
Человек есть отражение в обществе
Без этого «отражения в обществе» человек сам по себе фактически не имеет смысла, а значит, не существует.
226227 ноября 2017
Мы тут с коллегами, как я уже не раз проговаривался, пытаемся мутить нечто вроде стартапа о вечной жизни (или о как можно более точном копировании человеческой индивидуальности, в минимальной степени связанной с его телом aka биологическим носителем, биороботом). Провели несколько скайп-совещаний, обменялись соображениями о концепте и о подходах к прототипированию. Почти договорились о том, что одной из важнейших должна стать задача эффективного агрегирования разнородной информации, идентифицирующей конкретную человеческую личность, прежде всего — материализованные продукты его творчества во всех возможных формах... Но после очередной рабочей встречи я поймал себя на мысли о том, что мы упускаем важное или даже главное, без чего заявленная цель никогда не будет достигнута, поскольку движение будет осуществляться не в том направлении...
Речь о том, что какого бы уровня точности и полноты в копировании собственно личности мы ни достигли, — это не будет иметь смысла в отрыве от всей системы общественных связей конкретного человека. Более того, можно даже утверждать, что именно эта совокупность и является человеческой личностью, поскольку без этого «отражения в обществе» человек сам по себе фактически не имеет смысла, а значит, не существует. И именно с этим феноменом, прежде всего, и связаны все аспекты «продления жизни». Платон, Пушкин, Маркс — это не то, что каждый из них сказал или написал при жизни, а то, как их слово и их тексты отозвались и продолжают отзываться в общественном сознании (причем, во всех его разновидностях — не только культурно-академическом, но и интуитивно-бытовом). И, кстати, этот мой тезис, как легко понять, отнюдь не является лишь переложением известной формулы Маркса о том, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» — а скорее, ее симметричным дополнением, отражением...
1Наверное, стоит это соображение развернуть более широко, сделать более понятным и обоснованным. Пока же ограничусь лишь фиксацией тезиса об очень высоком приоритете именно коммуникационной составляющей в работе над «цифровой копией» (аватаром) человека. Из чего, в частности, следует представление о том, что он не должен мыслиться и создаваться как единственный и обособленный (проприетарный) объект, а скорее как некий класс объектов, фиксирующих различные версии представления о конкретной личности, грани ее отражения в общественном сознании. Пушкин — это общая часть всех представлений о Пушкине в сознании людей. Причем, представлений активных, то есть, тех, которые участвуют в общественных коммуникациях, в информационно-деятельностном обмене людей...
P.S. Кстати, если кто забыл, рабочее название стартапа — OMSK :-)
Фото:автора
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 11 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 162 человека
Самое читаемое
67920 мая 2025
64421 мая 2025
Выбор редакции
7816611325
социолог, публицист, блогер
Записи автора
2457219 ноября 2018
2128412 февраля 2018
1851128 января 2018
4828518 декабря 2017
Пять вопросов о важном. Третья серия
268725 октября 2017
Пять вопросов о важном. Вторая порция
2789204 сентября 2017
Пять вопросов о важном. Начало
293627 августа 2017
341219 августа 2017
— попутчица
— омичка
— психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии