Денис Мацуев одарил Омск музыкальной вакциной

«Нам завидуют во всём мире!» — 16 декабря в буре оваций и криках восторга маэстро Мацуев красиво закрыл IV фестиваль «Белая симфония».

5802317 декабря 2020
Денис Мацуев одарил Омск музыкальной вакциной

«Я всегда говорил, что классическая музыка — это терапия, это вакцина, — «самый громкий и самый быстрый пианист отечества» бросал в зал с главной сцены Омской филармонии простые истины. — И если бы у меня в руках был бокал шампанского, я бы предложил выпить за «святую к музыке любовь» и за Сибирь, потому что и сам сибиряк».

…Чёрные «мерины» взяли Концертный зал в кольцо, «предбанник» гудел, фойе бурлило, и к рамкам подлетать мешала гора культурных тел.  

1

— Чё вы сегодня не в своём коттедже?

— Дык, Мацуев приехал!

Все на Мацуева!

Кумир публики неизменно собирает в Омске аншлаги. Тут тебе и бизнес-сообщество, и светила омской медицины, и культурная прослойка. А ещё — домохозяйки, пенсионеры и люди науки. И неважно, чьими сочинениями разговляться будем: Петра Ильича, Дмитрия Дмитриевича или Людвига Ивановича.   

Господа министры вытряхнули моль из смокингов и в едином порыве с народными массами устремились «к разумному, доброму, вечному». И только губернатору срочная командировка помешала насладиться «пальцеломно-виртуозным» искусством Дениса Мацуева.   

Оставь свой дешёвый парфюм на входе всяк входящий в холл, где в непримиримой дуэли сошлась вся охмурительная мощь омских супермаркетов. Могучий «гуччи» перебивал молодящуюся «шанель», вызывающий «мюглер» задирал меланхоличную «нину риччи», а утончённый «армани» растворялся в «боХатом» «гермесе».

Модный горох, нестареющая классика «белый верх — тёмный низ», горжетки а-ля Надя Крупская и, конечно, масочки — всевозможных цветов и форм, включая медведя чернобурого. Человек-медведь тоже любит творчество Дениса Мацуева.    

А кто его не любит?!

2

Громада Мацуева так завалена метафорами и эпитетами, что пробиться к ней невозможно, чтобы не захлебнуться в общих отработанных словах.    

Всенародно любимый, ни капли звёздности и снобизма, Денис Леонидович Мацуев, он — свой и до боли родной музыкант. Народ раз и навсегда полюбил его эмоциональную игру с полуприкрытыми веками, закушенными губами и выразительной мимикой. И вот с этим коронным жестом — отдёрнуть руку от клавиш, словно от удара током, откинуться влево, и вновь заиграть с удесятерённой мощью. 

В переполненном зале ещё не выветрился гром вчерашних аплодисментов, а публика уже неистово приветствовала Дмитрия Васильева, академический симфонический и солистов из столицы нашей Родины: Бориса Андрианова (виолончель) и Гайка Казазяна (скрипка).  

Бетховен не стар — он суперстар

Первое отделение открыли увертюрой Бетховена «Творение Прометея или власть музыки и танца», ибо праздничный концерт-закрытие IV зимнего фестиваля «Белая симфония» счастливо совпал с днём рождения венского классика. 

Бетховену — двести пятьдесят, но никто не даст ему столько. Людвиг ван, или, как любовно зовут его в России, Людвиг Иванович — гениальный композитор, который, несмотря на прогрессирующую глухоту, изменил музыкальный ландшафт Европы, оставив потомкам что сыграть, что послушать, над чем подумать; человек, который любил сыр, кофе, «Одиссею» и яичницу из десяти яиц. 

Для большего вдохновения он окунал голову в ледяную воду или обливался ею весь. Из-за этого одежда часто была мокрой насквозь, и Бетховен подолгу ходил по комнате и сушился. А к тому моменту, когда рубашка и панталоны высыхали, в голове рождался… Третий фортепианный концерт до минор.

Коллега Бетховена Карл Мария фон Вебер выражал сомнение, что минорные концерты вообще способны «дойти до слушателя». Но Бетховену по жизни было плевать, что о нём думает хоть барон Вебер, хоть Наполеон. Чтобы воплотить самые трагические и героические образы, композитор обращался именно к до минору. И «Патетическая» соната, и Пятая симфония написаны в этой тональности.

Не дышать!

Во втором отделении Денис Мацуев исполнил Концерт для фортепиано с оркестром №3, где Бетховен не оглядывается ни на Гайдна, ни на Моцарта, а заявляет о своей индивидуальности «во весь голос».  

3

Играл музыкант приятным объёмным звуком, просто и вкусно. Зал замер. Никто никому не звонил, не переспрашивал, не кашлял. Дышать вообще не хотелось — хотелось лишь вслушиваться в мельчайшие оттенки piano, которыми маэстро жонглировал, как бог.

Меломану и обывателю г-н Мацуев подарил и накал страстей, и спокойную созерцательность, и пафос борьбы, и проникновенную лирику.  И была светлая поэтичная вторая часть, и эффектный финал в стремительном темпе presto, исполненный с невероятной свободой и лихостью, что предсказуемо вызвало бурю аплодисментов.

Видение Шопена 

— Я подумал, что мало вам сыграл, — признался музыкант публике. — Я сыграю вам Второй концерт Шопена.

Фа минорный концерт, написанный под влиянием чувств к одной женщине — Констанции Гладковской, а официально посвящённый другой (у мужчин так часто бывает) — Дельфине Потоцкой — вершина  раннего периода творчества польского гения. Он не смог сказать о своей любви словами и написал исполненную нежности и страстного волнения музыку.

Зал так проникся игрой г-на Мацуева, что не удержался от аплодисментов между первой и второй частью концерта. Маэстро не оскорбился. Он всё понял, и, убрав руки на колени, милостиво позволил выразить свои восторги.

«Чувствительность прилична женщинам, у мужчины музыка должна высекать искры из души», — говорил  Бетховен. И Денис Мацуев высекал искры из омского Steinway. И они разлетались на тысячи миль вокруг. Временами казалось, что у музыканта не две, а три руки. При том, что он играл только одной, а другую то прижимал к сердцу, то дирижировал. 

В танцевальном финале над залом вознёсся сам Фридерик Шопен — мятущийся, нервный, влюблённый, восхитительно-лёгкий и головокружительно-нежный. Он закружил голову, понёс в вихре мазурки, обещая всем без исключения: старикам, детям, министрам и их красавицам-жёнам — весну, счастье, беспечную молодость и вечную любовь. 

И, казалось, что оглохший Бетховен спустился с небес и прильнул к стенам филармонии, ослепший Бах присел на заметённые снегом ступеньки и тихонько насвистывает: «Там-та-ра-та-ра-там», а меланхолик Шопен безудержно хохочет: «Нежнее, господа немцы, ещё нежнее!» 

…Последняя нота замирает на пальцах маэстро, и блестящие капли дрожат на его висках…

4

«Когда я смотрел из-за кулис в зал, то испытал огромное счастье, — признался музыкант омичам. — 15 марта я играл в пустом зале Чайковского, и этот концерт посмотрели в сети больше 4, 5 миллионов человек. Это был, наверное, самый сложный концерт в моей жизни. Но я не хочу, чтобы это повторилось.

За час до выступления я предложил сыграть Второй фортепианный концерт Шопена, который не был заявлен в программе. И маэстро Васильев согласился. Этот дирижёр  и этот оркестр готовы к любым сумасшествиям в хорошем смысле этого слова. Здоровья всем вам. Жизнь продолжается!»

Переполненный зал ликовал вместе с представителями минздрава и Славой Шуголь. И все мечтали, чтобы таких вакцин было побольше. 

Кто знает, ещё пара-тройка таких концертов в Омской филармонии, и день победы над коронавирусом не заставит себя долго ждать.    


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 117 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 247 человек























Блог-пост

Елена Завьялова

— омичка

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Майя Гусейнова

— Журналист. Исследователь. Бегунья.

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Сзади нас — убивают людей, впереди — убивают... А мы — живые...»

....Фильмы о войне она так и не научилась смотреть. Сжимает сердце, душу словно обволакивает тяжестью, глаза застилают слёзы...

47408 мая 2021

Юлия Купрейкина — Инне Динкелаккер: «Прожить всю жизнь в спальне — так себе затея»

Две женщины — гинеколог-эндокринолог и психолог-консультант — в проекте «Интервью по цепочке» говорят о том, что таит в себе словосочетание «женская энергия», как оставаться желанной и желать самой и как жить, если у подруги пять оргазмов в день, а у тебя — один в месяц, да и тот «какой-то не такой».

3222315 апреля 2021

Стиль жизни

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Кредо

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Известный омский фотограф, фотокорреспондент Евгений Кармаев любимой профессии посвятил тридцать восемь лет. Десятого апреля он отмечает свое шестидесятилетие.

131382210 апреля 2021
Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

7209608 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

2971105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

3493130 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх