В трико и без купюр: как прошла открытая репетиция в Омском цирке

«Трюк в собственном соку»: Омский цирк предложил публике участие в эксперименте, в котором обнажил всё то, что обычно расцвечено яркими костюмами, громкой музыкой и современными спецэффектами.

170409 апреля 2021
В трико и без купюр: как прошла открытая репетиция в Омском цирке

«Репетиция как она есть»

Дети всех возрастов, их родители, ученики омских цирковых студий, журналисты и прочие неравнодушные: в цирке собралось три сотни зрителей, и все они желают увидеть, как репетируют артисты программы «Песчаная сказка», которая сейчас с успехом идет в Омском цирке. Полноценная репетиция в дни, когда нет выступлений, длится с утра и до вечера, сегодня же на зрительский суд же вынесли 10-минутные фрагменты — зато самые настоящие, самые сложные, самые показательные, в общем, самые-самые.

1

Ковёрный Константин Асташов, который взял на себя роль шпрехшталмейстера, признается: мероприятие, на котором будет представлено шесть цирковых жанров, для артистов новое и очень волнительное. Впрочем, как и для Омского цирка: в его стенах подобный формат общения со зрителем практикуют впервые. Зрителям обещают: они смогут не только посмотреть на артистов, но и поговорить с ними, задав любые вопросы. Забегая вперед: зрители этой возможностью воспользовались на все сто, вопросов было много, их задавали и взрослые, и дети.

Без блёсток, перьев и высоких каблуков: артисты выйдут в манеж в том, в чем работают на репетициях — трико, футболки, отсутствие яркого сценического макияжа. Будет казаться: обычные люди, но лишь до того момента, как один из них взмоет в воздух, другой начет жонглировать, а третий с легкостью свернётся в затейливый калач…

«Маша, пожа-а-алуйста…»

Первой на манеж выходит Екатерина Запашная со своими мохнатыми артистами: самоедами и далматинцами. Восторг и ликование: на тумбы запрыгивают девять белоснежных «пушинок» и две черно-белых «пятнашки» Джек и Шарлотта.

«Умничка, Соня! Молодец, Дик!»: звучат команды, которые не слышны во время спектакля, но произносятся точно так же. Собаки прыгают через обруч и через скакалку, получая «поощрительный приз» – постную говядину, которую дрессировщица прячет в сумке через плечо. «А эта девочка пока не умеет делать трюк, потому репетируется он в два этапа, и поощрений требуется больше»: омичи первыми видят дебют самоеда Помы, которая только учится, но пока не работает в манеже.

2

«У меня есть суперленивая собачка, которая работает единственный трюк с каруселью, и ее надо попросить: Маша, пожа-а-алуйста…», — Екатерина Запашная раскрывает секреты дрессуры и показывает, как научить собачку ходить на передних лапках. — «Этот трюк только для маленьких собак, потому что у больших длинный позвоночник. Обучение занимает три-четыре месяца. Терпение, поддержка под пузико и вкусное мясо! А самое важное — дисциплина, без нее не будет красивого номера».

Вопрос из зала: «Они же все одинаковые и белые! Как вы их различаете? А любимчики у вас есть?»
«О, это очень популярный вопрос! — улыбается Катя. — Все самоеды разные, не повторяется ни одна черта: от носа до кончика хвоста. А любимчик ждет дома, это Баста, он не работает в спектакле».

Любовь к двум апельсинам

Много веков назад в гробнице египетского фараона обнаружили изображение девушки, жонглирующей мячами. Жонглирование — цирковое искусство с богатой историей. На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок, а делать это, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума — булавы летают, когда артисты сидят на мотоциклах разной высоты, от полутора до трех метров.

В программе представители цирковой династии и одной большой семьи работают вшестером, на репетицию выходят вчетвером. Первым — младший: Леонид Чугунов начал работать лишь год назад, сейчас ему 12 лет. Следом появляется 23-летний Константин, за ним — его папа Александр и мама Инна. Старшему — самый высокий моноцикл: танец булав продолжается. Вот артисты движутся по кругу, вот Леня встает на плечи Косте — и они жонглируют вчетвером.

«Нам нужны восемь человек, которые тоже хотят попробовать!» — два раза повторять не приходится. Напортив, приходится останавливать лавину ребят, потому что желающих в два раза больше… Детям, спустившимся из зрительного зала, раздают апельсины – для начала по одному, а после по два. Мастер-класс по жонглированию — уже не апельсинами, а булавами показывают и девочки из цирковой студии.

Вопрос из зала: «А за какое время можно научиться ездить на моноцикле?»
«Леонид, например, научился за месяц», — отвечают жонглеры.

Гуттаперчевая девочка

Cложный и невероятной красоты номер: обладательница бронзовой награды Всемирного фестиваля циркового искусства «ИДОЛ-2018» Татьяна Белова исполняет соло-эквилибр на одной трости. Уникальность номера в том, что гимнастка все это время – а номер длится около 10 минут — стоит на руках на высоте 3,5 метров. А все ее «каучуковое» тело напоминает пламя свечи, в обрамлении которых, к слову, она и выступает.

Татьяна начинает разминаться за три часа до выхода на манеж – за кулисами, чтобы уже в манеже продемонстрировать гибкость, растяжку, потрясающий баланс и невероятную технику в опоре на руки. Вот она касается пяткой собственного носа. А вот закручивается в сложносочиненную спираль. Чуть позже она рассказывает потрясенным зрителям, как прийти к тому, чтобы спина гнулась ровно пополам, причем назад: «С раннего детства по два часа в день тянулась, и сейчас после каждой тренировки постоянно закачиваю спину, чтобы был мышечный каркас, а спина не «гуляла» и не болела».

Серьезный мужчина из зала спрашивает 20-летнюю Таню, какие упражнения для мышц спины она посоветует, и артистка без лишних слов спрыгивает на ковер и делает «кошку», «лодку», обратный мостик: «никакого железа – только собственный вес». А на вопрос, страшно ли ей работать на такой верхотуре, улыбается и кивает: «Я огромная трусиха и страшно боюсь высоты, поэтому медленными шажками двигаюсь ввысь…»

3

Вопрос из зала: «Почему я не могу так, как ты, хотя занимаюсь гимнастикой?»
Татьяна уверяет: «Будешь заниматься каждый день, и все непременно получится! И прогибы, и шпагаты».

Лошадью ходи!

А по манежу уже бодро рысят два тяжеловоза: густые гривы, широкие спины. Жокеи-наездники на лошадях под руководством Олеси Макеевой демонстрируют, как репетируют редчайший для циркового манежа номер, в основе которого — акробатика на лошадях. Один из артистов стоит на крупе лошади, бегущей по кругу, и — ап! — на ходу делает сальто в манеж. Очевидно, что это вовсе не просто, долго учились и акробаты, и животные.

Травмоопасный номер не репетируется без лонжи, которую пристегивает у поясу наездник, но в программе страховку не используют. А вот сухари, которые обожают лошади, идут в ход и там, и там. Задача для лошадей на репетиции – не бояться света, звука, людей, ровно бежать по манежу, чтобы акробат не упал. Сами артисты плюс ко всему репетируют свои трюки и на ковре – прежде чем перенести их на спину лошади.

Вопрос из зала: «Сколько времени нужно, чтобы ввести лошадь в работу?»
«От полугода, если лошадь уже взрослая. С молодой придется работать дольше», — отвечает Олеся.

Воздушная тревога

Едва успели проводили лошадей, как в манеж выходит воздушная гимнастка Яна Лебедева, которая работает на кольце. Шпагат в обруче на высоте в несколько метров заставляет зрителей замереть, ведущий же в это время рассказывает про «серьезный и коварный аппарат, с которого легко соскользнуть». Яну сменяют Екатерина Запашная и ее муж Константин Растегаев. В программе они без страховки исполняют фантастически сложный номер: в 2020 году пара с триумфом выступила на фестивале в Испании, 9-й Международный фестиваль циркового искусства «Золотой слон» в Жироне принес им «золото».

Катя демонстрирует зрителям тюбик с магнезией: она нужна, чтобы во время сложных «сцепок» не скользили руки и ноги. И вот — время трюков. Пара показывает «фирменную» поддержку: Катя, повиснув вниз головой, держится за ступни партнера лишь носочком собственной ступни — и больше ничем. Вот она кружится в воздухе, а партнер держит ее лишь зубами. И еще один опасный трюк: Константин ловит летящую Катю ногами. Тот самый, во время исполнения которого гимнастка однажды упала и чудом осталась цела и почти невредима. Без ярких костюмов и громкой музыки трюк «обнажен до косточек»: зритель видит, сколько труда в него вложено, и на что способно человеческое тело.

Вопрос из зала: «Константин, а у вас зубы после такого не болят?»
«Да с нами стоматолог ездит, мы без него никуда!» — шутит Константин.

4

Три грации

Кто самый опасный зверь в Африке? Не лев, не носорог, а бегемот! — уверяет ведущий. Бегемоты охраняют свою территорию и свою еду, и если им покажется, что человек нарушает их границы, это чревато недюжинным выплеском агрессии. «Толстенький добродушный увалень» может бежать со скоростью 50 км в час, и не приведи господь быть тем, за кем он бежит... Народный артист России Тофик Ахундов – редкий человек, который смог понять психологию бегемотов, и относится к ним, как к собственным детям.

А вот и они: Злат, Яна и Аида чинно выходят в манеж. «Девчонки, морковочку!» — на призыв дрессировщика мгновенно открывают рты и лопают угощение. Пока зрители ахают и охают, рассматривая больших «девочек», их «папа» отвечает на вопросы, которых – множество.

Бегемотам по 12 лет, а на момент судьбоносного знакомства Тофиком Ахундовым исполнилось по году. Он ездил за ним в Израиль: бегемотики родились в одном озере. В основе дрессуры принцип один: терпение, четкий голос и никакого физического воздействия, иначе все вернется бумерангом.

«Начал с ними разговаривать на бегемочьем языке», — артист издает громкие звуки, которые сложно передать словами, и его питомцы тут же навостряют маленькие уши. Трюки, которые они выполняют, вписаны в историю мирового цирка как единственные и неповторимые. Бегемоты уже репетировали сегодня, ведь в цирке у них — свой четкий режим, и сейчас просто гуляют по манежу, даря публике возможность рассмотреть их вблизи со всех сторон.

Вопрос из зала: «А на что на ощупь похож бегемот?»
«У них очень необычная и чувствительная кожа: муха садится – сразу чувствуют» — отвечает дрессировщик.

День цирка: что нас ждет?

Открытая репетиция завершилась так же празднично, как и началась: на вырученные от продажи билетов деньги цирк помог бездомным животным, подарив домашнему приюту «У Виктории» корм для собак, а приюту «Добрые руки» — новенький холодильник. «Во время пандемии к нам приводили животных, которых сложно было кормить, — рассказала директор Омского цирка Елена Агафонова. – Нам очень обидно, когда говорят, что в цирке плохо относятся к животным — это неправда. В истории были дрессировщики, которые не очень хорошо вели себя по отношению к животным, и мы много лет за них отдуваемся и пытаемся на деле доказать, что мы не такие, как они. Открытая репетиция, в частности, призвана показать, что животным в цирке хорошо. Несравнимо лучше, чем тем бедолагам, которые живут на улице. Сегодня мы все вместе сделали доброе дело».

Открытая репетиция — лишь начало череды оригинальных мероприятий, приуроченных к Международному дню цирка, который отмечают во всем мире в третью субботу апреля (в этом году — 17 апреля). Родом праздник из Монако: идея чествовать цирк принадлежит принцессе Стефании, которая, как и жители княжества в целом, отличается любовью к этому искусству. В Монако проводят ежегодные фестивали и с особым пиететом относятся к цирковым артистам.

В этом году Омский цирк, как и все цирки России и мира, будет отмечать праздник. И весьма масштабно: можно сказать, что нас ждет не День, а целая Декада цирка. Так, к примеру, 14 апреля гостей приглашают на арт-эксперимент «Музыка в цирке». Омский цирк — один из немногих, где сохраняется собственный оркестр, и его музыканты продемонстрируют, чем живой звук в цирке отличается от фонограммы. В тот же день откроется первая экспозиция музея истории Омского цирка, для которого уже долгое время собирают архивные материалы, фотографии, снимают фильм о том, каким был цирк в Омске сто с лишним лет назад.

Также для гостей откроется выставка фотохудожника Сергея Барсукова, посвященная великим династиям российского и советского цирка. «Цирк — это территория семейных ценностей, артисты работают рука об руку со своими женами и мужьями, родителями и детьми, братьями и сестрами. И зрители приходят к нам семьями: порой четыре-пять поколений одновременно, потому что возраст никак не влияет на восприятие циркового искусства», — по словам Елены Агафоновой, и 17 апреля акцент в программе будет сделан на семейные ценности. Сюрпризов будет много, один из них уже известен: в этот день цирк приглашает в гости представителей омских династий в различных профессиях:

— Мы ждем сотню представителей омских профессиональных династий, от врачей до учителей. В каждой — не менее трех поколений. Мы покажем им все, что умеем и можем, а они, мы надеемся, поздравят наших замечательных артистов с этим замечательным и долгожданным праздником!

Автор:Елена Ярмизина

Фото:Сергей Барсуков

Теги:Омский циркЕлена Агафонова


Яндекс.Директ ВОмске




Комментарии

Скоро

Ваше мнение

26.03.2021

Кого бы вы хотели видеть на посту мэра города Омска?

Уже проголосовало 118 человек

18.02.2021

А вы уже сделали прививку от коронавируса?

Уже проголосовало 248 человек























Блог-пост

Александр Минжуренко

— историк, политик

Оксана Дубонос

— домохозяйка

Другие новости


Яндекс.Директ ВОмске

Эксклюзив

«Сзади нас — убивают людей, впереди — убивают... А мы — живые...»

....Фильмы о войне она так и не научилась смотреть. Сжимает сердце, душу словно обволакивает тяжестью, глаза застилают слёзы...

52808 мая 2021

Юлия Купрейкина — Инне Динкелаккер: «Прожить всю жизнь в спальне — так себе затея»

Две женщины — гинеколог-эндокринолог и психолог-консультант — в проекте «Интервью по цепочке» говорят о том, что таит в себе словосочетание «женская энергия», как оставаться желанной и желать самой и как жить, если у подруги пять оргазмов в день, а у тебя — один в месяц, да и тот «какой-то не такой».

3240315 апреля 2021

Стиль жизни

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Кредо

Евгений Кармаев: «Есть только миг…»

Известный омский фотограф, фотокорреспондент Евгений Кармаев любимой профессии посвятил тридцать восемь лет. Десятого апреля он отмечает свое шестидесятилетие.

131582210 апреля 2021
Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Кредо

Елена Агафонова: «Любоваться облаками можно и из рабочего кабинета»

Накануне Международного дня цирка директор Омского цирка рассказала о послевкусии, которое оставил у неё 2020 год, о том, каким сегодня должен быть трюк, чтобы захватить зрителя, а также о том, почему обезьянам после «карантинной» паузы пришлось сесть на диету.

7226608 апреля 2021
Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Кредо

Человеческий «космос» Сергея Сочивко

Рассказывать о творчестве этого художника – все равно что пытаться в трех словах передать содержание, к примеру, романа Шолохова «Тихий Дон». Почти на каждом его холсте разворачивается свое особое действо, в которое вовлечены десятки крайне колоритных персонажей.     

2995105 апреля 2021
Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

Story

Эквилибристы-жонглеры Чугуновы: танец булав и моноциклов

На то, чтобы научиться профессионально жонглировать, требуются месяцы упорных тренировок. Жонглировать, балансируя на моноцикле, — годы кропотливого труда. Артисты «Росгосцирка», эквилибристы-жонглеры Чугуновы усложнили задачу до максимума…

3512130 марта 2021

Подписаться на рассылку

Яндекс.Директ ВОмске




Наверх