Интервью с бывшими. Валентина Зубкова
Директор дорожно-строительной лаборатории «Сибцентр» — об омских дорогах, питерских налогах и личных авантюрах.
5459314 января 2019
1
«Интервью с бывшими» — это цикл бесед с людьми, «попытавшимися покинуть Омск», которым мы задаем одинаковые вопросы. Получившиеся интервью дают возможность увидеть город со стороны – плюс с самых разных точек зрения... Предыдущие выпуски смотрите в подборке по тегу «интервью с бывшими».
Сегодня «ВОмске» беседует с руководителем петербургской компании «Сибцентр» Валентиной Ивановной Зубковой, которая уехала из Омска семь лет назад, а четыре с половиной года назад открыла свою фирму и обеспечила работой больше дюжины омичей – на данный момент тоже «бывших».
— Валентина Ивановна, где — в каком городе, стране — вы постоянно живете?
— В Санкт-Петербурге.
— Когда и почему вы попытались покинуть Омск?
— Первый раз в Санкт-Петербург я приехала по приглашению на работу в 2011 году. Год провела там – и уехала на олимпийские стройки в Сочи. До этого трудилась в омском СоюзДорНИИ, ДРСУ №3, в начале «нулевых» несколько лет работала в Ханты-Мансийске. Возглавляла Лабораторию дорожного управления ООО НПО «Мостовика». В апреле 2014 года из Сочи я вернулась в Питер: решение о переезде приняла быстро. Живу здесь уже 4,5 года, организовала свою фирму.
2— Кто был инициатором «развода»: вы или город?
— Скорее, все-таки я. По натуре авантюристка, и решиться на переезд мне было несложно, да и сама профессия подразумевает частые разъезды. Родилась в Читинской области, в семье инженера-дорожника, жили в Кургане, а в 1971 перебрались в Омск. Окончила СибАДИ. Когда меня позвали в Питер, у нас было достаточно стабильное положение: я работала начальником лаборатории, сын учился в вузе… Он дорожник уже в третьем поколении.
— Насколько успешной вы считаете вашу попытку покинуть Омск? Расскажите чуть подробнее о вашей жизни после отъезда: чем занимались и занимаетесь, чем можете похвастаться?..
— Наша фирма занимается диагностикой состояния автодорог, лабораторными испытаниями дорожных материалов, инженерным сопровождением и контролем строительных объектов. Иными словами, контролируем тех, кто строит дороги. В компании работает 15 человек, и в основном все они бывшие омичи, сотрудники СоюзДорНИИ, которых пригласила присоединиться к моей петербургской «авантюре». Из 15 человек у нас только один из Питера. Средний возраст – 35 лет.
Не могу сказать, что создавать все на новом месте было легко: вроде мы всё знаем, но всё же «понаехавшие». У нас и название патриотическое – «Сибцентр». Сегодня лаборатория полностью аккредитована, работаем с государственными контрактами. Поначалу было сложно, сейчас уже проще. Уже два года работаем и в Крыму, открыли там свою лабораторию. Первый год в минусе были. Там тоже омичи...
В 2014 году мы ехали на пустое место. Да, до этого я работала в хороших компаниях, но всегда на кого-то. А тут все с полного нуля. Мы приехали сюда вчетвером. Первый год был тяжелым: пока начнется сезон, пока отработаешь, пока рассчитаются…
Конечно, не буду утверждать, что тут сладко до приторности. Мы все живем в съемных квартирах, я оплачиваю своим работникам жилье. Но съемная квартира меня абсолютно не пугает, хотя стоит минимум 25, а то и все 30 тысяч рублей в месяц. И это не центр, поскольку мы старались искать квартиры ближе к офису. Кто-то мечтает о жилье в собственности, но для меня это никогда не было решающим фактором.
— По кому и по чему омскому вы грустите: по людям, по местам, по событиям?
— Особой ностальгии по самому городу не испытываю. Последний раз была в Омске три года назад. Мне сказали, что там ведется потрясающая реконструкция к 300-летию. Я была в Санкт-Петербурге на 300-летии, города же почти одного возраста. Так вот, я видела, как готовился Питер, и в 2015 году видела, как готовится к юбилею Омск. Мы же дорожники: я попросила показать хоть одну сделанную дорогу… Без комментариев – не хочу заниматься критикой или хаять город, тем более, здесь прошли мои лучшие годы и я всё же скучаю по друзьям и родным.
3— Не тянет обратно? Хотя бы иногда.
— Каждые пять лет приезжаю на встречу выпускников вуза. В этом году будем отмечать институтский юбилей. Но уже шутим, что пора здесь, в Петербурге, встречаться – всем ближе будет. Кто в столице, кто за рубежом… Тянет ли обратно? Не буду кривить душой: нет, в Омск не тянет. Хотя путешествовать люблю. Мы с подругой объехали все окрестности Санкт-Петербурга, не говоря о самом городе. Зимой предпочитаю летать в теплые края: на Кипр, в Индию. Мечтала попасть на католическое Рождество в Европу – ездила в Германию. Все познается в сравнении: всё же отсюда гораздо проще улететь куда бы то ни было… Иногда езжу в Москву к друзьям. А здесь – театры, кино, тематические вечера в кафе, к примеру, выступление бардов…Не каждый вечер провожу за культурной программой, но мне здесь, в Питере, комфортно.
— Можно ли говорить об уникальном «омском менталитете», позволяющем легко узнавать настоящего омича в любом другом городе или стране? Какие черты «омскости» в себе и в других омичах вы считаете позитивными и негативными? Какие из них помогают в жизни, а от каких хотелось бы избавиться?
— Пожалуй, об уникальном менталитете ничего не скажу. Но когда узнаю, что человек с земли омской, находится много общих тем для разговоров. Любопытно, что все мои друзья – и новые, и старые – не стремятся вернуться домой, хотя многие из них – коренные омичи. Среди питерцев встречаются очень хорошие люди, а из омичей далеко не всех хочется видеть. Я как-то нахожу общий язык со всеми…
— Валентина Ивановна, поддерживаете ли вы связь с другими представителями глобальной омской диаспоры? Есть ли там, где вы живете, неформальное омское землячество, входите ли вы в него или общаетесь только с бывшими и нынешними омичами в соцсетях?
— Я работаю бок о бок с омичами. Общаюсь и в жизни, и в соцсетях, поддерживаю отношения и с одноклассниками, и с однокурсниками.
— Можно хотя бы теоретически представить, что вы вернетесь надолго или насовсем? Что для этого должно измениться в Омске, в России или в мире?
— Даже не знаю, что должно измениться… Здесь больше возможностей, интереснее. Мне 56 лет, сыну 28. Если сын вдруг захочет – поеду, но у него даже мысли такой нет. У меня в Омске есть квартира в неплохом районе, но в Северной столице в съемной квартире я себя чувствую лучше, чем в Омске в своей. Когда встречаюсь с друзьями из Омска, они говорят, что с работой плохо, с деньгами тоже… Многие уже на пенсии. Говорю, что могу найти им работу, но с переездом – они не хотят. Боятся перемен в зрелом возрасте. Так ведь и мне страшно было, а что было делать – я авантюристка, оптимистка, сначала делаю, потом думаю! Ошибаюсь, падаю, поднимаюсь и… вперед к новым возможностям, к новым вершинам. Когда приехали сюда, жили в двухкомнатной квартире ввосьмером… И ничего.
4— Чего, на ваш взгляд издалека, Омску не хватает в первую голову? Чем из своего нового опыта вы бы поделились с Омском — из того, что омичи могли бы сделать сами, не дожидаясь милости от власти? Имеются в виду самые разные стороны жизни, включая экономику, ЖКХ, культуру, коммуникации и т.п.
— Дорог, конечно. Сказать, что они плохие, не могу – их, скорее, нет. Город умирает, мне кажется, хотя в советское время был пусть не лучший, но достойный. А ведь в России не так много городов-миллионников… Я окончила СибАДИ в 1984 году. Первый раз мы встретились с выпуском спустя десять лет, практически все еще работали в Омске. Тогда был сильный «ОмскАвтодор» плюс еще 43 дорожных организации. Сейчас осталась в лучшем случае половина, да и «ОмскАвтодора» не осталось – только Управление дорожного хозяйства. Не стало федеральных дорог, которые принадлежали «УралАвтодору». Не помню точно, в каком году, где-то в 90-х, был отдельный городской дорожный фонд. Его консолидировали с областным, и дорожники перестали стараться вообще. Деньги остались только на создание и поддержание видимости бурной деятельности: нет ни на ремонты, ни на реконструкцию.
В Питере же Невский отремонтировали пять лет назад. Полностью! И перед Чемпионатом мира по футболу его снова сделали – а там лишь едва-едва началась небольшая колейность. То есть разрушений нет. Все практически идеально. Но решили переделать… Мы все понимаем, что здесь совсем другие деньги.
Есть ли способ спасти Омск от разрушения, в частности, дорог – а в целом и всего остального? Пока нет нормального хозяина, не будет и положительной динамики – так всегда было, есть и будет. Так что голова нужна. Ну и налоги в Омск, а не из Омска: главной ошибкой экс-губернатора Полежаева считаю всё же то, что он продал в свое время «Сибнефть».
Фото:из личного архива Валентины Зубковой
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 131 человек
22.06.2023
Удастся ли мэру Шелесту увеличить процент от собранных налогов, остающийся в бюджете Омска?
Уже проголосовало 109 человек
Самое читаемое
142808 сентября 2024
Гороскоп на 3 сентября 2024 года
114202 сентября 2024
Гороскоп на 4 сентября 2024 года
86903 сентября 2024
Выбор редакции
Итоги недели с Ефимом Фрейдиным
1349127 августа 2024
Призванный в небесный оркестр…
792227 августа 2024
Многогранный и одержимый Владимир Башкин
99016 августа 2024
— директор правового холдинга «Закон»
— попутчица
— попутчица
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии