Вандалы разрушают подарок от Газпрома?

Я надеюсь на разумность тех, кто развивает город. Умейте делать выводы из происходящего и не повторяйте ошибок. Тогда и разочарований будет поменьше.

27524207 сентября 2017
Вандалы разрушают подарок от Газпрома?

В прошлом году омичам «подарили» целую улицу с прилегающими скверами, причём сделали её по-богатому – всё в граните, нержавеющей стали, с подстветкой, с резиновыми, пластиковыми и насыпными дорожками… Короче, полный евроремонт. Конечно, при этом пришлось вырубить сотни больших деревьев, но теперь в Омске есть чем гордиться – не каждый российский город обладает такой ценностью. Это правда. Но не прошло и года, а омичи уже приступили к разрушению подарка – выламывают столбики, ломают крыши, отбивают гранит… Неужели мы такие дикие, что не можем достойно вести себя среди красоты? Вопрос не праздный, а даже философский и относится он не только к омичам, но и ко многим жителям городов, причём не только российских.

Лет 15 назад мы работали с администрацией города по развитию городской среды (хотели сделать город удобным для омичей). Тогда считалось, что неким эталоном градоустройства являются европейские города (я, кстати, согласен и сейчас с такой точкой зрения). Чтобы изучить на практике как развивать город, мы поехали в Англию (не за бюджетные деньги) и посетили несколько городов, где общались и с администрациями и с жителями. Больше всего нас поразил Бирмингем – один из крупнейших городов, центр которого к тому времени пришёл в настоящий упадок. Такого гетто в развитых странах я больше не видел. Дома стояли с разбитыми окнами, везде мусор, в том числе и крупногабаритный, стены разрисованы и по улицам ходят личности подозрительной наружности. Да-да, это был район английского города, заселённый выходцами из авторитарных стран. Но и в этом месте был небольшой оазис красоты и чистоты – спортивная площадка без признаков вандализма. И нам объяснили – эту площадку захотели жители района, и администрация помогла её сделать, выделив деньги и предоставив материалы. Теперь никто даже не пытается её испортить или оставить здесь мусор, а если и попытается, то ему точно не поздоровится от местных авторитетов. Вот такая небольшая зарисовка. Кстати, говорят сейчас Бирмингем преобразился и гетто исчезло.

1

Омичи изучают опыт местного самоуправления в Бирмингеме

К чему я это написал? К тому, что уже давно известно, большинство людей не воспринимает «подарок» в виде благоустроенной улицы или спортивной площадки как нечто ценное для себя: раз подарили, то можно делать то, что захочется – обратно же не заберут. Ясно, что не все такие, и есть люди, которые будут говорить спасибо и пользоваться нежданным счастьем, но не они «правят балом», к сожалению.

В развитых странах это поняли уже давно и реализуют стратегию, в которой делают для горожан только то, что самим же горожанам нужно и они сами об этом просят (или хотят, но стесняются сказать). Сама процедура выяснения желаний непростая, и она не сводится к голосованию из перечня предложенных возможностей, но она есть. На русском языке она называется общественное участие, и в Омске мы её применяем уже больше десяти лет. Но не так часто, как хотелось бы.

Обычно администрация выбирает иной путь – придумать что-нибудь от себя в виде мечты и сделать омичам «подарок». Так было с улицей Чокана Валиханова, когда проект вызвал бурю неудовольствия некоторых активистов, так было и с Любинским проспектом, когда сформировалось целое движение ЛУЧ (Любинский – удобный для человека), которое боролось с идеалстроевской концепцией «благоустройства». Но тогда движение не смогло полностью победить Газпром, который нанял очень профессиональную команду из Санкт-Петербурга, и они загасили конфликт. Загасить-то загасили, но совсем не ликвидировали, и получилось то, что должно было произойти: омичи стали использовать «подарок» так, как хотели, не стараясь его сохранить, а иногда и проверяя его на прочность.

Надо ли было это предвидеть? Конечно. Можно ли было это предотвратить? Сложно, но можно. Почему не сделали? Да потому, что не считали омичей значимыми персонами, у которых надо о чём то спрашивать или интересоваться их желаниями. Вот и получили «ответку». И никакие полицейские и видеокамеры не смогут побороть такое отношение к улице, а возможно только усилят желание у экстремалов «почудить». И только тогда, когда омичи привыкнут к этому объекту и станут считать его своим, возможно превращение Любинского в место комфортного пребывания, если к тому времени его не разнесут на кусочки.

P.S. Несмотря на происходящее, я надеюсь на разумность тех, кто развивает город. Умейте делать выводы из происходящего и не повторяйте ошибок. Тогда и разочарований будет поменьше.


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Ваше мнение

06.07.2023

Довольны ли вы транспортной реформой?

Уже проголосовало 141 человек

22.06.2023

Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?

Уже проголосовало 119 человек

По образованию системотехник и специалист эколог. Кандидат технических наук и доктор философских наук. Был инженером, научным работником, государственным служащим. Сейчас профессор Омского государственного университета путей сообщений и председатель Ассоциации «Экологический комитет».

Возглавлял региональное отделение партии Яблоко в 2008-2012 годах.

Сфера научных интересов – проблемы самоорганизации и управления, социальная экология, урбанполитика, стратегическое планирование, управление водными ресурсами.

Убеждённый либерал: человек сам в ответе за свою жизнь.

Женат, есть сын, дочь, внучка и внук.




























Яндекс.Директ ВОмске

Стиль жизни

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Story

Александра Данилова: «Хочу сняться в кино, Скарлетт — мой эталон»

Год назад омичка взяла Гран-При конкурса красоты, а в 2024-м — победила в номинации «ТОП-Женщина».

1473527 сентября 2024
Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

Story

Сгибневы: когда у сына не только уроки с «домашкой», но и работа с зарплатой

История знает много примеров успешного семейного бизнеса, споткнувшегося о смену поколений, — когда оказывалось, что дела отцов детям просто не интересны. Максиму и Татьяне Сгибневым это, кажется, не грозит — сын Яромир, несмотря на тинейджерский возраст, уже является неотъемлемой и важной частью их предприятия.

1749112 сентября 2024
Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Кредо

Юлия Купрейкина: «Приняли себя, почувствовали свободу — и тогда «секс с Вселенной» практически случился»

Рассказом о правилах обращения со своими желаниями, браках для «галочки», уважительном отношении к граблям, плюсах нынешних детей, ловушках «чекапов» и «любовных блокнотах» один из ведущих омских практикующих психологов, руководитель центра «Мой психолог в Омске» Юлия Купрейкина открывает новую рубрику «ВОмске» — «Поговорим о счастье».

2866106 сентября 2024
«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Story

«Включить здоровый пофигизм, отключить чувство вины»

Владелица омской чайно-кофейной сети VINTAGE Елена Михайлова — о трех годах обучения любви к себе, ответном воспитании немытыми руками, чтении «всего не приколоченного» и семидесятистрочных стихах наизусть, да и вообще о том, каково это — одновременно выращивать детей и бизнес.  

878712 июня 2024

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх