
Последний аристократ русской сцены
Есть актёры «штампованные», будто сошедшие с конвейера, одинаково безвкусные и в исторической драме, и в шутовской комедии. А есть – «ручной работы», их единицы, и каждый — не на вес золота — бесценен. Таков народный артист РСФСР Сергей Юрьевич Юрский.
206509 февраля 2019
В детстве я думала, что актёр Сергей Юрский сын Мейерхольда. Ну, похож ведь, особенно в профиль…
Ещё он был похож на завсегдатая литературных салонов. Кажется, сейчас дочитает Хармса и скажет: «Третьего дня в «Бродячей собаке» пил чай с лимоном и кубофутуристами, и Оленька… Судейкина, господа, так славно танцавала…»
1Была в нём какая-то запредельная элегантность, и этот ушедший в небытие аристократизм, и божественная ирония, и безупречно правильная русская речь.
Он не читал – рисовал, как художник кистью, дивным голосом дивные картины из дивного пушкинского «Онегина». И картины оживали:
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Он был одним из лучших чтецов на отечественной сцене. Читать так, как Сергей Юрский, сегодня могут, пожалуй, лишь Александр Филиппенко и Константин Райкин.
Играл, на первый взгляд, как будто просто, как бы ничего особенного и не делал, а оставалось ощущение, что у него нет кожи. Совсем…
Наверное, это и есть искусство, когда непонятно, как «сделана» роль, как сыграно, что в единый миг и уморительно смешно, и пронзительно-нежно, и по-житейски мудро, и недосягаемо глубоко, и на дне этой бездны, которую русский человек по ошибке именует душой, мерцают звёзды.
…Жизнь очень быстро стала лететь. С небольшими антрактами один за другим её покидают актёры, великие и неповторимые. И теперь вот нужно писать о том, что мы больше никогда не сможем почувствовать ЕГО неповторимость. ЕГО больше не будет. Нигде, никогда. И это — самое невыносимое.
Мне возразят: «Жизнь продолжается». Но без НЕГО она другая…
2Есть актёры «штампованные», «серийные», как будто сошедшие с заводского конвейера, одинаково безвкусные и в сериале, и в исторической драме, и в шутовской комедии. А есть – другие, «ручной работы», их единицы, и каждый — даже не на вес золота — бесценен. Таков народный артист РСФСР Сергей Юрьевич Юрский.
Интеллигент, интеллектуал, равных ему не было. Да и с кем Юрскому было соперничать? С Табаковым? Ульяновым? Евстигнеевым? Все они – давным-давно на вершине театрального Олимпа, конкуренция начинается ниже.
Рассказывать о талантливом человеке невероятно трудно. Все слова, которые приходят на ум, кажутся убогими, сравнения – неуместными, штампы – пошлыми. И пафос, к чему этот пафос человеку, который любил жизнь в её самых непафосных проявлениях?
С тех пор как студент юридического факультета Сергей Юрский попал в театр при Ленинградском университете имени Жданова, участь его, как писали в старинных романах, была решена.
После третьего курса мир юриспруденции потерял, возможно, самого талантливого юриста, зато театральный мир приобрёл гениального актёра и режиссёра.
Увы, мне не посчастливилось, видеть его на сцене. Зато я помню «Республику ШКИД», где актёр Юрский блестяще исполнил роль Викниксора – строгого, но справедливого педагога, «Любовь и голуби», которые бы много потеряли без обаятельнейшего деревенского пьяницы дяди Мити, «Короля-оленя», «Место встречи изменить нельзя»…
Каждая сыгранная в этих фильмах роль – маленький шедевр.
Но для меня Сергей Юрский прежде всего самый лучший и безукоризненный Остап Ибрагимович Бендер. Грустный, рефлексирующий, восхитительно-нежный и ранимый.
Как же этого Остапа несло! Он говорил, нёс ахинею со «счастьем первооткрывателя небесной силы, истины и бессмертия», мне оставалось лишь «сложить вёсла» и отдаться мощному потоку обаяния «турецкоподданного».
В отечественном кинематографе я не знаю другого такого потрясающего, умопомрачительного, ошеломляющего актёрского ансамбля, как «золотой» квартет из «Золотого телёнка»: Балаганов – Леонид Куравлёв, Паниковский – Зиновий Гердт, Корейко – Евгений Евстигнеев и Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей – Сергей Юрский.
3И Леонид Гайдай, и Марк Захаров – прекрасные режиссёры, они сняли замечательные фильмы по романам Ильфа и Петрова. Но, в отличие от Михаила Швейцера, у них не было актёра Сергея Юрского. Поэтому они и не сняли «Золотого телёнка».
…Вряд ли этот текст тянет на бессмертие, но ТОТ, кому он посвящён, сегодня утром миновал кулисы царствия земного и вышел на подмостки Вечности.
Слышите, ему аплодируют? Ему есть что рассказать Царствию Небесному…
Фото:с domkino.tv
Яндекс.Директ ВОмске
Скоро
13.01.2025
Вы довольны организацией движения транспорта в связи с ремонтом моста им. 60-летия ВЛКСМ?
Уже проголосовало 8 человек
06.07.2023
Довольны ли вы транспортной реформой?
Уже проголосовало 160 человек
Самое читаемое
Гороскоп на 17 апреля 2025 года
87616 апреля 2025
Гороскоп на 18 апреля 2025 года
79217 апреля 2025
Итоги недели с Алексеем Алгазиным
69817 апреля 2025
Выбор редакции
Интервью с бывшими. Валерий Рощупкин
12605405 марта 2025
— омичка
— Психолог
— Коуч, психолог
Яндекс.Директ ВОмске
Комментарии