выбирать каждой семье самостоятельно, но (!) и нести ответственность за этот выбор — тоже.
Как мама мальчика я вас очень понимаю: вроде «девочек бить нельзя», а вроде как нынче девочки такие бывают и так себя ведут, что непонятно, что с ними тогда вообще делать, кроме как шваброй по голове. В итоге после неоднократных драк сына, с девочками в том числе, и где был прав, и где виноват, выработала следующую концепцию (она вообще не истина, не великое психологическое знание, просто частное мнение):
На вербальную агрессию отвечаем вербальной.
На физическую агрессию отвечаем физической.
Но если физическую агрессию применил к девочке, помни, сын, что для социума крайним останешься именно ты. Просто вот такие у нашего общества настройки.
И да, они не справедливые.
И да, мир не всегда справедлив.
Привыкай.
Люблю нежно. Целую. Твоя мама.
3
Оригинал — на странице автора ВКонтакте.
Фото:из блога автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 7 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 158 человек
Самое читаемое
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
11044405 марта 2025
Записи автора
Мачеха. Подводные камни лоскутной семьи
30827 марта 2025
22526 марта 2025
45721 марта 2025
Депрессия. Инструкция по применению
43920 марта 2025
192019 марта 2025
41406 марта 2025
Нужно ли доводить все до конца?
37404 марта 2025
37903 марта 2025
— Психолог
— Психолог
— Врач-психотерапевт, аналитический психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии