«Здравствуй, племя младое...»

Конечно, эти строки Пушкина мы с детства воспринимаем как обращение к нам, потомкам. Звучит оно и в финале спектакля Театра имени Евгения Вахтангова «Повести Пушкина» (16+), где обращено тоже к нам, в зал... 

69815 июня 2025
«Здравствуй, племя младое...»

...А читает его некий «человек дороги» или, как он сам представляется при знакомстве с другими героями спектакля, Иван Петрович Белкин. Да-да, именно «Повести Белкина», все, кроме «Гробовщика», и были рассказаны нам языком театра ещё в одном спектакле гастрольной программы вахтанговцев в Омске. Эта масштабная постановка шла на сцене Музыкального театра.

Иван Петрович Белкин здесь остаётся рассказчиком историй, но режиссёр Анатолий Шульев, сценограф Максим Обрезков, художник по свету Александр Матвеев создали именно пушкинский мир, поэтому и название «Повести Пушкина» оказывается более точным. Пока зрители входят в зал, на закрывающем сцену чёрном занавесе высвечивается слово «Повести», причём через букву «ять», и уже это настраивает нас на погружение в иное время. Причём создаётся впечатление, что буквы словно бы посылают в зал лучи, соединяя нас со словом Пушкина.

1

Да, сюжеты всех этих повестей известны со школьных лет, поэтому в спектакле и важны не сюжеты, а то, как они рассказаны. И тут опять нельзя не вспомнить строки из стихотворения, завершающего спектакль, ведь обращены они к тем дорогим для поэта местам, где он «провёл изгнанником два года незаметных». Здесь ведь и «три сосны стоят — одна поодаль, две другие друг к дружке близко...». Этот дорогой поэту «уголок земли» и воссоздан в сценографии: мощные стволы трёх огромных сосен уходят вверх, пряча кроны где-то в невидимой нам высоте. Вокруг них, рядом с ними, под их сенью и развиваются события. Даже когда одна из сосен с шумом рухнет после рокового «Выстрела», которым заканчивается первый акт, то мощный ствол и во втором акте продолжит участвовать в действии: он станет символом неизбежной разлуки героев «Метели» и «Станционного смотрителя».

Меняются времена года: весна и лето в «Барышне-крестьянке», осень в «Выстреле», зима в «Метели» и постепенный переход от зимы к новой весне в «Станционном смотрителе». Собственно, режиссёр так и обозначил жанр спектакля: «весна, лето, осень, зима... и снова весна». И это уже отсылка к современной культуре, к тому, что она, как «младая роща», растёт «под сенью» тех мощных стволов культуры, которые и сегодня нам близки.

В этом спектакле «минувшее меня объемлет живо»; именно — живо. Здесь нет попытки сделать истории вневременными или современными: гусары в мундирах и киверах, барышни — в сообразных их деревенской жизни нарядах, крестьянки — в сарафанах да расшитых платках. Но все они — живые и понятные нам, сегодняшним: счастливые или страдающие, любящие или жаждущие отмщения, беспечные или заботливые. И при этом они — чистое воплощение пушкинской прозы. Впрочем, и поэзии тоже: в каждой истории кто-нибудь из героев вспоминает соответствующее случаю пушкинское стихотворение и даже этим подчёркивает, что он — современник автора, поэтому легко выражает свои чувства его строчками.

И вновь хочется говорить не об отдельных актёрских работах, а о том, что такой спектакль невозможен без ансамбля, где каждый «работает» не на себя, а на создание этого пушкинского мира, в котором судьбы людей решают не только они сами, но и случай, рок, неизбежный, как смена времён года. Проводником судьбы становится Иван Петрович Белкин (Валерий Ушаков): где-то как участник событий, а где-то — как рассказчик.

Многие актёры в разных историях воплощают разные образы, как, например, Александр Рыщенков. Он и барин Берестов в «Барышне-крестьянке», и «маленький человек» Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», и священник в «Метели», и Кузька в «Выстреле». При этом актёр так разнообразен, что, признаюсь, не сразу поняла, что все эти роли исполняет один человек. То же можно сказать и о другом ветеране Вахтанговского театра — Юрии Шлыкове, он также занят во всех четырёх историях, создавая очень разные образы — от барина Муромского до лекаря-немца. Под «сенью» таких мастеров и формируется «племя младое» вахтанговцев. К счастью, для нас оно уже не «незнакомое». Надеюсь, у омичей и в дальнейшем будет возможность наблюдать, как «младая роща» этих талантов «разрослась»...

 

Оригинал — на странице автора ВКонтакте. 


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

13.01.2025

Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?

Уже проголосовало 18 человек

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 168 человек

























Блог-пост

Ксения Полежаева

— адвокат

Алексей Алгазин

— директор правового холдинга «Закон»


Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Правила воспитания Оксаны Клименко

Кредо

Правила воспитания Оксаны Клименко

«Хочу, чтобы дети мои были способны решать в обществе более серьезные задачи, чем просто сидеть и выполнять какой-то функционал», — так формулирует свою родительскую миссию командный и executive-коуч PCC IСF, СЕО центра профессионального коучинга Key&Key Group, психолог и бизнес-тренер Оксана Клименко. 

28004 июля 2025
Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Здоровье

Марина Малышева: «Безусловные объятия, безусловная любовь — это то, что нужно каждому человеку»

Кандидат биологических наук, преподаватель кафедры теории и методики адаптивной физической культуры СибГУФК рассказала «ВОмске», как ходить по гвоздям, чем можно заменить мыло и почему она не доверяет ярким продуктам. А также посоветовала чаще обнимать друг друга.

1674223 июня 2025
Правила воспитания от Натальи Нагайник

Кредо

Правила воспитания от Натальи Нагайник

«Я бы не хотела, чтобы мои дети выросли ванильными зефирками...», — комьюнити-менеджер, организатор ретритов Наталья Нагайник рассказала «ВОмске», как, учась у младших, уважать личные границы и, споря с мужем о гендерном делении ролей в семье, воспитывает своих таких разных дочерей.

72118 июня 2025
Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Кредо

Правила воспитания от Кристины Сабельфельд

Пример важнее слов: консультирующий психолог Кристина Сабельфельд о «недоделанной» реализации своей детской мечты через детей, о крике, ремне, сладостях и гаджетах, о гендерной идентичности и о том, почему важно не просто говорить, а самой служить живым примером. 

100303 июня 2025

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх